В данной статье рассматривается влияние вероятности банкротства на рыночную стоимость компании. Объектом исследования является вероятность банкротства компаний. Предметом исследования является влияние данной вероятности на рыночную стоимость компаний. Методологической основой проводимого исследования являются труды таких авторов, как Г.В. Давыдова и А.Ю. Беликов, О.П. Зайцева, Г.В. Савицкая, Д.Я. Вишняков, А.В. Колосов, В.Л. Шемякин, Э. Альтман, Г. Сабато, Ж. Конан и М. Голдер. Модели, составленные данными авторами, во многом схожи по используемым коэффициентам, однако вес того или иного коэффициента значительно разнится. На основании исследуемых моделей необходимо обращать внимание на количество используемых факторов. Точность прогнозирования увеличивается, если факторов в модели используется как можно больше. Но следует понимать, что не существует и не может существовать универсальных моделей, которые смогли бы подойти для оценки вероятности банкротства любых компаний. Прежде всего, нужно учитывать отраслевую принадлежность компании. В разных отраслях, и даже подотраслях, значения отдельных финансовых показателей сильно отличаются друг от друга.
В исследовании участвуют только те компании, чьи акции котируются на бирже. Такие компании в силу Закона обязаны публиковать отчетность в общедоступных источниках [5].
Таким образом, в нашем распоряжении оказываются даты публикаций как годовых, так и ежеквартальных отчетностей компаний, а также данные цен на акции в любой момент времени, предоставляемые биржей и иными вспомогательными ресурсами [4].
В целях подтверждения гипотезы о влиянии вероятности банкротства компании на рыночную стоимость компании, была выбрана обанкротившаяся впоследствии компания, а именно ОАО «АК «Трансаэро». Рассматриваемый период исследования цены акции компании 01.01.2014‑01.10.2015 (дата принятия решения о банкротстве перевозчика [6]).
Акционеры, основываясь на данных годовой отчетности за 2013 г., а далее на ежеквартальных отчетностях за 3, 6 и 9 месяцев 2014 г. могли наблюдать позитивные сдвиги в деятельности компании. Следует обратить внимание, что чистая прибыль имела положительные значения. Вероятность банкротства, рассчитанная по различным моделям, также несколько падала, что не предвещало никаких серьезных проблем. Таким образом, за период с 01.01.2014 по 26.02.2015 стоимость 1 акции выросла со 130 руб. до 214 руб. за акцию. Однако по итогам годовой отчетности за 2014 год, вышедшей к концу февраля 2015 г., компания получила отрицательный финансовый результат на уровне чистой прибыли в 20 млрд руб. Такой финансовый результат не мог не сказаться на настроениях акционеров. Вероятность банкротства существенно возросла, достигнув пороговых значений в моделях.
Рынок отреагировал достаточно быстро, и цена акции в период с 26.02.2015 по 17.03.2015 упала более чем в 2 раза и составила 95 руб.
Финансовый результат в отчетности за 1 квартал 2015 г. был отрицателен уже на уровне прибыли от продаж. Данный факт сказался еще на части показателей. Банкротство становилось все ближе. Цена акции постепенно падала, но данное падение нельзя назвать критичным.
К дате публикации отчетности за 6 месяцев стоимость акций достигла 83 руб. Финансовый результат в отчетности за I полугодие 2015 г. был отрицателен уже на уровне валовой прибыли. Следовательно, коэффициенты, участвующие в моделях, достигли своих самых низких значений, что вызвало негативные настроения акционеров и дальнейшее снижение цен на акции. На 01.10.2015 цена 1 акции составляла всего 14 руб.
На основании данного анализа, а также анализа других акционерных обществ, чьи акции котируются и их долговая нагрузка достаточно высока, была выявлена отрицательная корреляционная связь между процентом вероятности банкротства компании и ценой акции, т. е. чем ниже вероятность банкротства, тем выше цена акции. Данная корреляционная связь может быть охарактеризована как сильная, так как лежит в пределах 0,7-0,99.
Необходимо обратить внимание на то, что банкротства в России неэффективны, потому что большинство процедур контролируемое [2]. Зачастую компании наращивают искусственную задолженность. К примеру, заем не идет на производственную деятельность предприятия, а проходит транзитом, формируется «круговая» задолженность или просто фиктивный долг. Поэтому в России оценка вероятности банкротства слабо осуществима, ведь ее результаты могут совершенно не сходиться с реальными процессами, происходящими в компании. Институт банкротства еще недостаточно развит в России, требуется время на внесение дополнительных поправок в Закон [1], а также постоянный контроль хозяйственной деятельности крупных компаний с целью недопущения «липовых» банкротств компаний [3]. Например, 70 % должников — юридических лиц входит в процедуры банкротства уже без имущества. Исходя из этого, модели оценки вероятности банкротства слабо применимы в текущих реалиях, однако они могут быть использованы не только по своему прямому назначению, но и для иных целей, связанных, к примеру, с изменением цены акции.
Научная новизна и практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что модели прогнозирования вероятности банкротства могут применяться не только с целью выявления критичности кризисных явлений, но также и для определения направления движения цены акции на ближайшую перспективу, без учета факторов внешней среды.
- Федеральный закон Российской Федерации от 26.10.2002 № 127‑ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» // СЗ РФ. 2002. № 43. Ст. 4190.
- Число банкротств выросло почти в полтора раза. [Электронный ресурс] РБК. URL: https://www.rbc.ru/economics/24/06/2019/5d0cf3fc9a7947ccc62515b9 (дата обращения 20.10.2019)
- Признаки банкротства юридического лица в 2019 году. [Электронный ресурс] Финансовый директор. URL: https://www.fd.ru/articles/159451-priznaki-bankrotstva-yuridicheskogo-litsa-v-2019-godu (дата обращения 20.10.2019)
- Стоимость акций ОАО «АК «Трансаэро». [Электронный ресурс] InvestFuture. URL: https://investfuture.ru/securities/id/140 (дата обращения 20.10.2019)
- Центр раскрытия информации. [Электронный ресурс] Интерфакс. URL: https://www.e-disclosure.ru/portal/files.aspx?id=12696&type=5 (дата обращения 20.10.2019)
- Правительство решило признать «Трансаэро» банкротом. [Электронный ресурс] Ведомости. URL: https://www.vedomosti.ru/business/articles/2015/10/01/611146-transaero-priznana-bankrotom (дата обращения 20.10.2019)