СПОСОБ РЕМОНТА ПРОМЫСЛОВЫХ НЕФТЕПРОВОДОВ

21 мая 3:57
  1. Введение

Здесь уместно отметить, что в соответствии с «Правилами по эксплуатации, ревизии, ремонту и отбраковке нефтепромысловых трубопроводов» (РД 39-132-94) запрещается длительная эксплуатация трубопроводов, предназначенных для перекачки взрывопожароопасных и агрессивных газов и продуктов, при наличии хомутов. Хомуты должны быть ликвидированы при первой же остановке трубопровода на ревизию или ремонт.

Цель работы — повышение эффективности и безопасности технологии аварийного ремонта действующих трубопроводов.

Для решения поставленной цели были сформулированы следующие основные задачи:

  • исследование и разработка методов повышения ресурса накладных элементов, применяемых при аварийном ремонте;
  • разработка методов прогнозирования остаточного ресурса трубопроводов после аварийного ремонта;
  • разработка методики оценки и повышения ресурса трубопроводов с накладными усилительными элементами.
  1. Описание научно-технической новизны и актуальности работы

Принцип действия технологии заключается в следующем: на дефектный участок трубопровода надевается жесткий упругий композитный элемент – лайнер с нанесенным на его внутреннюю поверхность клеевым компаундом. Поверх лайнера монтируется мощный силовой корпус композитной муфты и затягивается болтовым соединением с заданным тарированным усилием. Прочность силового корпуса муфты намного превосходит прочность бездефектной трубы, а усилие сжатия обеспечивает практически полную разгрузку металла трубопровода от внутреннего давления. При обжатии силового корпуса излишки клея выдавливаются из-под лайнера, заполняя все неровности и обеспечивая надежную герметизацию наружной поверхности трубопровода.

Наличие лайнера позволяет устанавливать УКМТ на дефектные участки трубопроводов в зонах любых сварных швов: продольных, спиральных, вертикальных, а также их сочетаниях. Толщина лайнера равна толщине валика усиления трубного сварного шва, что исключает возможность возникновения концентраторов напряжений. Длина внутреннего лайнера несколько больше длины силового корпуса, что позволяет ремонтировать протяженные прямолинейные участки трубопровода без разрыва, устанавливая муфты последовательно друг за другом. Таким образом, вокруг участка трубопровода формируется новая герметичная композитная оболочка практически любой длины, усиленная снаружи силовым корпусом.

2.1 Актуальность идеи.

УКМТ сохраняют работоспособность в диапазоне температур от -60 до 200°С. Также возможно изготовление муфт для использования при температуре до 400°С. Применение УКМТ позволяет продлить срок службы отремонтированного участка трубопровода до 30 лет без необходимости его обслуживания и ремонта. Также УКМТ могут применяться для ремонта подводных морских трубопроводов. Клеевой слой полимеризуется при влажности до 100% и температуре стенки трубы до -7°С. Среднее время ремонта одного дефекта на глубине до 30 м составляет около 30 минут. Материал муфты не подвержен коррозии, поскольку металлические детали выполнены из коррозионностойкой стали.

Рис.1. Аварийный ремонт сквозных отверстий с помощью УКМТ168

Различные модификации УКМТ – УКМТ-А и УКМТ168 – позволяют ликвидировать аварийные сквозные отверстия. Соответствующие испытания (гидравлические тесты) проводились компанией CIGAZ (Румыния). Гидравлический стенд со сквозным отверстием диаметром 8 мм, отремонтированный с помощью УКМТ168, выдержал давление больше 160 бар (рис.1.).

Список литературы:

  1. ФНП В области промышленной безопасности «Правила Безопасной Эксплуатации внутри промысловых трубопроводов.» от 30.11.2017г.
  2. Муфты УКМТ. Кошкаров В. С., Королевских А. Н. Тюменский государственный нефтегазовый университет.