Педагог бессилен, если у школьника нет мотивации к учению. «Все наши замыслы, все поиски и построения превращаются в прах, если у ученика нет желания учиться», говорил В. А. Сухомлинский[2]. Желание учиться чаще всего никак не сопряжено с трудоспособностью ребенка или либо с его умственными способностями, а связано это с падением заинтересованности к учебе, уменьшением учебной мотивации. Для того чтобы бороться с этим фактом, нужно понять и осознать мотивы учения.
Дети, которые учатся в школе, различны не только как по характеру и поведению, однако и по степени психологического и физиологического формирования. Одни обучаются просто, схватывают все на лету, а другим для освоения базы потребуется время и сила. Есть и такие которым сложно дается учение, и из-за этого они тратят много времени, чаще всего интерес к учебе пропадает. И такие дети задерживают общее развитие класса, нарушают школьную дисциплину, получают замечания и в результате этого ребенок теряет покой, появляется неуверенность в себе, он начинает бояться плохой оценки и эти переживания еще больше тормозят процесс усвоения знаний. И, безусловно, все это приводит к потере интереса к учебе[4].
Вопрос мотивации школьников не стоит на месте, многие образовательные учреждения постоянно и целенаправленно изучают, как повысить эффективность обучения учащихся. Постоянно меняются и усовершенствуются методики и программы обучения, для того чтобы, исходя из определенных психологических и педагогических предпосылок, сделать учебный материал удобным для глубокого и успешного усвоения материала учащимися. И выявить формы и методы активизации самостоятельности у учащихся и формирование устойчивых познавательных интересов. Как раз таки уровень учебной мотивации рассматривается как один из критериев эффективности педагогического процесса, как результат образовательной деятельности учреждения[7].
Причин нежелания учиться очень много. Можем ли мы, как педагоги и родители, пробудить в детях жажду знаний? Можем, нам нужно только изучить и исследовать мотивацию и ее роль в познавательной деятельности.
Рассматривая, особенности развития ребенка младшего школьного возраста, можно сделать вывод о том, что на данном возрастном периоде у детей доминирующая функция – мышление. И, исходя, из этого школьное обучение должно строится таким образом, что словесно-логическое мышление получает преимущественное развитие. Так же у младших школьников наблюдается наличие в поведении сформированной сферы мотивов и интересов, внутреннего плана поступков, способности довольно правильно расценивать итоги собственной деятельности и своих вероятностей[6].
Один из наших отечественных ученых, а именно Л. И. Божович изучая мотивы школьников, выделила широкие социальные мотивы получения знаний и мотивы появившиеся от самой учебной деятельности. Таким образом, был сделан вывод, что главным, доминирующим мотивом является мотив рожденный самой учебной деятельности[1]. С этим выводом согласилась Н. Г. Морозова, но она обратила большее внимание на мотивы связанные с содержанием учения и охарактеризовала их так: «В младшем школьном возрасте большое значение имеет эмоциональный компонент, в подростковом — познавательный. У учащихся, в старшем звене непосредственный мотив, идет от самой деятельности и побуждает ребенка заниматься интересующим его делом, обычно сопровождается рядом социальных мотивов» [5]. Отсюда следует, что интерес к познанию не подходит к младшему школьнику, к такому же выводу пришла Г.И. Щукина[8].
Зарубежный ученый Г. Олпорт выдвинул идею личностного подхода к мотивации человека. Он рассматривает самореализацию личности как первопричину человеческого поведения. А в теории Э. Даффи поведение описывается через направленность и интенсивность. Так же Д. Берлайн разработал сложную систему мотивации, согласно которой потребность определяет ответы организма. Но сама потребность у него тесно связана с потенциалом возбуждения первичных структур, и поэтому его теория физиологична[4].
Как мы уже и выяснили, учебная деятельность побуждается не одним мотивом, а целой системой разнообразных мотивов, которые связаны межу собой и дополняют друг друга, находятся в определенном взаимосвязи между собой.
Следует учитывать, что мотивация формируется и проявляется в разные возрасты по-разному, с разной степенью выраженности и направленности[3]. Поэтому стоит учитывать все стороны данного процесса, а именно рассматривать определенный мотив только в контексте целостной личности; личность каждого ребенка — в контексте возраста, а возраст — в контексте развития всего школьного периода. Одни и те же мотивы в структуре личности различных учеников и в разные возрастные периоды приобретают неодинаковую смысловую нагрузку.
Сформированность мотивации является важным качественным показателем эффективности учебно-воспитательного процесса.
Подводя итог исследования мотивации учения младших школьников, мы не можем однозначно ответить и вывести формулу мотивации к учебе учеников. Но можно говорить о том, что главным, доминирующим мотивом является мотив, рожденный самой учебной деятельности. То есть для формирования мотивации к учебе у младшего школьника необходимо самой учебой возбудить внутренний мотив, а именно заинтересовать познавательной деятельностью.
Список литературы
- Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. М., Педагогика, 1968.
- Возрастная и педагогическая психология. Учебник под ред. Гамезо. М., Наука, 1984.
- Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М., Педагогика, 1972.
- Маркова А.К. и др. Формирование мотивации учения. Книга для учителя. М., Просвещение, 1990.
- Морозова Н.Г. Учителю о познавательном интересе. Психология и педагогика, №2, 1979.
- Немов Р.С. Психология. Учебник. М., Просвещение, ВЛАДОС, 1995.
- Щукина Г.И. Активация сознательной деятельности учащихся в учебном процессе. М., Просвещение, 1979.
- Щукина Г.И. Проблема познавательного интереса в педагогике. М., Просвещение, 1971