Роман Болот Боотура «Сааскы дьыбардар» («Весенние заморозки») вышел в свет 1971 г. и был удостоен первой премии на республиканском конкурсе. Это первое крупное художественное произведение в якутской литературе, правдиво описывающее трудную жизнь, быт, традиции, культуру и общественные отношения эвенского народа, жителей Арктики в сложное время революционных событий на Крайнем Севере.
История северного человека, его борьба за правду новой жизни — такова основная идея романа. Картины суровой природы, красочность народных преданий, описание обычаев делают книгу художественно ярким произведением.
В данной работе мы рассмотрим, во-первых дискурс самого романа, дискурс писателя и читателя. Под литературным дискурсом мы понимаем сферу, среду, где происходит событие. В данном случае, у нас получается три временных периода: 1. время произведения, 2. время, когда написан роман, 3. время, когда читается роман. При анализе дискурса как процесса дискурс представляет собой концепт «здесь и сейчас» речемыслительную деятельность.
И так, разберем дискурс произведения. Время в романе гражданское, где события происходят в конце двадцатых годов за Полярным кругом. Здесь много пишется о противостояниях белых и красных, пепеляевшине, молодых активистов и жизни на севере в эти непростые годы.
Гражданская война на севере Якутии начиналась 1920 года и закончилась в 1924 году. Эти годы были очень трудными и материально, и морально. Много событий, которые представляют недопонимание, неизвестность и незащищенность. Как известно, практически весь север Якутии был агитирован белыми и был на стороне контрреволюции. Арктические улусы между собой держали хорошую связь, поэтому и были сильной армией для белых.
В романе описывается вся это картина войны и борьбы за советскую власть. В конце произведения во главе ярого красноармейца Коли Дойдунского и его единомышленников, уяндинцы побеждают гражданскую войну.
В своей статье Пашкевич О. И., «Национальный образ мира в творчестве В.С.Соловьева-Болот Боотура», с точностью отметила пространственную картину в романе: «Гармонично выглядит и пространственная картина произведения, которая состоит из двух противоположных друг другу миров. С одной стороны, локализованная в тундре семья Сергечана Никулина, с другой — село Уянди. Представление происходящего также служит раскрытию характера человека тундры; в описании хронотопа села Уянди быт, нравы, воззрения людей села изображены автором как полная противоположность быту «природных» людей. «На фоне природного хронотопа здесь наиболее ярко вырисовывается совершенно другой характер времени: ритмическая организация сюжета подвергается ускорению, жизнь жителей наслега насыщена событиями»» [3].
Уянди- (также Уяндино; якут. Уйаандьы) — село в Усть-Янском улусе, Республики Саха (Якутия), Российская Федерация.
Село находится в северной части Якутии, на левом берегу реки Бакы вблизи места впадения её в Уяндину, на расстоянии примерно 37 километров (по прямой) к востоку от посёлка Депутатский, административного центра улуса. На данный момент, это село обозначен как малонаселенный пункт, население составляет не выше 150 человек. 75% там живут эвены.
Пейзаж в произведении особенный. Автор описывает арктическую природу так, что читая данный роман, каждый попадает в место, где яркое голубое небо, высокие, красивые горы и северные лесные просторы со своими прелестями и очарованиями. Всегда преобладают оттенки белого и синего цвета. «Показалось солнце, осветило горы вокруг – заблестели обындевевшие скалы, засверкали. Радостно увидеть солнце после долгой зимы. Так тянет в эту пору обойти родные места. Воздух здесь, высоко в горах, такой становится легкий, прозрачный! Аниче кажется, что и она стала совсем легкой, кости наполнились воздухом» [1].
Климат в местности Уянди характеризуется как приморский арктический, с продолжительной морозной зимой и коротким прохладным летом. Средняя температура воздуха самого тёплого месяца составляет 12 °C; самого холодного — −32 − −40 °C.
В романе писатель создал немало интересных персонажей, которые не похожи друг на друга своими мнениями, взглядами на мир. Они имеют свои статусы, места в обществе. Также, Болот Боотур отлично передаёт национальный менталитет и образ мышления своих героев.
Главный герой романа является Сергечан Никулин – семьянин, охотник. Сергечана в произведении описывает как человека трудолюбивого, честного и любящего свою семью отца. У него большая, дружная семья, где всегда теплые, приятные отношения между собой. Основным видом деятельности северян является: охота. Будущее и дальнейшее благополучие семьи зависит от удачнoй или неудачнoй охoты. Также, главными персонажами романа являются, Аанча, Ньуркучаан, Дьэргэ, Арыыса, Коля Дойдунский итд.
Следующий дискурс это дискурс писателя. Соловьев Василий Сергеевич — Болот Боотур — (15.04.1915—24.05.1993) народный писатель, заслуженный работник культуры Якутии. Участник Великой Отечественной войны. Он родился в IV Хатылынском наслеге Ботурусского улуса, ныне Чурапчинского улуса в многодетной крестьянской семье. «Его детские впечатления были связаны с ранним приобщением к труду и грозными событиями Гражданской войны. В памяти будущего писателя навсегда осталось то зимнее утро, когда отступавшие под натиском красных повстанцы расстреляли лучших людей наслега. Позднее эти эпизоды были воспроизведены в его романах» [5]. По окончании школы колхозной молодежи с 1933 года работал учителем в Мындагайской начальной школе. Далее был призван в ряды Красной Армии. Воевал в составе известной 21№ лыжной бригады, сражался за Родину до окончания войны, дошел до Берлина, вернулся в 1945 году.
Молодой военный уезжает в крайний север работать, где еще никогда не побывал. Во время работы инспектором в Усть-Янском районе с 1947 по 1951 он собрал богатый материал для своих произведений. Интересовался больше фольклором, этнографией и краеведением. В эти годы Болот Боотур всем сердцем полюбил север и его добродушных жителей. Красота северных гор очаровали его. Многие его сочинения посвящены северу.
Василий Сергеевич написал этот уникальный роман в 1971 году, в годы советской власти, когда после окончания войны все встало на свое место. Якутия в этот момент была в стадии развитии, процветания и прогресса во всех сферах деятельности.
Советская власть — это распространение отношений крестьянского общества на все государство. Советская власть является отработанным инструментом построения честного и справедливого общества. В СССР были устранены главные источники массовых страданий и страхов — бедность, безработица, бездомность, голод, преступное и межнациональное насилие, а так же массовая гибель в войнах с более сильным противником.
Дискурс автора, Болото Боотура, можем оценивать так: время — советская власть, место написания – не в Усть-Янском районе, написал он свой роман позднее по материалу, собранным на севере и личным опытом. Он сам узнал и видел своими глазами трудную жизнь северян.
Дискурс читателя сообразен. Если время в написании писателем и произведении можно оценить, то время читателя невозможно, потому что оно меняется. Кто-то читает книгу сегодня, в современном мире через телефон, а кто-то читал в советское время. Также дискурс зависит от восприятия, от возраста, от опыта, от социального статуса читателя итд. «Текст без читателя неполон. Реально он существует в процессе его восприятия, при реконструкции той части его содержания, которая прямо в тексте не выражена, но предполагается, что она известна читателю и привносится им в процессе создания художественного дискурса» [4].
Приведем пример, мы собираемся читать произведение «Сааскы дьыбардар» в 2020 году, где описаны годы гражданской войны с 1920 года, написанное В. С. Соловьевым в 1971 году. Читая, мы воспринимаем те времена, те чувства, которые нам чужды, неизвестны. Поэтому, у каждого читателя свое личное восприятие произведения.
«Одним из основных отличий дискурса художественного произведения от других типов дискурса является цель, которую он подразумевает. Так, цель художественного дискурса может быть описана следующим образом: писатель посредством своего произведения осуществляет попытку воздействия непосредственно на «духовное пространство» читателя как реципиента с целью воздействия на него и внесения некоторых изменений. Под духовным пространством в таком случае понимается система ценностей, знаний, взгляды на жизнь конкретного человека, чаяния и желания, личностные ориентиры». Дискурсивной целью произведения В.С.Соловьева «Сааскы дьыбардар» является передачей и осведомлением об арктической земле, о жителях и жизни в крайнем севере. Читая сегодня, мы имеем возможность поближе узнать об этих местах, где кругом снег и горы.
Таким образом, литературный дискурс требует особое взаимоотношение и взаимодействие между писателем и читателем, вовлечение культурных, эстетических и личных знаний о мире и отражение особого отношения к окружающей действительности. «На материале произведений якутского писателя В.С.Соловьёва-Болот Боотура рассматриваются особенности отражения национального менталитета, которые проявились в сюжетах романов, поэтике, мировосприятии.
Использованная литература:
- Болот Боотур «Весенние заморозки» : роман / авториз. пер. с якут. В. Дудинцева, Н. Гордеевой. — Москва : Современник, 1974. — 374 [1] с.
- Болот Боотур «Сааскы дьыбардар» : роман / Болот Боотур. — Якутскай : Саха сиринээҕи кинигэ изд-вота, 1984. — 455, [1] с.
- Электронная библиотека — Киберленинка «Национальный образ мира в творчестве В.С.Соловьева – Болот Боотура», «Языкознание и литературоведение», Пашкевич Ольга Иосифовна
- Гуо, Хуиян. Особенности дискурса художественного произведения / Хуиян Гуо. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2017. — № 20 (154). — С. 483-486.
- Бурцев, Анатолий Алексеевич (1944). «Великая традиция» якутской литературы: творчество народных писателей / А. А. Бурцев ; [науч. ред. А. И. Гоголев] ; М-во образования и науки Рос. Федерации, Сев.-Вост. федер. ун-т им. М. К. Аммосова. — Якутск : Издательский дом СВФУ, 2015. — 391 с.