Государственный бюджет — это чрезвычайно сложное социально-экономическое явление, являющееся главным звеном финансовой системы государства, важнейшим средством, с помощью которого государство осуществляет распределение и перераспределение (ВВП). Из него финансируются мероприятия общегосударственного значения в области хозяйственного, культурного строительства, обороны страны, содержание органов государственной власти и управления и другие в соответствии с функциональной классификацией расходов.
Для реализации своих функций государство ищет финансовые ресурсы, то есть таким образом формирует свои доходы. А основным источником доходов государства является ВВП или национальное богатство, часть которого оно и использует. Кроме того, государственный бюджет является самым действенным инструментом управления экономикой. Вместе с тем, в Казахстане, несмотря на определённые успехи в реформировании бюджетной системы всё еще сохраняются проблемы, выраженные в недопоступлении налоговых платежей в бюджет, высоком уровне зависимости доходов бюджета от сырьевого сектора экономики, проблемы межбюджетных отношений. Преодоление данных проблем, очевидно, стоит начать с решения проблемы формирования государственного бюджета.
Показатели исполнения государственного бюджета Республики Казахстан приведены в таблице 1.
Таблица 1 — Динамика доходов государственного бюджета Республики Казахстан за 2017-2019 гг., млн.тенге
Наименование вида поступлений |
2017 г. |
2018г. |
2019 г. |
Изменение показателя за 2017-2019 гг. |
|
Млн.тенге |
в % |
||||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
I. ДОХОДЫ |
11 567 691 |
10 808 573 |
12 758 479 |
1 190 788 |
10,3 |
Налоговые поступления, в том числе: |
6 810 851 |
7 890 048 |
9 216 474 |
2 405 623 |
35,3 |
— КПН |
1 538 785 |
1 687 577 |
1 974 763 |
435 978 |
28,3 |
— ИПН |
750 212 |
838 394 |
876 324 |
126 112 |
16,8 |
— социальный налог |
576 607 |
618 505 |
696 635 |
120 028 |
20,8 |
— НДС |
1 664 699 |
2 034 314 |
2 693 127 |
1 028 428 |
61,8 |
— акцизы |
255 994 |
311 856 |
343 409 |
87 415 |
34,1 |
Неналоговые поступления |
273 872 |
225 988 |
354 463 |
80 591 |
29,4 |
Поступления от продажи основного капитала |
68 650 |
92 536 |
117 542 |
48 892 |
71,2 |
Поступления трансфертов |
4 414 317 |
2 600 000 |
3 070 000 |
-1 344 317 |
-30,5 |
Как видно из данных таблицы, доходы государственного бюджета в 2019 году составили 12 758,5 млрд. тенге, что на 10,3% больше показателя 2017 года. Наибольшую долю в доходах государственного бюджета РК имеют налоговые поступления 72,2 % в 2019 году. В абсолютном выражении рост налоговых поступлений за последние три года составил 2 405,6 млрд. тенге или 35,3% [1].
Неналоговые поступления также имели тенденцию увеличения по анализируемый период с 273,9 млрд. тг. в 2017 г. до 354,5 млрд. тг. в 2019 г., что обеспечено в основном за счет поступлений от штрафов, пени, санкций, взысканий, налагаемых государственными учреждениями, финансируемыми из государственного бюджета. Поступления от продажи основного капитала увеличились с 68,6 млрд. тг. в 2017 году до 117,5 млрд. тг. в 2019 году. Поступления трансфертов уменьшились в анализируемом периоде с 4 414,3 млрд. тг. до 3 070 млрд. тг.
Более наглядно динамика доходов государственного бюджета РК и темпы их прироста приведены на рисунке 2.
Рисунок 2 — Динамика доходов государственного бюджета РК и темпы их прироста за 2017-2019 гг., трлн. тенге
Несмотря на положительную динамику роста поступлений, наблюдается рост недоимки в бюджет, которая составила на 1 января 2019 года 232,6 млрд. тенге (рисунок 2).
Рисунок 4 — Динамика недоимки по налоговым поступлениям за 2017-2019 гг., млн. тенге
Расходы бюджета в 2019 году увеличились в сравнении с 2017 годом на
1,1 трлн. тенге до 13,5 трлн. тенге (таблица 2).
Таблица 2 — Динамика затрат государственного бюджета Республики Казахстан за 2017-2019 гг., млн. тенге
Наименование |
2017 г. |
2018 г. |
2019 г. |
Изменение за 2017-2019 гг. |
|
Млн. тенге |
% |
||||
Затраты государственного бюджета всего, в том числе: |
12 485 378 |
11 346 054 |
13 535 581 |
1 050 203 |
8,4 |
— затраты на госуслуги общего характера |
652 254 |
611 026 |
744 128 |
91 874 |
14,1 |
— затраты на оборону |
452 375 |
542 129 |
738 655 |
286 280 |
63,3 |
— затраты на общественный порядок, безопасность и правовую деятельность |
709 712 |
795 090 |
833 305 |
123 593 |
17,4 |
— затраты на образование |
1 843 243 |
1 948 477 |
2 332 035 |
488 792 |
26,5 |
— затраты на здравоохранение |
1 128 316 |
1 173 313 |
1 291 789 |
163 473 |
14,5 |
— затраты на соцпомощь и соцобеспечение |
2 302 330 |
2 751 354 |
3 466 724 |
1 164 394 |
50,6 |
— затраты на ЖКХ |
688 374 |
749 030 |
913 650 |
225 276 |
32,7 |
— затраты на культуру, спорт, туризм и информационное пространство |
398 540 |
449 291 |
456 201 |
57 661 |
14,5 |
— затраты на топливно-энергетический комплекс и недропользование |
137 939 |
130 489 |
127 872 |
-10 067 |
-7,3 |
— затраты на сельское, водное, лесное и рыбное хозяйство |
474 307 |
501 835 |
583 410 |
109 103 |
23,0 |
— затраты на промышленность, архитектурную, градостроительную и строительную деятельность |
29 791 |
35 860 |
69 566 |
39 775 |
133,5 |
— затраты на транспорт и коммуникации |
850 434 |
834 187 |
893 622 |
43 188 |
5,1 |
— прочие затраты |
2 334 295 |
225 843 |
402 557 |
-1 931 738 |
-82,8 |
— затраты на обслуживание государственного долга |
458 874 |
587 663 |
679 644 |
220 770 |
48,1 |
— трансферты |
24 594 |
10 467 |
2 422 |
-22 172 |
-90,2 |
Из данных таблицы видно, что за последние три года затраты государственного бюджета в абсолютном выражении выросли в меньшей степени, чем доходная часть: если совокупные доходы бюджета за 2017-2019 гг. увеличились на 1 190 млрд. тенге (10,3%), то затраты увеличились на 1 050 млрд. тенге (8,4%).
В структуре расходов государственного бюджета 25,6% приходится на социальную помощь и обеспечение (3,5 трлн. тенге), 17,2% на образование (2,3 трлн. тенге) и 9,5% на здравоохранение (1,3 трлн. тенге). Напомним, что правительство в 2017 году осуществило единоразовое целевое перечисление в АО «Фонд проблемных кредитов» в размере 2,09 трлн. тенге для поддержки банковского сектора страны и как следствие прочие расходы в 2017 году составили 2 334,29 млрд. тенге [1].
Более наглядно структура расходов государственного бюджета Республики Казахстан приведена на рисунке 3.
Рисунок 3 —Структура затрат государственного бюджета Республики Казахстан за 2019 год, в процентах
На обслуживание долга в 2019 году потратили 679,6 млрд. тенге (в 2017 – 458,9 млрд. тенге). Чистое бюджетное кредитование за 2019 год составило 262,8 млрд тенге, а сальдо по операциям с финансовыми активами составило 245,3 млрд тенге.
Дефицит консолидированного бюджета по итогам 2019-го года составил 1 285,3 млрд. тенге, сократившись на 12% в отношении 2017-го года. Динамика дефицита государственного бюджета Республики Казахстан за 2016-2018 гг. приведена на рисунке 4.
Рисунок 4 — Динамика дефицита государственного бюджета Республики Казахстан за 2017-2019 гг., млн. тенге
Итак, проведенные исследования указывают, что государственный бюджет Казахстана как по доходам, так и по расходам имеет ряд проблем формирования и использования бюджетных средств. Анализ результатов проведенных в течение последних лет контрольно-аналитических мероприятий Счетного комитета Республики Казахстан свидетельствует, что многие проблемы с использованием бюджетных средств являются следствием прямых правонарушений, которые повторяются из года в год [2]. Наиболее характерными по количеству выявленных случаев и объемов нарушений являются следующие:
— финансовые нарушения,
— неэффективное планирование,
— неэффективное использование средств,
— процедурные нарушения.
Кроме того, по данным Счетного комитета Республики Казахстан сумма неэффективно использованных бюджетных средств, которые были выделены на решение социально-экономических задач в 2018 году, несмотря на снижение по сравнению с 2017 годом всё ещё остается существенной – 137,8 млрд. тенге [2].
К сожалению, неэффективное использование бюджетных средств является достаточно распространенным явлением в бюджетном процессе. Оно негативно сказывается на развитии не только отдельных отраслей экономики, но и социальной сферы, поскольку не строятся и не ремонтируются вовремя и в запланированных объемах дома, школы, детские сады, больницы, дороги, мосты, еще больше распыляются бюджетные средства, снижается уровень социальной защиты населения, растет количество объектов незавершенного строительства и прочее. В результате упущена возможность дополнительного мультипликативного эффекта бюджетных средств на рост экономики [3].
На основе проведенного исследования, можно утверждать, что главными проблемами в формировании и использовании средств государственного бюджета Республики Казахстан является несогласованность потребностей в налоговых поступлениях с возможностями их получения, что приводит к наличию дефицита государственного бюджета.
Важным для государства является преодоление теневой экономики, которое может быть успешным лишь в условиях стабильного экономического роста.
Важной проблемой формирования доходной части государственного бюджета Республики Казахстан является и несовершенное налоговое законодательство. Так, в последнее время остро стоял вопрос о реформе системы льгот, которые предоставляются плательщикам налогов и платежей [4].
Еще одной проблемой в формировании доходной части государственного бюджета является оценка соотношений между налоговыми и неналоговыми поступлениями в бюджет и то, насколько происходит одновременная концентрация доходов бюджета за счет основных бюджетообразующих налогов: налог на добавленную стоимость, корпоративного подоходного налога, акцизов. В этой части имеет место ряд противоречивых тенденций. Способствовать увеличению доходной части государственного бюджета РК будет дальнейшее проведение финансово-налоговых реформ и совершенствования экономических отношений, которые в свою очередь должны быть направлены на обеспечение устойчивой тенденции роста доходов бюджета. Такие реформы должны быть направлены на:
— поиск резервов мобилизации доходов бюджета за счет внедрения на практике налогообложения недвижимости; расширение налоговой базы за счет легализации и регулирования доходов юридических и физических лиц. На наш взгляд, необходимо изменить идеологию налогообложения в интересах каждого гражданина и государства в целом.
— повышение косвенных налогов с физических лиц на потребление предметов роскоши, что принесет дополнительные поступления в бюджет, о чем свидетельствует опыт зарубежных стран;
— оптимизация затрат на развитие экономики;
— поддержка отечественного производителя, особенно работающих на потребительский рынок, потому что за последние 20 лет наша страна заполнилась товарами, которые пользуются спросом из-за рубежа;
— необходимо ввести четкое разграничение налогов, зачисляемых в государственные и местные бюджеты, расширить права органов местного самоуправления в сфере налогообложения;
— обеспечить рост расходов пропорционально с ростом доходов бюджета, это будет гарантировать сбалансированность бюджета при любых экономических условиях в государстве;
— проведение мероприятий по уменьшению тенизации экономики.
Перечисленные мероприятия будут способствовать оптимизации государственного бюджета Казахстана и позволят разработать и внедрить взвешенную фискально-бюджетную политику, в которой будет учтен опыт ведущих стран мира, что в конечном итоге позволит сформировать в государственном бюджете прерогативные статьи расходов государства на постоянной основе после осуществления восстановления экономики Казахстана.
Список литературы
- Статистические данные Министерства финансов Республики Казахстан [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.minfin.gov.kz/
- Информация о работе Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета за II квартал и I полугодие 2019 года [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://online.zakon.kz/Document/?doc_id=34929448
- Берстембаева Р.К., Асилова А.С., Искаков Б.М. Проблемы исполнения государственного бюджета Республики Казахстан в условиях глобальной реальности // Вестник университета Туран. 2018. № 2 (78). С. 132-139.
- Турдалы Ж.Н. Экономический анализ администрирования налоговых поступлений в государственный бюджет Республики Казахстан //Финансовая экономика. 2018. № 5. С. 98-101.