Адаптивная физическая культура является, прежде всего упражнениями, направленными на то, чтобы привести людей с ограниченными возможностями в нормальное окружение и максимально адаптировать их.
В адаптивном спорте существует два направления:
- Рекреационно-оздоровительный спорт.
Проводится в школе, во внеурочной деятельности, в спортивных клубах, в секциях по конкретному виду спорта: тренировка, соревнования.
- Спорт высших достижений.
Проводится в спортивных клубах, в физкультурно-оздоровительных секциях, различных общественных объединениях для людей с ограниченными возможностями.
Организация спортивных семинаров с детьми с ослабленным здоровьем, а также больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата была и одна из задач АФК. По этой причине в настоящее время активно ведется поиск высококачественных методов для коррекции детей с ограниченными возможностями здоровья. Современные технологии и методы лечения процессов заживления у детей с церебральным параличом изначально указывают на то, что спорт является наилучшей и наиболее эффективной формой физического и социального развития, с помощью которой дети-инвалиды могут самостоятельно развиваться.
Система АФК, во-первых, включает в себя физическое развитие, т. к. это является важной частью общей структуры образования, воспитания и коррекции нарушений опорно-двигательного аппарата у детей с церебральным параличом.
По мнению ученых, адаптивная физическая культура является, прежде всего, организованной формой физического развития, которая охватывает очень долгий период жизни инвалида (дошкольный возраст, в самой школе, затем в подростковом возрасте). Поэтому физкультура ‑ это самый важный путь приобщения ребенка к высокому ‑ к ценностям физической культуры.
Если перейти к целям наиболее адаптируемого физического воспитания, то это адаптация людей с ограниченными возможностями здоровья к физическим и другим условиям мира.
Считаю необходимым указать ‑ какие же задачи у АФК.
Во-первых, следует отметить, что первая группа задач охватывает не только людей с ограниченными возможностями, но и другие группы населения. Это: укрепление здоровья и, в частности, укрепление иммунитета, улучшение физического развития. Также развитие мышечной массы, улучшение формы тела, улучшение и формирование жизненных навыков и знаний в области физического воспитания. Приобретение необходимых навыков для физического воспитания самостоятельно.
Во-вторых, следует отметить, что вторая группа задач уже охватывает людей с ограниченными возможностями. То есть в случае нарушений развития, при наличии дефекта развития или болезни. Эти задачи включают в себя: профилактика, компенсация и коррекция развития.
Решение задач второй группы воспитания предполагает наличие таких методов и приемов, которые включают разработку специальных программ физического воспитания, направленных на оздоровление и улучшение общего состояния больного человека. Также в эту группу задач входит выбор системы обучения, в которой она рационально интегрируется в сумму средств и затраченного времени. Такие курсы должны проводиться не только тренером, но и тем, кто знает и понимает психологию людей с ограниченными возможностями.
Хотя государство и общество стремятся сократить различия и сломать стену между здоровыми и больными на данном этапе, эта стена все еще существует. Для человека с болезнью необходимо тщательно выбирать программу обучения, которая не только полезна, но и интересна. На самом деле, люди с этим заболеванием чаще всего склонны к депрессии и преследованиям со стороны здоровых людей.
Некоторые типы занятий организуются и управляются инструктором АФК, другие ‑ общественными и государственными организациями, другие обычно являются родителями детей, возможно, даже добровольцами, а некоторые ‑ даже самостоятельными усилиями.
В зависимости от вышеупомянутого физического воспитания занятия делятся на несколько групп.
Первая группа занятий ‑ это учебные занятия. Они необходимы для того, чтобы ученик мог получить новые знания через физическое воспитание.
Вторая группа занятий ‑ это коррекционные занятия ‑ для развития и изменения физических свойств, изменения психических функций с помощью физических упражнений, а также обучение.
Третья группа занятий ‑ занятия по изменению внешности, правильной осанки, плоскостопию, укреплению сердечнососудистой системы и дыхательных путей.
Четвертая группа занятий – это занятия для лечения или восстановления тех функций, которые были потеряны из-за болезни.
Пятая группа занятий ‑ спорт ‑ для саморазвития с целью улучшения физической подготовки.
Шестая группа занятий ‑ занятия для студентов. Улучшение досуга, улучшение отдыха. Пропаганда здорового образа жизни и счастливого детства.
Данное деление носит такой характер, при котором я не берусь утверждать, что его нужно по любому придерживаться. Однако не следует забывать, что в нашей стране, согласно Конституции Российской Федерации, слово и мнение человека являются наиболее важными.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, адаптивное физическое воспитание является очень важным и высококачественным средством адаптации и физической реабилитации. Тем не менее, следует отметить, что этот тип физического воспитания, к сожалению, недостаточно используется.
В 21 веке все промышленно развитые страны создают одинаковые условия для людей с ограниченными возможностями и здоровых людей, выходя за все грани. Так что люди с ограниченными возможностями не чувствуют себя неполноценными и неравноправными и незнакомыми людьми в мире. Государство должно поощрять любой вид спортивной деятельности, который способствует и поддерживает работу людей с ограниченными возможностями. Например, предоставление средств для организации физического воспитания определенной части населения.
Также хочется отметить преимущества нашего общества. Нельзя не вспомнить параолимпийские игры, где спортсмены с ограниченными возможностями также имеют право соревноваться и выигрывать медали. Многие инвалиды, которые принимают участие в таких соревнованиях, не видят разницы между собой и здоровым человеком. И прежде всего, стены между здоровым и больным человеком просто не существует.
Исходя из вышеизложенного, необходимо отметить, что адаптивная физическая культура является комплексом спортивных и оздоровительных мероприятий, направленных на реабилитацию детей-инвалидов и их адаптацию к полноценной социальной среде. А также преодоление психологических барьеров, которые препятствуют ощущению полноценности жизни. Адаптивная физическая культура помогает прийти людям с ограниченными возможностями к осознанию необходимости и возможности своего личного вклада в социальное развитие общества.
Адаптивная физическая культура и адаптивный спорт рассматриваются как способ социальной интеграции в общество. Они являются сильным стимулом, который помогает восстановить или установить общий контакт с окружающим обществом. В нашей стране, однако, недооценивается, что спорт и физическое воспитание имеют большое значение для человека с отклонениями в обычной жизни. В этой связи основной проблемой остается участие как можно большего числа людей с ограниченными возможностями в интенсивных курсах по адаптивному воспитанию и адаптивному спорту, а также создание всех предпосылок для реализации курсов для эффективной интеграции людей с ограниченными возможностями.
Список литературы
- Адаптивная физическая культура: Учебное пособие / С. П. Евсеев — М.: Советский спорт, 201
- Особенности личностно-ориентированной физической подготовки / С.М. Воронин, H.A. Воронов, Л.Ю. Шалайкин, Е.В. Игнатова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. Серия: Педагогика. Психология. Социальная работа. Ювенология. Социокинетика. 2015. Т. 21. № 2.
- Пискайкина М.Н., Николаев П.П. О некоторых проблемах формирования личности студентов в процессе физического воспитания и пути их решения // Известия Института систем управления СГЭУ. 2011. №2 (3).
- Сунагатова Л. В., Марченкова У. А. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов // Молодой ученый. — 2012. — №12. — С. 603-607. — URL https://moluch.ru/archive/47/5856/ (дата обращения: 07.10.2019).
- [1] Хисамова Л.Р. Влияние адаптивного спорта на социальную адаптацию инвалидов // Научное сообщество студентов: междисциплинарные исследования: сб. ст. по мат. XLII междунар. студ. науч.-практ. конф. № 7(42). URL: https://sibac.info/archive/meghdis/7(42).pdf (дата обращения: 07.10.2019)
ф