Актуальность создания и развития современной информационной образовательной среды в школах обусловлено требованиями Федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС).
Методологическую основу составили исследования: концепция информатизации системы образования (А.В. Аванесов, В.Н. Апатова, и др.); концепция модернизации информационного образовательного пространства раскрыта В.И. Астафьевым информационного подхода [1]. Развитие творческой личности в условиях информатизации образовательной среды была изучена Барахсановой Е.А.
Младшие школьники должны быть готовыми жить в современном обществе, поэтому в образовательный процесс активно внедряются различные ИКТ-технологии. В развитие ИКТ- компетенции младших школьников входит не только умение активно использовать ИКТ-технологии, но и способность к сотрудничеству, активное приобретение и пополнение знаний. Использование ИКТ возможно на всех этапах обучения: при введении нового материала, закреплении, повторении и контроле.
Чрезвычайно благоприятный контекст для формирования информационных компетенций предоставляет учебный предмет «Окружающий мир». Именно, в предметной области «Окружающий мир» преимущественно должны формироваться элементы ИКТ-компетентности, связанные с различными способами изучения природы и общества, не только изучение материалов учебника, но и наблюдения и опыты.
С целью выявления уровня развития ИКТ компетенции младших школьников нами была проведена экспериментальная работа на базе МОБУ СОШ №1 г. Якутска. В ходе эксперимент участвовали два класса. Учащиеся 2 «Б» – экспериментальная группа, 2 «А» – контрольная группа.
На первом этапе была выявлена сформированность ИКТ- компетенции при помощи анкетирования. Были выделены следующие результаты. В экспериментальной группе высокий уровень 10%, средний уровень 56% и низкий уровень 34%. В контрольной группе высокий уровень 12%, средний уровень 52% и низкий уровень 36%. Данное исследование позволило сделать вывод о том, что в контрольной и экспериментальной группах разный уровень развития ИКТ компетенции.
Исходя из полученных данных, нами был создан комплекс из 9 занятий с использованием ИКТ-технологий для создания учащимися мультфильмов, так как создание мультфильмов становится предметом заинтересованности младших школьников и повышает мотивацию к обучению (см. табл.1).
Таблица 1
Комплекс занятий с использованием ИКТ-технологий
№ | Наименование урока: | ИКТ-технология: | |
1 | Вводная экскурсия по теме «Погода» | Обучающие игры | |
2 | Урок «Природные явления и погода» | Виртуальные энциклопедии | |
3 | «Юные исследователи» | Виртуальная экскурсия | |
4 | Урок «Необычные явления природы» | Обучающие игры | |
5 | Игра-конкурс «Каждая погода — благодать» | Power Point | |
6 | Урок «Грозные явления природы» | Обучающие игры | |
7 | «Зимние изменения в неживой природе». | Виртуальная экскурсия | |
8 | «Погода и ее измерение» | Виртуальные энциклопедии | |
9 | «Знатоки природы» | Power Point | |
Создание мультфильма состоит из двух основных этапов: съемка и монтаж. Для съемки понадобится фотоаппарат, фон, освещение и то, что вы собираетесь снимать. Предполагается, что ученик должен выполнить такое задание в процессе индивидуальной подготовки (дома или на уроке). Для создания нам понадобилась программа WindowsMovieMaker. Отснятый материал мы импортировали и поместили на шкалу времени, где отображается раскадровка, затем добавляем эффект «ускорение» и добавляем музыку и звук. Сопоставление результатов констатирующего и контрольного экспериментов показало, что проведение комплекса занятий на этапе формирующего эксперимента способствовало повышению качества знаний.
Исходя из этого, можно сделать вывод о том, что использование ИКТ-технологии и развитие ИКТ-компетенций младших школьников позволяет сделать процесс обучения комфортным, повышают эффективность обучения, решает вопросы воспитания всесторонне развитой, творческой личности.
Список использованной литературы:
- Барахсанова Е.А. Развитие творческой индивидуальности школьников в условиях информатизации образования. Дис. … докт. пед. наук. – Якутск, 2004. – 366 с.
- Борисова Л.П., Шадрина С.Н. Проблема информатизации образования в зарубежных исследованиях// В мире научных открытий. 2015. № 11-1. С. 479-487.
- Неустроева М.И., Шадрина С.Н. Использование информационных технологий в учебном процессе // В сборнике: Электронное обучение в ВУЗе и в школе Материалы сетевой международной научно-практической конференции. 2015. С. 205-207.
- Цветкова М.С., Ратобыльская Э.С., Дылян Г.Д. Модели комплексной информатизации общего образования / Учебное издание. — М.: БИНОМ. Лаборатория знаний. — 119 с.
- Косолапова Е.В. Формирование медиаграмотности как компонента информационной культуры младших школьников в условиях школьных и детских библиотек. – Казань, 2013. – 25 с.