ХХ век навсегда войдёт в историю как начало космической эры, открывшей перед человечеством невероятные возможности. Но одновременно с этим он стал и периодом страшных катастроф в космосе и на Земле, унёсшим жизни многих космонавтов и обслуживающего персонала наземных объектов ракетно-космической отрасли [1].
24 октября в 18:45 1960 года на полигоне Байконур в казахстанских степях произошла самая страшная катастрофа в истории мировой космонавтики и ракетной техники. В этот день на старте взорвалась межконтинентальная баллистическая ракета Р-16. По официальной информации, тогда погибло 78 человек (по данным академика Б.Е. Чертока, в тот день жертв было больше — 126 человек). Среди погибших было немало советских конструкторов ракетной техники, а также командующий ракетными войсками СССР — маршал
М.И. Неделин. Данная катастрофа стала страшным ударом для российской космической отрасли и ракетостроения [1].
Данный пожар произошел следующим образом — самопроизвольно запустился маршевый двигатель второй ступени. Среди других команд программный токораспределитель (ПТР) второй ступени ракеты Р-16 был приведен в нейтральное положение. По пути в нейтральное положение ПТР подал питание на схему запуска двигателя второй ступени ракеты. По планам конструкторов это был резервный вариант на тот случай, если после завершения работы двигателя первой ступени по штатным каналам не пройдет команда на запуск двигателя второй ступени. При этом все предохранители, которые могли бы помешать такому запуску, на тот момент были уже сняты, их сняли, когда искали неисправности ракеты. Огнем от включившегося двигателя прожгло днище бака окислителя, а затем и бака горючего первой ступени. В результате практически мгновенно вспыхнули более 120 тонн компонентов ракетного топлива. Последовавший далее взрыв разметал горящие компоненты топлива на сотни метров вокруг [1].
Пожар и последовавшие за ним взрывы превратили стартовую позицию в настоящий ад. От центра стартового стола с огромной скоростью разбегались в стороны концентрические волны огненного смерча, которые уничтожали все на своем пути. Взрывное возгорание шло практически лавинообразно. И хотя оно продолжалось по времени не больше минуты, огонь распространился на десятки метров во все стороны. Компоненты топлива из баков ракеты Р-16 выплескивались на стоявших вблизи нее испытателей. Огонь практически мгновенно пожирал тех, кто был ближе всего к ракете, а ядовитые пары вызывали смертельные отравления. Спасаясь от огня, люди пытались убежать как можно дальше, но из-за очень высокого уровня температуры на них как факел вспыхивала одежда, многие сгорели, не успев сделать даже нескольких шагов. Некоторые, уже очутившись в безопасной зоне, пытались перебраться через колючую проволоку и запутывались в ней, некоторые упали в приямок, с которого перед пуском были сняты решетки. В него стекало разлившееся топливо, упавшие туда люди обожглись скопившейся кислотой [1].
Пожар в ракетной шахте Серси, США, 1965.
Официальная причина: утечка кислорода из-за повреждения гидравлического шланга.
Жертвами данного пожара стали 53 человека.
В Арканзасе в одной из пусковых ракетных шахт около поселения Серси велись работы по программе модернизации Project YARD FENCE. Один из рабочих случайно повредил резаком гидравлический шланг с горючей жидкостью. Пары распространились по шахте, произошло стихийное возгорание. Сильный пожар унес жизни 53 рабочих. Спастись удалось лишь двоим [1].
Пожар на «Аполлон-1», США, 1967 год.
Что случилось: экипаж из 3-х человек сгорел заживо во время имитационной тренировки в командном модуле корабля
Официальная причина: короткое замыкание, плохо изолированная проводка.
Во времена «лунной гонки» между сверхдержавами главнейшим приоритетом была скорость. Американцы очень спешили с реализацией программы «Аполлон», чтобы опередить СССР в высадке на Луну. В 1966 году успешно прошли запуски беспилотных «Аполлонов-1», на конец февраля 1967 года запланировали первые запуски пилотируемой версии аппарата.
Однако спешка принесла проблемы. Модуль был серьезно недоработан, последние приготовления инженеры делали уже перед запуском. В кабину вместо воздуха был закачан чистый кислород. Началась тренировка. Это сопровождалось постоянными неполадками со связью и техникой. Во время очередной проверки датчики зафиксировали короткое замыкание — и уже через 10 секунд в кабине начался пожар. Модуль не выдержал внутреннего давления и лопнул — весь экипаж заживо сгорел [2].
Взрыв и пожар на космодроме Плесецк при запуске ракеты-носителя «Космос-3М».
25 июня 1973 года в 4 часа 22 минуты произошла вспышка, а затем два последовательных взрыва и начался пожар. В результате взрыва 7 человек погибло на стартовом комплексе. Получили ожоги различной степени и госпитализированы инженер-испытатель майор Бирюков В.Ф., рядовой Сайдгалеев Г.М. и инженер-конструктор КБ ПО «Полет» Власов Ю.А. От полученных ожогов Бирюков В.Ф. и Сайдгалеев Г.М. скончались. С профилактическими целями в связи с пребыванием в атмосфере, насыщенной парами ракетного топлива, было госпитализировано 10 человек.
Вспышка паров или жидкой фазы горючего и последующий взрыв по времени совпали с началом работы расчета окислителя по подготовке наполнительных соединений к стыковке. Государственная комиссия, анализируя причины, которые могли бы вызвать вспышку, пришла к выводу, что «наиболее вероятным является случайное попадание на проливы горючего остатков окислителя из наполнительных соединений при неосторожных действиях исполнителей» [3].
Кто виноват в случившейся трагедии? Комиссия, занимавшаяся изучением причин катастрофы, в своем заключении записала, что принятые решения, приведшие в итоге к повреждению бака ракеты, образованию больших концентраций паров ракетного горючего и их взрыву, «нельзя считать технически обоснованными», т.е. в трагедии виноват сам боевой расчет. Формально это вроде бы и так, но… В ходе подготовки ракеты к пуску боевой расчет оказался в ситуации, не предусмотренной Главным конструктором. Выполняя боевой приказ по запуску космического аппарата в назначенное время, боевой расчет был вынужден использовать метод проб и ошибок для устранения «белых пятен», оставленных в эксплуатационной документации. Ставить это в вину инженерам-испытателям космодрома неэтично и аморально [3].
18 марта 1980 года на космодроме «Плесецк» при подготовке к пуску взорвалась ракета-носитель «Восток-2М».
В этой катастрофе десятки людей погибли или получили серьезные ожоги. Что случилось в тот день на стартовой площадке и почему причину трагедии установили только спустя более 15 лет.
В 19:01 яркая вспышка осветила местность и огонь охватил пусковую установку. За 30 секунд произошло несколько взрывов, которые полностью уничтожили ракету. Как пишет «Военно-промышленный курьер», смесь из 73 т керосина и 179 т жидкого кислорода «превратила стартовый комплекс в огненный ад» [3].
В момент катастрофы на своих рабочих местах находился 141 человек. В результате пожара погибло 44 человека, 43 человека получили серьезные ожоги. После катастрофы на космодроме «Плесецк» их доставили в госпиталь, четыре человека впоследствии скончались.
Многие считали, что причиной катастрофы на космодроме «Плесецк» стал взрыв перекиси кислорода в нижней части ракеты. Перекись кислорода — крайне неустойчивое химическое соединение. Использование химически активных материалов могло привести к его разложению и выделению большого количества раскаленного атомарного кислорода, из-за которого может воспламениться что угодно [3].
Эта версия стала официальной. В постановлении ЦК КПСС и Совета министров СССР от 5 июня 1980 года говорится, что причиной катастрофы стал «взрыв (воспламенение) пропитанной кислородом ткани в результате несанкционированных действий одного из номеров боевого расчета». По сути, вину возложили на сотрудников.
Только в 1981 году, при подготовке к очередному старту, на космодроме обнаружили резкий нагрев шлангов для заправки перекисью кислорода. Тогда удалось избежать повторения трагедии. Выяснилось, что виной всему были фильтры. Тогда пришли к выводу, что 18 марта 1980 года реакция разложения перекиси кислорода началась в наземных магистралях и завершилась взрывом, пишет «Ъ». Как уточняет «Военно-промышленный курьер», незадолго до трагических событий, в «Плесецке» предписали использовать для производства фильтров активные материалы [3].
Катастрофа на космодроме Сичан, Китай.
Китай – ещё одна страна третьего мира (несмотря на опережающие темпы развития во многих отраслях экономики), поставившая перед собой задачу стать космической державой. Для этого правительство страны заключило соглашения о сотрудничестве и с Россией, и с США.
В феврале 1996 году в ходе совместного американо-китайского проекта на орбиту должны были вывести американский спутник связи Intelsat 708. Нештатная ситуация случилась практически сразу после старта: ракета сильно накренилась, а затем через 22 секунды взорвалась. Её обломки рухнули на соседнюю деревню. Основной причиной аварии назвали повреждение проводки. Но о жертвах информация сильно разнится: китайцы утверждают что погибли 6 человек, американцы говорят о не менее 100 жертв.
Официальная причина: повреждение золото-алюминиевой проводки в одном из двигателей [4].
Катастрофа на космодроме Алкантара, Бразилия.
В начале 2000-х годов Бразилия поставила перед собой амбициозный план – стать первой в Латинской Америке космической державой. Этому способствовало выгодное географическое положение: северные районы страны располагаются вблизи экватора, где и был построен космодром Алкантара. Две попытки запустить аппараты в космос провалились, но жертв и разрушений удалось избежать.
Третий запуск назначили на 25 августа 2003 г. Однако 22 августа во время последних подготовительных работ произошел спонтанный запуск одного из двигателей, разразился пожар и взорвались топливные баки. В этот момент возле корабля работало более 100 человек. Пожар и последовавший за ним взрыв уничтожили летательный аппарат, стартовую площадку и унесли жизни 21 человека, большинство из которых были инженерами, работавшими над проектом. После этого работы по освоению космического пространства были свернуты. Эксперты не смогли установить истинную техническую причину трагедии [4].
Исторические факты, произошедших катастроф, аварий и пожаров на наземных объектах ракетно-космической отрасли, заставляют задуматься об актуальности вопросов, касающихся не только о современной противопожарной защите объектов ракетно- космической отрасли, но и о мерах предупреждения негативных факторов последствий пожаров, взрывов, и аварий, а именно о средствах и методах по оценке пожарного риска.
Так же немаловажным вопросом является тактика тушения пожаров и проведение аварийно-спасательных работ на наземных объектах ракетно-космической отрасли, ведь объекты, здания, сооружения, технологические системы, производственный процесс, данной отрасли отличаются от других отраслей человеческой деятельности, а значит технические средства и действия по тушению пожаров должны удовлетворять современной требованиям ракетно-космической отрасли в области противопожарной защиты.
Список литературы и интернет источников
- URL: https://news.rambler.ru/tech/45699799-zhertvy-po-doroge-k-zvezdam-7-krupneyshih-kosmicheskih-katastrof/. (Дата обращения: 21.09.2021);
- URL: https://news.rambler.ru/tech/45699799-zhertvy-po-doroge-k-zvezdam-7-krupneyshih-kosmicheskih-katastrof/. (Дата обращения: 22.09.2021);
- URL: https://altapress.ru/zhizn/story/tragediya-na-kosmodrome-plesetsk-pochemu-zapusk-raketi-privel-k-gibeli-desyatkov-lyudey-238649 (Дата обращения: 23.09.2021);
- URL: https://geekometr.ru/statji/katastrofy-v-kosmose.html. (Дата обращения: 23.09.2021).
- A. Losev, A.M. Novikov
FIRES AND THE CAUSES OF THEIR OCCURRENCE AT GROUND FACILITIES OF THE WORLD ROCKET AND SPACE INDUSTRY
Abstract: the article examines the catastrophes, accidents and fires that took place in the 20th century in world practice at the facilities of the ground-based complex of the rocket and space industry as a consequence of the beginning of the space age, including the knowledge of new technologies, ideas of the fundamental principles of the universe, the study of space and our home planet «Earth». The factors of occurrence and consequences of the incidents under consideration, including the causes of death and failure of technological equipment, have also been studied. The topic of issues related to modern fire protection of objects of the rocket and space industry and measures to prevent negative factors of the consequences of fires, man-made disasters, namely, means and methods for assessing fire risk, has been updated.
Keywords: rocket and space industry, cosmodrome, launch vehicle, disaster, fire, explosion, rocket fuel, flammable liquid, short circuit.
References and Internet sources
- URL: https://news.rambler.ru/tech/45699799-zhertvy-po-doroge-k-zvezdam-7-krupneyshih-kosmicheskih-katastrof/. (Дата обращения: 21.09.2021);
- URL: https://news.rambler.ru/tech/45699799-zhertvy-po-doroge-k-zvezdam-7-krupneyshih-kosmicheskih-katastrof/. (Дата обращения: 22.09.2021);
- URL: https://altapress.ru/zhizn/story/tragediya-na-kosmodrome-plesetsk-pochemu-zapusk-raketi-privel-k-gibeli-desyatkov-lyudey-238649 (Дата обращения: 23.09.2021);
- URL: https://geekometr.ru/statji/katastrofy-v-kosmose.html. (Дата обращения: 23.09.2021).