КАРТИНА МИРА ОЛОНХО В ИНТЕГРАЦИИ С СОВРЕМЕННОЙ КОСМОЛОГИЕЙ

12 октября 12:51

Вопросы о происхождении Вселенной, неба, земли, жизни,
человека породили множество различных мифов, легенд и продолжают оставаться предметом интенсивных исследований астрофизиков, культурологов, антропологов. То, что когда-то было причудливыми рассказами, теперь являются научными теориями. Мысль о происхождении Вселенной отражается в мифологиях  и культуре всех народностей мира. Каждая культура имеет свои собственные мифы и рассказы, объясняющие сотворение мира.

За последнее столетие человечество открыло четыре фундаментальных теорий о происхождении мира: специальная теория относительности, общая теория относительности, расширяющиеся Вселенная и  квантовая механика. Первые три относятся к довольно узкому временному диапазону. Специальная теория относительности датируется 1905 годом, общая теория относительности 1915 годом. Идею о том, что Вселенная расширяется и намного больше, чем считалось ранее опубликовал Эдвина Хаббла с 1924 по 1930 год. Квантовую механику из формулировки Копенгагенской интерпретации Нильса Бора и Вернера Гейзенберга в 1925-1927 годах. Таким образом, фундаментальные знания о Вселенной были открыты всего лишь в течении четверти века. [1]

Антропологическая космология основана на предположении, что представления о космосе являются неотъемлемой частью человеческих культурных и социальных систем. Чтобы по-настоящему понять культуру народа, мы должны иметь некоторое представление о ее космологии-представлении группы о себе по отношению к небесам. Гейзенберг фактически утверждал, что наука и культура параллельны друг другу и могут быть частью более широкой культурной картины. Интеллектуальный горизонт человечества во все времена всегда был неразрывно связан с масштабом Вселенной, не может быть никаких сомнений в том, что воспринимаемый людьми масштаб Вселенной должен играть фундаментальную роль в его культуре и сознании. Культура и сознание связаны с представлениями о Вселенной в целом. [2]

У каждого народа есть своя история, уходящая корнями в его самые древние традиции, о том, как возникли земля и небо. У народа саха архетип Вселенной передавался через устное народное творчество – героический эпос олонхо, который 2005 году был объявлен ЮНЕСКО шедевром устного и нематериального наследия человечества. Знания о небе и звездах у народа саха, передавался в устной форме из поколения в поколение. С древних времен якуты наблюдали за небом и имели некоторые астрономические знания о небесных телах. Основываясь на свои знания народ саха проиллюстрировал свою модель зарождения Вселенной в эпосе олонхо.  Образ древа мироздания – Аал Луук Мас, корни которого уходят в Нижний мир, крона растет в Среднем мире, а ветви устремлены высоко в небо, где обитают божества Верхнего мира – описывается как символ центра Вселенной. Эпос олонхо начинается с повествования мироздания,  богатый описательный материал отображает картину о сотворении мира. Как пример возьмем отрезок с текста олонхо «Модун Эр Соготох»: «…Госпожа мать земля моя, / Величиной с пятку серой белки будучи, / Расширяясь-растягиваясь, / Разрасталась, рождалась, / Подобно вывернутому, / Мягкому, как замша, уху / Двухгодовалой важенки / Растопыриваясь во все стороны, / Постепенно увеличивалась, оказывается.» [ист. 1, с. 76-79] Изображенный в данном контексте олонхо процесс мироздания очерчивает нам момент расширения Вселенной. Вера в некий такой изначальный элемент, следы которого есть в каждой культуре, лежит в основе человеческого мышления об истории космоса, подобно примитивному универсальному символу, погребенному в коллективном подсознании. Это может объяснить смутные связи, которые всегда можно обнаружить между тем или иным мифом о сотворении мира и современными научными описаниями происхождения Вселенной – например, теорией Большого взрыва. [3]

На самом деле научные и мифологические объяснения сотворения мира не дополняют друг друга и не противоречат друг другу; они имеют разные цели и подчиняются разным понятиям. В данном случае героический эпос олонхо для народа саха — это способ сохранения коллективной памяти, который не может быть проверен ни рассказчиком, ни слушателем. Их функция состоит не в том, чтобы объяснить то, что произошло в начале мира, а в том, чтобы объяснить то, что произошло в начале мира. Наука до сегодняшнего дня стремится найти разгадку о происхождении Вселенной, в данном этапе выдвинуты следующие идеи, которые сейчас считаются основополагающими в космологии: Теория Большого взрыва, Теория струн, эволюционная космология. Многие ученые, в своих творческих процессах, имплицитно вызывают мифические образы, которые могут поддерживать определенные направления мысли. Поэтому неудивительно, что новые теории о ”сотворении мира», разработанные учеными, обычно рассматриваются широкой публикой как современные мифы. [4,5]

Якутский эпос олонхо начинается с описания сотворения мира. Древние олонхосуты воспевали свою собственную версию мироздания. Рассказывая об этапах возникновения мира, олонхосут предлагает ответ на вечные вопросы космогонии: кто создал мир; из каких основных материалов он был создан; когда и как он был создан? Изучив сюжет олонхо можно понять современную теорию происхождения мира — в частности, теорию Большого Взрыва.  Согласно сюжету олонхо, мир был создан до начала времен. Так в описании сотворения мира в олонхо время отображается как «до» начала времен, приведем пример с текста олонхо «Кыыс Дэбэлийэ»: «…За дальней далью / беспокойно-тревожных древних лет, / по ту сторону / ратно-бранных / минувших дней, / за невидимой гранью / лиходейно-бедовых / канувших лет…». При любом обсуждении вопроса о сотворении мира неизбежно возникает парадоксальный и сложный вопрос о темпоральности. [6] Если творение рассматривается как событие, то оно должно было произойти в определенный момент времени, в определенную дату. Как мы заметили, в текстах олонхо описание зарождения Вселенной начинается с описания времени, когда это произошло. В начале XIII века французский философ и богослов Вильгельм Овернский придерживался аналогичной линии рассуждений в своих размышлениях о времени: «точно так же, как нет ничего за пределами или вне мира, так как он содержит и включает в себя все вещи, поэтому нет ничего до или до времени, которое началось с сотворения мира, так как оно содержит все периоды, из которых оно состоит. Это ставит вопрос: Что было до начала времен?  Те же самые вопросы продолжают задаваться и сегодня, причем ученым, которых просят об этом, читая публичные лекции по теории Большого Взрыва и расширению Вселенной, обычно сталкиваются с двумя видами вопросов: «Что было до Большого взрыва? и «во что может расшириться Вселенная? — другими словами, существовало ли время до начала времен? и есть ли пространство за пределами этого пространства?» Решение этих парадоксов современной физикой состоит в том, что Вселенная состоит из пространства-времени и поэтому сотворение мира не может рассматриваться как временное явление. Но до развития квантовой физики было невозможно рассматривать происхождение Вселенной с какой-либо иной точки зрения, кроме временной. [7]

Согласно теории Большого взрыва, история Вселенной начинается с появления сущности, называемой материальным пространством-временем, за которым следует разделение различных частиц (эра кварков, эра адронов, эра излучения и т. д.).). Но, хотя современные космологические теории могут, учитывая постепенное образование материи, начиная с этого неопределенного «кваркового супа» и заканчивая сложными структурами, такими как галактики, звезды и планеты, они все еще не могут адекватно описать происхождение Вселенной. Такие вопросы продолжают волновать умы космологов повсюду, хотя и в очень разных концептуальных рамках теории Большого взрыва. Эта теория часто ошибочно считается описывающей происхождение Вселенной. На самом деле, хотя она и объясняет эволюцию Вселенной вскоре после ее рождения (по оценкам, 13,8 миллиарда лет назад), она не претендует на то, чтобы иметь возможность представить себе «нулевое время», ни тем более момент создания или происхождения Вселенной.  Таким образом, существует некий «барьер», мешающий нам раскрыть историю Вселенной за пределами определенной точки; наше понимание не может достичь «нулевого времени», но ограничено концом времени планка. На самом деле эти первые мгновения жизни Вселенной лучше всего описываются в терминах энергии и температуры, а не времени. [8,9]

Ни один из традиционных мифов не дает точной даты сотворения мира. Сама идея датировки истории мира, по-видимому, была чужда менталитету древних. Для них происхождение Вселенной было просто понятием, которое помогло понять разделение реальности на две области: бесформенный хаос и космический порядок. 

Мифы о сотворении практически каждой культуры содержат гораздо больше, чем просто рассказ о происхождении. Например, героический эпос олонхо начинается с описания происхождения мира, где объясняется как мир был создан от маленького объекта, которая в дальнейшем начала расширяться. Это явление с уверенностью можно отнести к первобытным астрономическим знаниям народа саха.   Объяснения различных природных явлений, как тривиальные, так и глубокие, часто включаются в повествования о сотворении мира наряду с научными объяснениями. Изучение космологии олонхо послужила катализатором для возобновления интереса к культуре народа саха, к первобытным астрономическим знаниям. Идеи, полученные в результате этого исследования, показали, что знания о космосе якутов является частью живого массива знаний, который может играть активную и очень позитивную роль в развитии общества и науки о космосе. Олонхо несет в себе передающийся из уст в уста, из поколения в поколение информацию о Вселенной. Народ саха проиллюстрировала свои личные знания о космосе через олонхо. Это действительно богатый культурный ресурс, который требует тщательное анализа и изучения.[10]

Список литературы:

  • А. Эйнштейн, Л. Инфельд.Эволюция физики: развитие идей от первоначальных понятий до теории относительности и квантов. — М.: Терра-Книжный клуб, 2009. — 320 с.
  • Бравина Р. И. Концепция жизни и смерти в культуре этноса. Новосибирск: Наука РАН, 2005.
  • Илларионов В. В. Эпическое наследие народа саха. Новосибирск: Наука, 2016.
  • Кыыс Дэбилийэ. Якутский героический эпос. — Новосибирск: ВО «Наука». Сибирская издательская фирма, 1993. — 330 с.
  • Попова А. С. Логико-гносеологический анализ космологического содержания олонхо. Автореферат диссертации кандидата философских наук. Якутск, 1996
  • Сатанар М. Т., Илларионов В. В. Мифопоэтические представления олонхо в контексте физической картины мира. Филологические науки: вопросы теории и практики. 2017; №7 (73) ч. 2: 158 – 162
  • Леви-Стросс К. Структурная антропология. Москва: Серебряные нити, 1997.
  • Фейгин, Олег Орестович. Вселенная : от Большого взрыва до черных дыр / Олег Фейгин. –М.: Изд-во Эксмо, 2011. — 311 с.
  • Ядрихинский П. Дьырыбына Дьырылыатта Кыыс бухатыыр: Олонхо./ А. Андреева уруьуйдара. Якутский: Кинигэ изд-вота, 1981.-200с.
  • Якутский героический эпос. «Могучий Эр Соготох». – Новисибирск: Наука. Сибирская издательская фирма РАН, 1996. – 440с. – (Памятники фольклора народов Сибири и Дальнего издательская фирма РАН, 1996. – 440с.