Нами был проведен анализ применения систем управления продажами в торговых предприятиях, а именно ООО ТПК «Бетатранс», ИП Репина О.Г. магазин «Колеса даром», ООО «ПРОДВИЖЕНИЕ» и ООО «КАМАТЕХНИКА».
ООО ТПК «Бетатранс» реализует полный перечень качественных запасных частей к автомобилям: КАМАЗ, МАЗ, ЗиЛ, Урал, КрАЗ, ГАЗ, УАЗ, ММЗ, а также запасных частей для автомобилей, прицепов и полуприцепов европейского производства, автомасла и автохимия LIQUI MOLY и масел TOTAL.
Организацию продаж в ООО ТПК «Бетатранс» осуществляет непосредственно сам директор и менеджер по продажам. Их деятельность направлена на обеспечение формирования спроса и стимулирования продаж путем оперативного регулирования продаж [3, с. 490]. ООО ТПК «Бетатранс» нет регламентирующего документа сферы продаж. Но для менеджера по продажам разработана и подписана сотрудником должностная инструкция, утвержденная директором ООО ТПК «Бетатранс».
ИП Репина О.Г. магазин «Колеса даром» – магазин по продаже шин – успешно работает на рынке с 2009 года и является одним из лидеров по продаже автошин, мотошин и колесных дисков в России. Также ИП Репина О.Г. магазин «Колеса даром» оказывает услуги шиномонтажа, замены масла и мелкосрочного ремонта.
Управление продажами в ИП Репина О.Г. магазин «Колеса даром» осуществляет директор магазина. Наряду с директором в продажах учувствуют старший продавец и продавцы. Они заключают договора с покупателями, оформляют документацию, обеспечивают транспорт для его перевозки. Отправляют товары в адрес покупателя; принимают участие в совершенствовании управления продажами фирмы [4, с. 560].
В ИП Репина О.Г. магазин «Колеса даром» продажи регламентируются только должностями инструкциями работников, участвующих в продажах. Для каждого работника разработаны и подписаны сотрудниками должностные инструкции, утвержденные директором магазина.
ООО «ПРОДВИЖЕНИЕ» предлагает 11 товарных групп продукции: борторасширители, стенды для правки дисков, домкраты, воздушные компрессоры, гидравлические краны, оборудование для заправки авто кондиционеров, оборудование для работы с маслом, шиномонтажное оборудование, пневмоинструмент, автомобильные подъемники, прессы.
В ООО «ПРОДВИЖЕНИЕ» коммерческий директор организовывает продажи (своевременную подготовку и заключение договоров на поставку продукции; обеспечение выполнения планов поставки продукции в срок и по номенклатуре в соответствии с заключенными договорами). Менеджер по продажам контролируют остатки оборудования; обеспечивает правильный учет приемки и отчетности по отгрузке оборудования.
В ООО «ПРОДВИЖЕНИЕ» также, как и в ООО ТПК «Бетатранс» отсутствует регламентирующий документ управление продаж. Сотрудники руководствуются только должностными инструкциями, утвержденными директором ООО «ПРОДВИЖЕНИЕ».
ООО «КАМАТЕХНИКА» реализует полный перечень качественных запасных частей к автомобилям: КАМАЗ, МАЗ, ЗиЛ, Урал, КрАЗ, ГАЗ, УАЗ, ММЗ.
Управлением продаж в ООО «КАМАТЕХНИКА» проводится отделом продаж который является структурным подразделением предприятия.
В ООО «КАМАТЕХНИКА» имеется регламентирующий документ своей деятельности — Положение «Об отделе продаж». Для каждого работника имеются должностные инструкции, утвержденные генеральным директором ООО «КАМАТЕХНИКА».
Сравнительный анализ применения систем управления продажами в торговых предприятиях проведен с помощью функций управления: планирования, организации, мотивации и контроля.
В таблице 1 представлен сравнительный анализ видов планирования продаж в компаниях.
Таблица 1
Сравнительный анализ видов планирования продаж в компаниях
Название компании |
Виды планирования продаж |
ООО ТПК «Бетатранс» |
Планирование не применяется |
ИП Репина О.Г. магазин «Колеса даром» |
Краткосрочный |
ООО «ПРОДВИЖЕНИЕ» |
Тактическое Среднесрочное Стратегическое |
ООО «КАМАТЕХНИКА» |
Долгосрочное Среднесрочное Краткосрочные |
В ООО ТПК «Бетатранс» планирование продаж не осуществляется. ИП Репина О.Г. магазин «Колеса даром» применяет только краткосрочное планирование — планы продаж составляются только на один месяц. В ООО «ПРОДВИЖЕНИЕ» составляются тактические, среднесрочные и стратегические планы. В ООО «КАМАТЕХНИКА» применяют долгосрочное, среднесрочное и краткосрочное планирование продаж.
В таблице 2 представлен сравнительный анализ организации продаж в компаниях.
Таблица 2
Сравнительный анализ организации продаж в компаниях
Название компании |
Ответственный за организацию продаж |
ООО ТПК «Бетатранс» |
Директор и менеджер по продажам |
ИП Репина О.Г. магазин «Колеса даром» |
Директор магазина. |
ООО «ПРОДВИЖЕНИЕ» |
Коммерческий директор и менеджеры по продажам. |
ООО «КАМАТЕХНИКА» |
Отделом продаж |
Как видно из таблицы, только в ООО «КАМАТЕХНИКА» организован отдел продаж, как отдельная структура. В других компаниях за организацию продаж ответственность ложится непосредственно на руководителя.
Далее проведен сравнительный анализ мотивации участников продаж. Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3
Сравнительный анализ мотивации участников продаж в компаниях
Название компании |
Вид мотивации |
ООО ТПК «Бетатранс» |
Менеджеру по продажам установлен оклад, выплачиваются бонусы в размере 15% от выполнения плана, установленного поставщиками. |
ИП Репина О.Г. магазин «Колеса даром» |
Должностной оклад, премии, доплаты. |
ООО «ПРОДВИЖЕНИЕ» |
Оклад, бонус (при просроченной дебиторской задолженности бонус снижается на 20%) |
ООО «КАМАТЕХНИКА» |
Сотрудникам, которые к моменту подведения итогов отработали менее 24 месяцев, премия выплачивается в размере не более 1 заработной платы на сотрудника (оклад+премия). Сотрудникам, не отработавшие 3 полных месяцев с момента работы, в премировании не участвуют. |
Как видно из таблицы, в основном оплата труда менеджеров по продажам состоит из оклада, премий, бонусов. Только в ООО «КАМАТЕХНИКА» при начислении премии учитывается стаж работы в компании.
Далее проведен сравнительный анализ мотивации участников продаж. Результаты представлены в таблице 4.
Таблица 4
Сравнительный анализ функции контроля продаж в компаниях
Название компании |
Направление контроля |
ООО ТПК «Бетатранс» |
Контроль продаж не осуществляется. |
ИП Репина О.Г. магазин «Колеса даром» |
Функцию контроля управления продажами осуществляет директор магазина. Контроль заключается в анализе выполнения или не выполнения продаж, в выявлении причин невыполнения. |
ООО «ПРОДВИЖЕНИЕ» |
Контроль продаж осуществляет коммерческий директор. Он проводит анализ продаж, а также выполнение плановых показателей |
ООО «КАМАТЕХНИКА» |
Контроль включает следующее: – ежедневный контроль поступивших денежных средств; – в конце месяца: подсчитывается количество новых клиентов; – анализ выполнения планов; – проведение еженедельных собраний для обсуждения претензий покупателей, конфликтных ситуаций. |
Из таблицы видно, что в ООО ТПК «Бетатранс» контроль продаж не осуществляется. В ИП Репина О.Г. магазин «Колеса даром» и ООО «ПРОДВИЖЕНИЕ» контроль заключается в анализе выполнения плановых показателей. В ООО «КАМАТЕХНИКА» же функция контроля выполняется наиболее полно.
Таким образом, проведенный сравнительный анализ применения систем управления продажами в торговых предприятиях показал, что к управлению продажами каждая компания подходит индивидуально. Все функции управления продаж, скорее формальность, чем необходимость. Это свидетельствует о необходимости совершенствования системы управления продажами в торговых организациях.
Список литературы.
1 Кондрашов, В. М. Управление продажами: учеб.пособие / В. М. Кондрашов; под ред. В. Я. Горфинкеля. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2014. – 319 с.
2 Кузнецов, И. Н. Управление продажами: Учебно-практическое пособие / Авт.-сост. И. Н. Кузнецов. — 2-е изд. — М.: Дашков и К, 2013. — 492 с.
3 Джоббер, Д., Ланкастер Дж. Продажии управление продажами: учеб.пособие длявузов. – М.: Юнити-Дана, 2014. – 622 с.
4 Спиро, Р. Л., Стэнтон У. Дж. Управление продажами. – М.: Издат. дом Гребенникова, 2014. – 704 с.