Конные скачки кочевого народа давно стали и по настоящее время является популярным и увлекательным, азартным спортивным занятием. В своей работе В.К. Даржа отметил, что тувинская порода лошадей выведена аратами-скотоводами Тувы. Она близка к монгольской лошади, однако обладает более крупным телосложением. У данной породы лошадей удлинённый корпус, хорошо развитая грива, щётка и хвост. По научным записям русских ученых и путешественников, которые проводили исследования на территории республики Тыва в конце 19 века, лошади кочевого народа, порода отличается низкорослостью и имеют среднюю высоту в холке около 128 см. В начале 20 века ученые выявили то, что рост лошадей изменился и стал около 141 см. Ученые предполагали, что на рост повлияло то, что в этот период в Туву приезжали переселенцы из России. Они завозили своих упряжных лошадей и таким образом, произошло скрещивание, в результате которого появились тувинские лошади. Отличительная черта тувинской породы лошадей — это ее выносливость, высокая работоспособность и приспособленность к суровым резко континентальным климатическим условиям среды обитания именно на территории республики Тува. Эта порода приспособлена к длительным верховым поездкам. С давних пор тувинские мужчины относились к лошадям с уважением. И когда лошадь приручают, она становится верна своему хозяину.
Наши предки издревле пасли скот и их основным средством передвижения были лошади, занимавшие важное место в жизни тувинцев. Поэтому они с ранних лет учили детей правильно обращаться и ездить на лошадях. Подобная практика сохранилась и в наши дни, только в сельских местностях, которые сохранили традиционный кочевой образ жизни и занимающихся скотоводством.
Процесс подготовки к верховой езде у тувинцев начинается с самого детства, с раннего возраста у ребенка, выросшего в семье с кочевым образом жизни, начинают сформировываться определенные знания и навыки по седланию коней. С пяти лет ребенок, выросший в подобных условиях, начинает проявлять интерес к лошадям, и все что с ними связано, таким образом, расширяя свой кругозор касательно лошадей.
С 7-8 лет ребенок сам начинает ездить на уже обученной лошади, тем самым родители предостерегают ребенка от опасностей, но в то же время идут навстречу воле своего чада. И уже после 7-8 лет маленький наездник достигает большого опыта, чем раньше и начинает участвовать на кожууных (региональных) конных скачках. Здесь он принимает участие с опытным конем, который уже до этого участвовал в скачках, здесь многое зависит от самого уже опытного коня, нежели от всадника. В подобном случае получается, что мальчики в таких скачках набираются опыта для дальнейшего оттачивания своих навыков в этой сфере. Это было характерно для начала 2000-х годов. Сейчас же минимальный возраст жокея стало 14 лет, с достижением 14 лет и только с письменным разрешением родителей можно допускать на скачки. Подобная практика была введена в силу того, что во время конных скачек нередко происходили несчастные случаи с участием детей.
Конный спорт, включен в программу летних Олимпийских игр, поэтому некоторые наездники могут профессионально готовиться к этому, помимо этого в нескольких регионах знамениты конные скачки регионального масштаба. Такие как Республиканские конные скачки, на юге республики с 1993 года проводится праздник «Эзир-Кара» (Черный орел), ставший ежегодной традицией на юге и который является своеобразным отборочным турниром сильнейших скакунов и борцов перед республиканским праздником животноводов «Наадым». С 1997 года начали проводиться конные скачки на призы Председателя Правительства республики. Настоящее время народ продолжает проводить соревнования по конным скачкам после окончания хорошего урожая и сельскохозяйственных работ.
Конные скачки являются популярной частью программы Наадыма. Там проверяются на скорость и выносливость обученных лошадей. Дистанции заезда разные – от 5 до 40 км, зависит от возраста скакуна. Наиболее физически подготовленные дети могли вступить в борьбу с взрослыми. Часто в этом упражнении принимали участие и девочки. Заметим, что все эти навыки при обучении управлению лошадью требуют от детей немалых физических и волевых усилий, что, несомненно, способствует укреплению и развитию силы мышц рук, спины и других мышечных групп, кроме того, прекрасно развиваются ловкость и умение держать равновесие. Говоря о физической и психической подготовке тувинских детей и подростков, нельзя не коснуться обучения их управлению лошадью, которая есть в каждом «аале» (место стоянки чабанов). Издревле тувинцы любят лошадей, с ними связано много фольклорных сказаний Аратов-героев, победивших зло, при этом конь стоит на первом месте.
К соревнованию скакунов готовят не щадя, так как призы всегда были достойные. Примерно за 2 – 3 месяца скакунов специально закаляли (соодар). Призы получают как наездники, так и скакуны. Выигравшая заезд лошадь получает титул «Чугурук – Доруг» (скакун гнедой), остальные победители «Сыын-Кара» (скакун – марал), «Чугурук – Сарала», «Эзир – Кара» (черный орел) и т.д.
Состояние лошадей, забота, о ее здоровье, главное чему он должен научиться завязывать ленту на хвосте коня, с приходом весны забота о коне от клешей и блох. Истинные ценители конного искусства, понимают всю ее ценность и дорожат лошадьми как детьми. Они считали, что и в загробном мире человек не может обойтись без коня, что нашло отражение в возникшем у них обычае – погребении ее вместе с хозяином. Яркий пример тому: раскопки царского кургана Аржаан в Уюкской долине Тувы, где обнаружены 160 конских костяков и останки съеденных на поминальных тризнах еще почти 300 лошадей.
Таким образом, у тувинцев был культ лошади, но не такой как у индусов культ коровы. Чаще в повседневной жизни наличие лошадей было необходимостью. К лошадям относились бережно, часто коня не запрягали в телегу и сани, используя для этого быков или верблюдов. Лошади были олицетворением положения человека в обществе, хотя его могли использовать и в других видах хозяйственных работ, но все равно для скотовода конь была на почетном месте и в настоящее время.
Список литературы
- Вайнштейн С. И. Мир кочевников центра Азии / С. И. Вайнштейн. – Москва: Наука, 1991. – 296с.
- Даржа В. К. Лошадь в традиционной практике тувинцев кочевников / В. К. Даржа. – Кызыл: ТувИКОПР, 2003. – 170с.
- Даржа В. К. Традиционные мужские занятия тувинцев / В. К. Даржа. – Кызыл: Тув. кн. изд-во, 2009. – Т. 1. – 589с.
- Мендот Элла Э., Мендот Инга Э., Мендот Эмма Э. Конные скачки в Туве / Сolloquium-journal. №12 (36), 2019. — Część 4. (Warszawa, Polska). – S.36-39.
- Мендот Эмма Э., Гаськов А.В., Сахиулин А.А. Развитие физической культуры и спорта в Туве // Вестник Бурятского университета». Ула-Удэ, 2014. №13. – .С.128-132.
- Мендот Инга Э., Мендот Элла Э., Мендот Эмма Э. Отражение некоторых древних традиций в подвижных играх молодежи тувинского народа / Международный научно-исследовательский журнал «Успехи современной науки». Том 1, №3. – Белгород: «Эпицентр», 2017.. – С.59-63.
- Мендот Эмма Э. Мендот Инга Э., Мендот Элла Э. История и развитие конных скачек в Туве // Материалы международной научно-практической конференции «Прикладные, поисковые и фундаментальные исследования: интеграция науки и практики». — Самара: «Поволжская научная корпорация». — С.48-50.