Китайская социологическая мысль стала зарождаться в конце XIX века, чему способствовал процесс по поиску выхода из затяжного социально-экономического кризиса, который возник в результате правления Маньчжурской династии Цин и поражение в китайско-японской войне 1894-1895 годов, в ходе которой Китай был оккупирован японскими войсками. [2, 23]
Актуальность исследования связана с исследованием становления науки социологии и анализом её современного состояния.
При написании статьи были использованы труды следующих авторов: Л.С. Веселовой, Л.П. Делюсина, Н.М. Калюжной и других.
Характер становления научной социологии в Китае предопределял ряд особенностей, в частности появление китайской социологии стало возможным благодаря прогрессивному течению собственной общественной мысли, в то же время происходил самостоятельный синтез разнообразных научных идей, возникавших у других народов.
Китайские интеллектуалы видели путь спасения страны в проведении реформ, которые бы основывались на адаптации опыта и знаний передовых развитых стран Запада. Именно прогрессивно настроенные китайские учёные и общественные деятели: Чжан Тайянь, Кан Ювэй, Лян Цичао, Янь Фу стали инициаторами распространения в стране социологии и других современных общественных наук.
Термин «социология» был переведён на китайский язык как «учение о группах людей», в таком варианте он зафиксирован в статье Лян Цичао. В 1895 г. Янь Фу переводит труд Г. Спенсера «Study of Sociology», который более известен как «Введение в учение о группах людей». В том же году другими китайскими учёными издаются переводы Г. Спенсера «The Principles of Sociology», труд Ф.Гиддингса «Theory of Socialization» и перевод книги Э. Дюркгейма «Метод социологии». Кроме того, осуществляется перевод социологических трудов с японского языка. [5, 73]
Необходимо отметить, что работа по переводу трудов зарубежных авторов по социологии, в частности в 1902 г. Чжаном Тайянем была переведена на китайский язык работа К. Ноукенбу «Социология», в которой представлены концепции Г.Спенсера и других американских специалистов-социологов. В том же году была окончена работа над «Теорией эволюции наций», а через пять лет в 1907 г. появился китайский перевод работы К. Бутавалэ «Программа общетеоретической социологии». [4, 65]
Таким образом, перевод научно-популярных изданий предоставили возможность китайскому научному сообществу возможность ознакомиться и оценить социологические теории, популярные на Западе.
Всё вместе пробудило интерес в Китае к зарубежным социологическим теориям, однако существовавшая форма правления не учитывала мнение учёных-реформаторов, в результате чего социология как наука стала интенсивно развиваться только после буржуазно-демократической революции в 1911-1913 годах. [6, 20]
Благодаря кардинальной смене государственного строя, происходит формирование учебной дисциплины «социология» в университетах, появляются китайские профессиональные исследователи – социологи.
В 1916 году в университетах вводится учебный курс по социологии, подготовлен учебник по этой дисциплине, а в университете в Шанхае образован социологический факультет. Спустя 6 лет социологические факультеты постепенно открываются и в других высших учебных заведениях. Новым толчком для социологической науки послужила работа на социологическом факультете в университете «Яньцзин» Сюй Шиляня.
Благодаря подъёму преподавания социологии, в Китае были осуществлены первые эмпирические социологические исследования, которые осуществлялись вместе с американскими миссионерами. На основе одних исследований, китайским автором Ли Цзин-ханем был проведён самостоятельный опрос китайских семей и опубликована книга «Деревенские семьи на окраине Пекина».
В итоге, в период с 1929 по 1939 годы китайскими учёными было проведено 50 крупных социологических исследований и выпущен ряд научных работ по материалам этих исследований.
Необходимо отметить, что наиболее сильное влияние на становление и развитие китайской социологии оказали такие страны как: Япония, США и СССР, на территории которых китайские общественные деятели получали образование с целью превратить страну в богатую и могущественную страну.
После прихода к власти Коммунистической партии Китая была подвергнута испытаниям социология, которую заменила марксистская социальная теория в 1949 году, а в 1953 г. социология была упразднена. Лишь только с 1979 г. начался этап восстановления социологической науки. [3, 35]
Обобщая, следует отметить, что опыт Китая является показательным и представляет особый пример сохранения социокультурной идентичности вкупе с оригинальным развитием социологии.
Сегодня можно отметить, что изучение процесса становления китайской социологии имеет фундаментальное значение для учёта мнения наций и народов мира в условиях глобализации, демонстрирует ошибочность рассмотрения зарубежной социологии в контексте развития западной социокультурной традиции. [1, 124-134]
В настоящее время социологическая наука в Китайской народной республике располагает солидным количеством трудов по социологии, куда входят переизданные труды классиков социологической мысли, а также исследования, посвящённые интерпретации и анализу современных социологических концепций и традиционных теоретических направлений.
В заключение следует отметить, что все вышесказанное позволило создать новое знание о становлении и развитии социологии в Китае, которым не располагает отечественная социологическая наука.
Отметим, что социология в Китае, начав свой путь из заимствований зарубежных социологических теорий, развивалась в рамках буржуазной и марксистской теорий, при этом существенное влияние оказала позитивистская социология.
Сейчас национальная школа направлена на создание отечественной социологии на основе марксистско-ленинской методологии с учётом специфики Китая, где социология вступила в этап «теоретического строительства».
Список литературы:
- Веселова Л.С., Дерюгин П.П., Лебединцева Л.А. Векторы становления китайской социологии: прагматическая направленность, сохранение традиции – «Социологические исследования» – № 7, 2018, стр.124-134;
- Делюсин Л.П. Китай. Поиски путей социального развития. (Из истории общественно-политической мысли XX в.) М., 1979, стр.23;
- Калюжная H.M. Проблемы социологии в трудах китайских просветителей (начало XX века) – М., 2002, стр.35;
- Крымов А.Г. Общественная мысль Китая и идеологическая борьба в Китае 1900-1917 гг. – М., 1972, стр.65;
- Крушинский A.A. Понятие «свобода» у Янь Фу. Общественно-политическая мысль в Китае (конец XIX-начало XX в.) – М., 1988, стр.73;
- Сяотун Ф. Обзор процесса восстановления и развитие социологии и антропологии в Китае – «Общественные науки Китая» – № 1, 2000, стр.20.