Определимся с понятием профессиональные компетенции. Нас интересует формирование компетенций в процессе обучения бакалавров по профилю Дошкольное и начальное образование. Под компетенциями понимают знания, умения, навыки, мотивы и др. свойства личности (Мальцева К. )
Профессиональные компетенции описывают специальные знания, умения и навыки, необходимые для выполнения функциональных задач работниками конкретной профессии, и отвечают на вопрос: «Что бакалавр должен знать и уметь для решения профессиональных задач»
Благодаря профессиональным компетенциям, бакалавры понимают, что именно они должны знать и уметь для выполнения своей будущей работы. Для этого сначала надо определить необходимый перечень компетенций, условия оценки результатов их формирования. Реализация компетенстного подхода в образовании бакалавров позволит приблизить их подготовку к профессиональной модели.
Назовем примерные требования для формирования профессиональных компетенций в курсе математики.
Необходимо знать:
- Теоретические основы математических понятий множества, отношение, число, величина. Они составляют основное содержание начального курса математики. Они составляют теоретическую основу для формирования элементарных математических понятий дошкольников.
Уметь:
- Решать разнообразные теоретические и практические задачи
Иметь практический опыт:
— Уметь использовать эти понятия при изучении методики формирования элементарных математических понятий дошкольников, при изучении методики преподавания математики в начальной школе.
Процесс изучения дисциплины Математика направлен на формирование следующих компетенций обучающегося:
ОПК -5 Способен осуществлять контроль и оценку формирования результатов образования обучающихся, выявлять и корректировать трудности в обучении.
ОПК-8 Способен осуществлять педагогическую деятельность на основе специальных научных знаний.
Конечным результатом освоения дисциплины (модуля) являются сформированные когнитивные дескрипторы «знать», «уметь», «иметь практический опыт», расписанные по компетенциям. Формирование дескрипторов происходит в течение семестра по этапам в рамках контактной работы, включающей различные виды занятий и самостоятельной работы, с применением различных форм и методов обучения (таблица 1).
Предлагаем рассмотреть формирование названных компетенций на примере модуля: «Элементы теории множеств».
Таблица 1
Формирование компетенций в процессе изучения дисциплины (модуля)
Код компетенции |
Индикаторы достижения и уровень освоения |
Дескрипторы компетенций (результаты обучения, показатели достижения результата обучения, которые обучающийся может продемонстрировать) |
Виды учебных занятий, работы1, формы и методы обучения, способствующие формированию и развитию компетенций2 |
Контролируемые разделы и темы дисциплины (модуля)3 |
Оценочные материалы (оценочные средства), используемые для оценки уровня сформированности компетенций |
Критерии оценивания компетенций4 |
ОПК-5 ОПК-8 |
Знать (из п. 3 формы Ф СВГУ «ОПОП ФГОС 3++») |
Теоретические основы математических понятий множества, операции над множествами, свойства операций над множествами. |
Лекции. |
Модуль 1. Элементы теории множеств.
|
Практические задания. |
|
Уровень 1 |
|
|
|
|
Компетенции не сформированы. Выполнены заданий менее 50% |
|
Уровень 2 |
|
|
|
|
Пороговый уровень. Выполнено 50-60% заданий |
|
Уровень 3 |
|
|
|
|
Повышенный уровень. Выполнено заданий 65-85% |
|
Уровень 4 |
|
|
|
|
Высокий уровень. Выполнено заданий 85-100% |
|
Уметь (из п. 3 формы Ф СВГУ «ОПОП ФГОС 3++») |
Решать разнообразные теоретические и практические задачи, с использованием понятий теории множеств |
Практические занятия. |
Модуль 1. Элементы теории множеств. Модуль 2. Элементы математической логики. |
Практические задания. |
|
|
Уровень 1 |
|
|
|
|
Аналогичны |
|
Уровень 2 |
|
|
|
|
Аналогичны |
|
Уровень 3 |
|
|
|
|
Аналогичны |
|
Уровень 4 |
|
|
|
|
Аналогичн |
|
Иметь практический опыт (из п. 3 формы Ф СВГУ «ОПОП ФГОС 3++») |
Выявление элементов теории множеств в начальном курсе математики |
Практические занятия. |
Модуль 1. Элементы теории множеств. . |
Практические задания. |
|
|
Уровень 1 |
|
|
|
|
Аналогичны |
|
Уровень 2 |
|
|
|
|
Аналогичны |
|
Уровень 3 |
|
|
|
|
Аналогичны |
|
|
Уровень4 |
|
|
|
|
Аналогичны |
Учебный план предусматривает зачет. Зачет выставляется, если студент выполнил задания на 2 или 3 или 4 уровней. .Если выполнение заданий соответствует 1 уровню ,низкому, то студент получает незачтено.
Контрольные задания для оценивания результатов первого модуля : Элементы теории множеств.
Задание 1. Проверьте справедливость коммутативного свойства объединения множеств:
А ={2; 4; 6; 8;10;12;14;16};
B ={1;3;5;7;9;11;13;15}.
Задание 2. Проверьте справедливость ассоциативного свойства объединения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств D,E,F, их попарного объединения:
D ={2;4;6;8;10;12};
E ={1;5;8;11;14;17};
F ={4;9;14;19;24;29}.
Задание 3. Проверьте справедливость ассоциативного свойства пересечения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств:
D ={m;n;k;l};
E ={n;k;l;t;e};
F ={k;l;e;x;y;z}.
Задание 4. Даны множества А={m;k;l;t;d}; B={x;y;z}. Найдите А×В, В×А. Выполняется ли коммутативное свойство декартового произведения множеств?
Задание5. Проверьте справедливость ассоциативного свойства объединения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств А,В,С, их попарного объединения:
А={3;7;11;15;19;23};
В={2;5;8;11;14;17};
С={1;3;5;7;9;11}.
Задание 6 Проверьте справедливость ассоциативного свойства пересечения множеств. Сформулируйте характеристическое свойство элементов множеств:
А={1;2;3;4;5;7};
В={4;5;6;7;8;9;10};
С={4;6;8;10;12;14;16}.
Задание7. Проверьте справедливость свойств АU(B∩C)=(AUB)∩(AUC); A∩(BUC)=(A∩B)U(A∩C), если
А= {1;2;3;4;5;6;7;8;9;10}
B= {3;5;7;9;11;13;15}
C= {3;5;7;9;11;13}.
Как называются эти свойства?
Задание 8. Даны множества А={x;y;z;t}; B={l;t;d;k}. Найдите А×В, В×А. Выполняется ли коммутативное свойство декартового произведения множеств?
Задание 9 .Запишите свойства операций объединения и пересечения множеств.
Задание 10. Запишите дистрибутивные свойства операций объединения относительно пересечения и пересесечения множеств относительно объединения.
Используя описанные выше критерии можно определить эффективность формирования названных компетенций.
Библиографический список
- ФГОС 3++ — Зарегистрировано в Минюсте России15.03.2018, № 503826.
- Мальцева К. Профессиональные компетенции на практике — Онлайн журнал Штат – 18.06.2018, www: hello@hrmedia.ru
3. Лебединцева В. Краткий курс математики для бакалавров по профилю Начальное образование Уч. пос. – Магадан , изд СВГУ -2013-135с