СОВЕРШЕНСТВАНИЕ ПОДГОТОВКИ РУКОВОДИТЕЛЕЙ ОРГАНИЗАЦИЙ В ОБЛАСТИ ГРАЖДАНСКОЙ ОБОРОНЫ, ЗАЩИТЫ ОТ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

20 мая 12:44

Одним из важных моментов в обеспечении безопасности жизнедеятельности на объектах защиты является обучения руководителей данных объектов в области гражданской обороны (далее – ГО), защиты от чрезвычайных ситуаций (далее – ЧС) и пожарной безопасности (далее – ПБ). Зачастую этим видам обучения не уделяется должное внимание или вообще обучение осуществляется формально. Ежегодно на территории Российской Федерации происходят техногенные аварии и катастрофы, актуальными примером является действия или бездействие руководителя организации, которое привело в ноябре 2021 года к взрыву на шахте «Листвяжная» в Кемеровской области [1].

Напримере Ханты-Мансийского автономного округа – Югры хотим показать, сколько руководителей организаций прошли обучение области ГО, защиты от ЧС и ПБ. Исходя из докладов территориального органа МЧС России данного субъекта Российской Федерации, обучено руководителей организаций (Диаг. 1) [2,3]:

— в 2020 году: области ГО – 10 чел., области защиты от ЧС – 255 чел., области ПБ – 268 чел.;

— в 2021 году: области ГО – 35 чел., области защиты от ЧС – 67 чел., области ПБ – 305 чел.

 

Диаг. 1. — Количество руководителей организаций, прошедших обучение в области ГО, защиты от ЧС и ПБ.

На данной диаграмме видно количество руководителей организаций, прошедших обучение по программам дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) в области ГО, защиты от ЧС и ПБ. Указанный вид обучения является основным для руководителей организаций.

Обучение руководителей организаций в области ГО осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. №841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны» [4] и предусматривает следующие моменты:

— самостоятельная работа с нормативными документами по вопросам организации, планирования и проведения мероприятий по ГО;

— ДПО предусматривается для руководителей организаций, отнесенных в установленном порядке к категориям по ГО, а также организаций, продолжающих работу в военное время, впервые назначенных на должность, в течение первого года работы, а затем не реже одного раза в 5 лет в организациях, осуществляющих образовательную деятельность по дополнительным профессиональным программам в области ГО, в том числе в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, а также на курсах ГО;

— участие в учениях, тренировках и других плановых мероприятиях по ГО.

Обучение руководителей организаций в области защиты от ЧС осуществляется в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» [5] и предусматривает следующие моменты:

— самостоятельное изучение нормативных документов по вопросам организации и осуществления мероприятий по защите от ЧС,

— ДПО предусматривается для руководителей организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, впервые назначенных на должность, в течение первого года работы, а затем не реже одного раза в 5 лет в учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации;

— участие в ежегодных тематических сборах, учениях и тренировках.

Обучение руководителей организаций в области ПБ до 28 февраля 2022 года осуществляется в соответствии с приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» [6] и предусматривает следующие моменты:

— ДПО предусматривается для руководителей организаций, не связанных с взрывопожароопасным производством, в течение месяца после приема на работу и с последующей периодичностью не реже одного раза в три года после последнего обучения в образовательных учреждениях пожарно-технического профиля, учебных центрах федеральной противопожарной службы МЧС России, учебно-методических центрах по ГО и ЧС субъектов Российской Федерации, территориальных подразделениях Государственной противопожарной службы МЧС России, в организациях, оказывающих в установленном порядке услуги по обучению населения мерам ПБ.

В 2021 года приняты новые нормативные правовые акты в данном виде обучения:

— приказ МЧС России от 05 сентября 2021 г. № 596 «Об утверждении типовых дополнительных профессиональных программ в области пожарной безопасности».

 — приказ МЧС России от 18 ноября 2021 г. № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности».

Данные приказы вступили в действие с 1 марта 2022 года взамен приказа МЧС России от 12 декабря 2007 г. №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций».

Обучение руководителей организаций в области ПБ, согласно новым приказам предусматривает следующие моменты:

— проводятся по ДПО, а именно для руководителей эксплуатирующих и управляющих организаций, осуществляющих хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица [7];

— периодичность обучения по ДПО в области ПБ не предусмотрена (Повторного обучения по указанной программе не требуется), так как в соответствии с частью 5 статьи 76 Федерального закона № 273-ФЗ программа профессиональной переподготовки направлена на получение компетенции, необходимой для выполнения нового вида профессиональной деятельности, приобретения новой квалификации [8]. 

Таким образом, мы видим, что руководители организаций по всем областям проходят дополнительное профессиональное образование с отрывом от производства.

Вместе с тем, сроки проведения ДПО в области ГО и защиты от ЧС едины: для лиц, впервые назначенных на должность, в течение первого года работы, а затем не реже одного раза в 5 лет.

А вот, ДПО в области ПБ согласно новым приказам проводится с руководителями эксплуатирующие и управляющие организациями, осуществляющие хозяйственную деятельность, связанную с обеспечением пожарной безопасности на объектах защиты, либо назначенные ими ответственные за обеспечение пожарной безопасности на объектах защиты лица, что дает право руководителю не проходить ДПО в области ПБ и назначить другое ответственное лицо.

Таким образом, следуют привести к логическому соответствию и нормативно объединить подготовку руководители организаций в области ГО, защиты от ЧС и ПБ, исключив дублирование требований к ним, что позволит:

— обеспечить качественную подготовку;

— сократить количество документов, содержащих требования;

— снять существующие противоречия в нормативных правовых актах;

— исключить дублирование функций и полномочий;

— снизить нагрузку на бюджеты разных уровней.

В связи с этим при подготовке руководителей организаций в области ПБ целесообразно включить в единую систему подготовки населения в области ГО и защиты от ЧС, а также создать единые сроки подготовки.

Кроме того, в области ПБ, ГО и защиты от ЧС существует разграничения организаций по уровню риска, такой подход называется риск – ориентированный подход.

В области ПБ присваиваются следующие категории риска [9]: 

  1. Чрезвычайно высокий риск, например, к таким объектам относятся объекты, на которых осуществляется деятельность детских лагерей с круглосуточным пребыванием детей;
  2. Высокий риск, например, к таким объектам относятся объекты начального общего, основного общего и среднего общего образования;
  3. Значительный риск, например, к таким объектам относятся объекты, отнесенные к категориям повышенной взрывопожароопасности и взрывопожароопасности.
  4. Средний риск, например, к таким объектам относятся многоквартирные жилые дома, а также объекты иного функционального назначения высотой 28 метров и более, за исключением объектов, отнесенных к категории чрезвычайно высокого, высокого и значительного риска;
  5. Умеренный риск, например, к таким объектам относятся объекты, предназначенные для проживания и временного пребывания более 50 человек одновременно, а также объектов, отнесенных к категории чрезвычайно-высокого, высокого, значительного и среднего риска.
  6. Низкий риск, к таким объектам относится объекты, не отнесенные к категории чрезвычайно высокого, высокого, значительного, среднего и умеренного риска.

В области ГО присваиваются следующие категории риска [10]: 

  1. Высокий риск, к таким объектам относятся организации, отнесенные в установленном порядке к категории особой важности по гражданской обороне, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 1, 2 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты федерального уровня значимости;
  2. Значительный риск, к таким объектам относятся организации, отнесенные в установленном порядке к первой категории по гражданской обороне, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 3, 4 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты регионального уровня значимости, а также эксплуатирующие объекты, отнесенные в установленном порядке к объектам оборонно-промышленного комплекса;
  3. Средний риск, например, к таким объектам относятся организации, отнесенные в установленном порядке ко второй категории по гражданской обороне, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 5, 6 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты муниципального уровня значимости;
  4. Низкий риск, к таким организациям относятся все остальные организации.

В области защиты от ЧС присваиваются следующие категории риска [11]: 

  1. Высокий риск, к таким объектам относятся организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 1, 2 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты федерального уровня значимости, государственные корпораций, создающие в установленном порядке функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  2. Значительный риск, к таким объектам относятся организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 3, 4 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты регионального уровня значимости и если эти организации (их структурные подразделения) или находящиеся в их ведении организации и структурные подразделения этих организаций включены (входят) в установленном порядке в состав сил и органов управления функциональных подсистем единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций;
  3. Средний риск, к таким объектам относятся организации, эксплуатирующие потенциально опасные объекты 5, 6 категории опасности, эксплуатирующие критически важные объекты муниципального уровня значимости;
  4. Низкий риск, к таким организациям относятся все остальные юридические лица и индивидуальные предприниматели.

На основании данных рисков предлагаю разграничить сроки обучения руководителей организаций в зависимости от категории риска.

Модель интеграция со сроками обучения приведена в рис. 2.

Подготовка руководителей организаций является одним из основных факторов, обеспечение эффективной защиты населения и территорий на территории Российской Федерации от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

Интеграция подготовки в области ГО, защиты от ЧС и ПБ позволит создать условия для максимально эффективного получения знаний с данных областях.

 

Рис. 2. — Модель, интеграции по подготовки руководителей организации в области гражданской обороны, защиты от чрезвычайных ситуаций и мерам пожарной безопасности.

Литература

  1. https:// ru.wikipedia.org/ wiki/ Взрыв_на_шахте_«Листвяжная» (2021).
  2. Доклад об организации и итогах подготовки населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций, утвержденный Приказом МЧС России от 27.03.2020 №216-ДСП «Об утверждении Порядка разработки, согласования и утверждения планов гражданской обороны и защиты населения (план гражданской обороны)».
  3. Сведения по осуществлению противопожарной пропаганды, информационного обеспечения в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, пожарной безопасности, профилактики (предупреждения) чрезвычайных ситуаций, пожаров, утвержденные приказом МЧС России от 22.12.2021 №900 «О предоставлении отчетности по деятельности, осуществляемой органами государственного пожарного надзора МЧС России».
  4. Постановление Правительства Российской Федерации от 2 ноября 2000 г. №841 «Об утверждении положения о подготовке населения в области гражданской обороны» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/901774785/ titles/UD0COP.
  5. Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 сентября 2020 г. №1485 «Об утверждении Положения о подготовке граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства в области защиты от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» Текст приказа опубликован на официальном интернет-портал правовой информации 21.09.2020 г. № 0001202009210005 URL: http://publication.pravo.gov.ru/ Document/ View/0001202009210005.
  6. Приказом МЧС России от 12 декабря 2007 г. №645 «Об утверждении Норм пожарной безопасности «Обучение мерам пожарной безопасности работников организаций» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902079274.
  7. Приказ МЧС России от 18 ноября 2021 г. № 806 «Об определении Порядка, видов, сроков обучения лиц, осуществляющих трудовую или служебную деятельность в организациях, по программам противопожарного инструктажа, требований к содержанию указанных программ и категорий лиц, проходящих обучение по дополнительным профессиональным программам в области пожарной безопасности» // Текст приказа опубликован на официальном интернет-портал правовой информации 25.11.2021 г. № 0001202111250020 URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/ 0001202111250020.
  8. Федеральный закон от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902389617.
  9. Постановление Правительства Российской Федерации от 12 апреля 2012 г. № 290 «О федеральном государственном пожарном надзоре» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/902341612.
  10. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1007 «О федеральном государственном надзоре в области гражданской обороны» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/607124047.
  11. Постановление Правительства РФ от 25 июня 2021 г. № 1013 «О федеральном государственном надзоре в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов. URL: https://docs.cntd.ru/document/607132677.