Роль элиты в политическом пространстве варьируется от возможности оказывать влияние на принятие политических решений до непосредственного участия в формировании законов.
Классификация современной политической элиты. Рассмотрим обширную классификацию политической элиты, основы которой были предложены политологом В. Милановски:
— Правящие круги, занятые управлением государством и/или его территориальными образованиями. Управление ведется от лица государства и носит характер некоторой обезличенности и обобщенности.
— Группа «вето». Часть представителей правящих кругов, имеющая власть принятия окончательного решения.
— Авторитетные представители интеллигенции. Деятельность направлена на демонстрацию преимуществ и укрепление позиций правящих кругов через СМИ. Основная черта — соответствие модели поведения строго заданному правящими кругами курсу.
— Селекторат, задействованный непосредственно в решении управленческих задач. Основная черта — профессионализм и стремление сохранять независимый статус.
— Потенциальная элита. Основная черта — нацеленность на сближение с правящими кругами или их вытеснение. Также характеризуется неудовлетворенностью своим положением на политической арене.
— Реванширующая элита. Является разновидностью потенциальной. Отличительной чертой является наличие негативного опыта участия в выборах и стремление к реваншу.
— Неполитические объединения, которые оказывают активное влияние на политику. Представителей данного типа политической элиты характеризует стремление защитить свой бизнес, масштабы которого требует протекции на государственном уровне.
Характерные черты, свойственные политической элите. В качестве характерных черт политической элиты можно выделить следующие:
— самодостаточность и относительная закрытость социальной группы;
— высокий социальный статус, привилегированность, доступ к закрытой информации;
— участие в осуществлении государственной и информационной власти с правом выдвижения политических лидеров из своей среды;
— собственная идеологическая база;
— талант к организаторским способностям, психология превосходства;
— высокий уровень образовательного потенциала (наличие управленческого опыта, стаж работы в управлении и исполнительных структурах власти 5-15 лет).
Модель построения карьеры в политическом пространстве для разных сегментов элиты разнится:
— Законодательная элита более тесно связана с профессиональным статусом.
— Исполнительная элита тесно связана с административным ресурсом:
а) карьера и статус «автономных профессионалов» напрямую зависит от личных профессиональных знаний и опыта;
б) развитие карьеры «патронажных профессионалов» тесно связано с благоприятной политической и социальной средой.
Особенные черты поведения политической элиты в рамках взаимодействия государства и территориальных образований. Особенные черты современной политической элиты проявляются через характер взаимодействия правящих кругов (в лице государственной власти) и глав территориальных образований.
Данное взаимодействие может выстраиваться по разным направлениям:
— территориальное самоуправление,
— внутренняя экономическая деятельность,
— внешняя экономическая деятельность,
— вопросы религии, меньшинств.
Так или иначе, внешне (на уровне СМИ) любое взаимодействие позиционируется, как отстаивание прав и интересов избирателей (главами территорий перед государством или наоборот).
Фактически, уровень сплоченности политической элиты государства на различных уровнях самым непосредственным образом влияет на характер формирования политического и экономического курса страны, формируя наиболее выгодные условия, в первую очередь, для политической элиты.
Из этого мы выводим основные направления деятельности политической элиты:
— управление обществом и политическим классом;
— контроль над основными ресурсами власти;
— создание форм организации государства с эксклюзивной позицией элиты.
Проблема централизации / децентрализации власти свидетельствует о сплоченности / разобщенности элиты, уровне ее однородности и, соответственно, общей направленности интересов.
Зависимость формирования особенных черт политической элиты от уровня суверенитета территориальных образований. В каждой стране политическая элита имеет свои особенности взаимодействия с обществом.
Характер политической элиты в странах с децентрализацией власти. Так, в странах, где государство оставляет за собой право на выбор вектора в вопросах внешней политики и безопасности и передает власть в отношении внутренней политики главам территориальных единиц, децентрализация власти носит правовой характер и все вопросы территориальной самоорганизации имеют юридический характер решения.
Так, Канада, Австралия и США предоставляют широкие полномочия по урегулированию вопросов внутренней политики для своих территориальных образований. Политическая элита формируется в условиях полной или частичной не подконтрольности полномочий региона федеральному правительству, а также полной (Канада) или частичной (США, Австралия) независимости в принятии или признании недействительными законов государственного уровня.
Фактическое разграничение территорий по географическим, этническим, культурным, религиозным признакам переводит проблему территориального самоопределения в плоскость закона. Постоянная апелляция к законам и высшим судебным инстанциям характеризует политическую элиту стран.
Влияние на особенности политической элиты централизации власти. В странах с централизацией власти характерной особенностью элиты является тенденция к проявлению сепаратистских настроений со стороны глав территориальных образований, с одной стороны, и стремление к расширению контроля государственного правительства, с другой.
Наиболее ярким примером успешной деятельности правительства в данном случае является Индия. Штаты в стране распределены без учета этнических и религиозных особенностей. Хотя каждый штат имеет свое правительство, широкие полномочия губернаторов штатов обеспечивают государству полный контроль над деятельностью политической элиты.
Политическая элита, в данном случае, получает особую характеристику:
стремление ставить интересы своей группы выше региональных и государственных. Например, правительство штата в Индии может не считаться с интересами страны. В противостоянии правительству возможно затормаживание реализации трудового законодательства, развитие среди населения идей сепаратизма и религиозной ненависти.
В тоталитарных странах с высоким уровнем бюрократизации наблюдается формирование элиты в «малые группы», которые позволяют обходить сложности бюрократической машины. Наиболее ярко данная тенденция проявляется в Китае, где малые группы представляют организации государственного уровня.
Политическая элита в тоталитарных странах и «золотая середина». В тоталитарных странах с неоднородными территориальными образованиями политическая элита находится как бы в двух срезах:
— необходимость полной отчетности перед государственным аппаратом и следования «общему плану»;
— широкие полномочия на уровне территорий, что позволяет главам образований проводить собственную экономическую политику.
Таким образом, формируется нацеленность, в первую очередь, на интенсификацию экономической жизни в условиях невозможности (или сложности) развития идеи территориального самоопределения.
Некоторые страны добились возможности сосуществования централизации управления с автономией местной власти. Отличительной чертой политической элиты в таких государствах становится ориентация на вертикальные двухсторонние отношения:
— информирование вышестоящих органов власти о состоянии и проблемах региона;
— доведение до сведения местных органов власти политики правительства и участие правительства в реализации законов «на местах».
В качестве примера можно привести Францию с ее моделью «субсидиарной интеграции».
Федеративная система в России во многих аспектах предстает как неустойчивая за счет сложности урегулирования отношение территориальных образований с государственной властью.
Для политической элиты России свойственна некоторая двойственность:
— с одной стороны, часть элиты демонстрирует модель поведения, свойственную тоталитарным государствам, с ее нацеленностью на экономическое развитие регионов;
— в другой стороны, главы регионов с этническим меньшинством демонстрируют сепаратистские черты и выступают за установление особых прав для своих территорий.
«Иммунитет» против конфликтов между главами территорий и властью получают страны, в которых защита федеральных и региональных органов власти проработана в Конституции. Приведенные примеры разных стран позволяют по-новому взглянуть на зависимость особенностей политической элиты от формирования на государственном уровне возможности диалога между различными уровнями власти.
Закрепление прав территорий на конституционном уровне требует высокой дипломатии и сознательности представителей политической элиты. Что и должно стать основной чертой элиты России в современном политическом пространстве.
Список литературы:
1) Дука А.В. О подходах к анализу властных элит А.В. Дука // Управленческое консультирование. – 2012. — № 3. – С. 49.
2) Маурицио Котта. Политические элиты и становление политической системы на примере европейского Союза / Котта Маурицио // Сравнительная политика. – 2012. — № 3. – С. 24-46.
3) Наронская А.Г. Концептуальные подходы к изучению политических элит (мировой и отечественный опыт) / А.Г. Наронская // Философия политики и политология. – 2019. – Вып. 1. – С. 86-91.
4) Покатов Д.В. Рекрутирование региональной политической элиты: эволюция этапов, форм и карьерных стратегий / Д.В. Покатов, О.Г. Антонова, З.М. Дыльнова // Известия Саратовского университета. — 2018. — Т. 18. — Вып. 4. — С. 419-426.
5) Шентякова А.В. Модели и факторы карьеры представителей политической и административной региональной элиты / А.В. Шентякова // Власть и элиты : альманах / под ред. А.В. Дука. — СПб., 2014. — Т. 1. — С. 398.