Научная новизна исследования заключается в том, что на основе комплексного подхода проведен анализ теоретических проблем защиты прав субъектов предпринимательской деятельности в сфере уплаты налогов.
Эффективная налоговая политика рассматривается как одно из основных условий динамичного развития экономики. Налоговая система должна обеспечить перечисление средств в бюджеты различных уровней, которые смогут обеспечить функционирование государства.
До принятия Налогового кодекса Российской Федерации налоговый контроль регулировался подзаконными актами, такими как приказы и инструкции. Принятие первой части Налогового кодекса Российской Федерации стало основой для формирования налоговой системы и процессуальных отношений. Наиболее существенные изменения были внесены в Главу 14 Налогового кодекса РФ «Налоговый контроль», в которой за все годы существования первой части было скорректировано около 90% текста. Такое внимание было уделено взаимоотношениям налоговых органов с налогоплательщиками посредством проведения налоговых проверок.
Следует сразу отметить, что в соответствии с п. 4 п. 3.1 ст. 1 Федерального закона «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» налоговый контроль не распространяется на тот вид контроля, в отношении которого действуют нормы указанного Федерального закона, устанавливающие порядок организации и проведения налогового контроля проверок.
Под понятием налогового контроля понимается определенная последовательность действий должностных лиц налоговых органов по обеспечению законности исчисления и уплаты налогов, а также организации полного и своевременного поступления денежных средств в бюджеты субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством о налогах и сборах Российской Федерации.
Правовое регулирование налогового контроля имеет особое значение в Российской Федерации. В настоящее время в России основным органом, непосредственно осуществляющим налоговый контроль, является Федеральная служба по налогам и сборам. Налоговые органы в рамках контрольной деятельности руководствуются большим количеством нормативных актов, утвержденных Федеральной налоговой службой России по разделу «для служебного пользования», к ним относятся нормативные акты, программы действий, инструкции и др. Письма, направляемые налоговыми органами, не являются актами законодательства о налогах и сборах, они носят разъяснительный и рекомендательный характер.
В налоговом законодательстве методы налогового контроля присутствуют в неявной форме, т. е. перечень определенных методов законодательно не установлен.
В настоящее время наиболее актуальной и эффективной формой налогового контроля являются налоговые проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий, как собственные, так и выездные.
Вопросы защиты законных прав предпринимателей при проведении налогового контроля становятся все более актуальными, что объясняется сложностью процесса налогового администрирования и повышенными требованиями к налоговым органам. Однако в таких сложных условиях происходит увеличение доначислений по результатам налоговых проверок, хотя по-прежнему имеются факты некачественного их проведения, что сказывается на несоблюдении прав предпринимателей.
Налоговый контроль — это специализированный (только в отношении налогов и сборов) финансовый контроль страны, значение которого заключается не только в контроле за соблюдением налогового законодательства, но и в контроле за правильностью оценки, полнотой и своевременностью уплаты налогов и сборов, а также в исключении выявленных нарушений. Налоговый контроль, как одна из функций администрирования на новом уровне, представляет собой процедуру мониторинга и исследования финансово-хозяйственной деятельности налогоплательщиков с целью ее оптимизации для качественного исполнения законодательства о налогах и сборах.
Налоговый контроль можно рассматривать с трех сторон: организационной, методической и технической. Первая из них — это выбор форм контроля и надзора, состав его субъектов и объектов; вторая сторона охватывает способы осуществления контрольных действий; третья-совокупность методов контроля, их порядок и взаимосвязь.
Проблемы нарушения законодательства о защите прав предпринимателей при проведении налогового контроля заключаются в следующем:
— реформирование действующей налоговой системы;
— кадровое обеспечение налоговых органов;
— правонарушения в налоговой сфере;
— противоречия в законодательстве о налогах и сборах.
Для определения направления реформирования налоговой системы России, прежде всего, необходимо выявить причины уклонения предпринимателей от уплаты налогов в бюджетную систему Российской Федерации.
К первым можно отнести экономические мотивы, которые в свою очередь можно разделить на два вида: причины, зависящие от стабильности финансового состояния налогоплательщика и порождаемые экономическими условиями. Решающим фактором в большинстве случаев является финансовая устойчивость компании. Для решения этой проблемы необходимо оптимизировать размер налоговой нагрузки, при котором будет соблюдаться баланс интересов государства и налогоплательщиков.
Наряду с этим существуют проблемы, связанные с низким уровнем налоговой культуры налогоплательщиков.
Важной причиной уклонения от уплаты налогов является несовершенство и сложность налоговой системы, что препятствует эффективности налогового контроля, что объясняет правовые причины уклонения от уплаты налогов. Это связано с наличием налоговых льгот в законодательстве, что заставляет предпринимателя искать различные способы их использования, наличием различных налоговых ставок, это подталкивает налогоплательщика к выбору вариантов с более низкой налоговой нагрузкой, наличием нескольких способов отнесения затрат и расходов при расчете налоговой базы, а также недостаточным знанием налогового законодательства.
Таким образом, выявлены основные актуальные проблемы законодательства о защите законных прав предпринимателей при осуществлении налогового контроля.
Чтобы предотвратить нарушения прав предпринимателей при проведении налогового контроля необходимо организовать реализацию следующих мер:
— совершенствование существующей нормативно-правовой базы, регламентирующей организацию и осуществление налогового контроля;
— совершенствование существующих форм и методов, применяемых в деятельности налоговых органов при проведении налоговых проверок;
— разработка Федеральной налоговой службой единой комплексной типовой методики организации проверок;
— организация и постоянное совершенствование профессиональной подготовки путем организации семинаров, курсов;
— совершенствование материально-технического обеспечения работников налоговых органов;
— целесообразно проведение предварительного проверочного анализа налогоплательщиков, на основании которого осуществляется отбор налогоплательщиков, включенных в перечень для включения в план выездных проверок, организуемых по результатам мониторинга финансово-хозяйственной деятельности организаций. Этот метод позволит вам минимизировать нарушение прав добросовестных предпринимателей.
Главной и существенной проблемой современного законодательства является то, что многие не знают своих прав и возможных вариантов их защиты с помощью законодательства. Предпринимательская среда также не стала исключением. Многие юридические лица не знают свои права и соответственно не могут их отстоять. Для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, деятельность которых связана с риском, необходимо знать свои права и уметь их защищать, как в судебном, так и внесудебном порядке.
Подводя итог, можно сделать вывод о том, что защита прав юридических лиц и предпринимателей при проведении проверок во многом зависит от активности проверяемых, знания ими норм действующего законодательства и желания защищать свои права. От правильного понимания и применения проверяемым лицом норм закона во многом зависит, сможет ли это лицо правильно подготовиться к проверке, что, в конечном счете, не может не отразиться на ее результатах.
Таким образом, автором проанализированы актуальные проблемы защиты законных прав предпринимателей при осуществлении налогового контроля. Реализация этих мер позволит защитить добросовестных предпринимателей и не будет препятствовать полноценному осуществлению деятельности.
Использованные источники
- Гафарова Г.Р., Табачник Ф.И. Внутренний налоговый контроль как одно из направлений налогового контроля // Современная налоговая система: состояние, проблемы и перспективы развития Материалы XI Международной заочной научной конференции. 2017. С. 1
- Ткаченко А.А. Анализ результативности и эффективности деятельности по налоговому контролю в России // Актуальные проблемы налоговой политики Сборник статей участников VIII Международной научно-практической конференции молодых налоговедов. Отв. редакторы Е.В. Шередеко, С.А. Халетская. 2016. С. 159-163.