Государственно-частное партнёрство (ГЧП) как форму взаимодействия государства и бизнеса начали использовать в России более десяти лет назад.
Сегодня государственно-частное партнерство присутствует практически во всех отраслях российской экономики, начиная со строительства транспортной и энергетической инфраструктуры и заканчивая цифровизацией сфер здравоохранения, образования и жилищно-коммунального хозяйства. Многофункциональные центры, медицинские и образовательные учреждения, системы уличного освещения, утилизация мусора, социальное жилье являются объектами соглашений о ГЧП. Цель статьи – показать основные проблемы реализации проектов ГЧП в сфере высоких технологий и возможные пути их решения.
Государственно-частное партнёрство имеет преимущества и недостатки как для государства, так и для частного бизнеса. К преимуществам ГЧП для государства относятся: распределение бюджетных средств во времени, распределение рисков, привлечение частных инвестиций, привлечение частных партнёров для решения социальных задач, стоящих перед государством, возможность получений дополнительных налоговых поступлений и организация процесса ГЧП, т.е. государство выбирает частных партнёров и контролирует их деятельность.
К преимуществам ГЧП для бизнеса можно отнести: долгосрочность стабильность и прибыльность, компенсация при досрочном расторжении контракта со стороны, в случае повышения тарифов во время реализации проекта государство компенсирует частному партнёру затраты.
Среди недостатков ГЧП для государства можно выделить следующие: высокие риски, ограничение прав по распоряжению объектом, более высокие затраты по сравнению с реализацией проектов целиком за счёт бюджетных средств, расходы при выборе частных партнёров и затем при контроле их деятельности, риск выбора недобросовестного частного партнёра.
Недостатки ГЧП для бизнеса включают в себя: регулирование платы, взимаемой с третьих лиц государством, более высокие риски по сравнению с выполнением государственных заказов, возврат объектов государству по окончанию срока действия соглашения [4].
Использование ГЧП для развития общественной инфраструктуры и оказания услуг населению актуально по двум причинам. Во-первых, применение механизмов ГЧП позволяет региональным и муниципальным органам власти реализовывать проекты по модернизации существующих и созданию новых объектов общественной инфраструктуры, на реализацию которых недостаточно бюджетных средств. Во-вторых, это позволяет обеспечивать повышение качества оказываемых населению услуг за счет расширения доступа коммерческого и некоммерческого сектора к предоставлению услуг в социальной сфере, в том числе через формирование рынка операторов социальных услуг для участия в проектах ГЧП. В ряде социальных отраслей уже есть примеры успешного опыта реализации проектов ГЧП.
Использование инструментов ГЧП расширяет возможности государства в реализации политики в сфере высоких технологий. С одной стороны, они позволяют интегрировать бизнес-модели в государственную сферу, а с другой – предлагают новые решения наиболее острых проблем государственной политики.
Нормативно-правовой базой государственно-частного партнерства являются 3 основных закона:
- Федеральный закон от 21.07.2005 N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях» [1].
- Федеральный закон от 13.07.2015 N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [2].
- Федеральный закон от 29.06.2018 N 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].
В последние несколько лет на федеральном уровне все регулярнее ставятся задачи по цифровизации и информатизации не только государственных и муниципальных услуг, но и по внедрению аппаратно-программных комплексов и информационных систем в социально-экономические сферы, а также в сферу обеспечения безопасности.
Учитывая высокую стоимость реализации IT-проектов, существенно превышающей возможности бюджеты всех уровней, возникла необходимость модернизации существующих и создания новых информационных систем и технологий используя механизмы государственно-частного партнерства.
Однако до вступления в силу федерального закона от 29.06.2018 № 173-ФЗ императивные требования Закона о ГЧП и Закона о концессиях делали невозможным заключение соглашений исключительно в отношении информационных систем и иных объектов интеллектуальной собственности даже если их функционал и правовой статус отвечал целям законов. Такое ограничение являлось существенным препятствием как для государства, так и для частных инвесторов. Механизмов, предусматриваемых законодательством о закупках, было недостаточно, так как речь в большинстве случаев шла не только о разработке объекта IT для публичных нужд, но и о его дальнейшей длительной и квалифицированной эксплуатации. Очевидно, что подобная практика оказывала негативный эффект на процесс привлечения инвестиций в сферы, нуждающиеся в первоочередном порядке в цифровой трансформации. Необходимость в новом инструментарии стала еще более очевидной с утверждением и началом реализации программы по внедрению цифровой экономики: IT составляющая станет ключевой для развития практически всех отраслей.
С распространением Закона о ГЧП на сферу IT, информационные системы, компьютерные программы, базы данных, сайты, а также объекты IT-инфраструктуры и технологически связанное с указанной инфраструктурой движимое имущество стали объектами соглашения о государственно-частном партнерстве или объектами концессионного соглашения.
Частный инвестор получил возможность в рамках одной процедуры брать на себя комплекс обязательств, связанных с созданием объекта информационных технологий или центра хранения и обработки данных, и его дальнейшим обслуживанием в течение длительного периода, зависящего в первую очередь от срока окупаемости проекта. Кроме этого, теперь не требуется отдельных процедур для получения необходимых земельных участков (для случая ЦОД), что исключает риск несовпадения победителей различных торгов для соглашений о ГЧП и концессионных соглашений. При этом заключенное соглашение будет являться достаточным основанием для направления бюджетных средств на его реализацию, что повышает уровень уверенности частного инвестора в источниках рефинансирования проекта.
Несмотря на ряд недостатков, реализация проектов ГЧП рассматривается как один из ключевых инструментов цифровизации и информатизации всех отраслей экономики Российской Федерации. Стимулирование государством развития механизмов ГЧП заложено в государственных и региональных программах социально-экономического развития страны. Потенциальный интерес к участию в «высоких» проектах существовал у бизнеса и ранее, а нормативно-правовое регулирование государственно-частного партнерства в сфере IT повысило четкость и прозрачность механизмов взаимодействия государства и бизнеса при структурировании и реализации IT-проектов и дало дополнительный толчок к развитию отрасли информационных технологий.
Список литературы
- Федеральный закон от 21 июля 2005 г. N 115-ФЗ «О концессионных соглашениях»// Собрание законодательства Российской Федерации от 25 июля 2005 г. N 30 (часть II) ст. 3126
- Федеральный закон от 13 июля 2015 г. N 224-ФЗ «О государственно-частном партнерстве, муниципально-частном партнерстве в Российской Федерации и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 20 июля 2015 г. N 29 (часть I) ст. 4350
- Федеральный закон от 29 июня 2018 г. N 173-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»// Собрание законодательства Российской Федерации от 2 июля 2018 г. N 27 ст. 3956
- Гоосен Е. В., Никитенко С. М. и Пахомова Е. О. Опыт реализации проектов ГЧП в России // ЭКО, № 2, 2015 (488), с. 163–175