Проблема детской агрессии — проблема родителей, это недостаток воспитания.
В осуществлении практического этапа четко выступают три стадии, имеющие свои конкретные цели: констатирующий, формирующий и контролирующий.
На первом этапе экспериментального исследования мы провели диагностику агрессивности у ребенка, разработанную Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М для классных руководителей 2 и 3 классов.
Экспериментальное исследование проводилось в три этапа, во 2 классе (экспериментальный) в средней общеобразовательной школе деревни. В классе обучается 14 учащихся, из них 7 мальчиков и 7 девочек. Контрольный класс — 3 класс, обучается 12 учащихся, из них 6 девочек и 6 мальчиков. Для решения поставленной цели данного исследования были использованы следующие методы:
- анкета – опрос для оценки роли семьи в детской агрессии;
- диагностика агрессивности у ребенка (Лаврентьева Г.П и Титаренко Т.М;
- проективная графическая методика «Кактус» (М.А. Панфиловой);
До начала исследовательской работы мы провели анкету – опрос для оценки роли семьи в детской агрессивности младших школьников, состоящий из 3 вопросов
Цель: выявления агрессивности у ребенка в школе. Это диагностика предназначена для того, чтобы выявив агрессивного ребенка, в дальнейшем смогли выработать стратегию поведения с ним, и помочь ему адаптироваться в коллективе.
Анкета состоит из 20 утверждений, положительный ответ на каждое предложенное утверждение оценивается в 1 балл.
Интерпретация результатов: высокая агрессивность — 15—20 баллов, средняя агрессивность —7—14 баллов и низкая агрессивность —1—6 баллов.
По результатам проведенной диагностики мы можем сделать вывод о том, что у экспериментальной группы 8 учащихся качество агрессивных проявлений находится на среднем уровне, у 4 уровень агрессивности снижен, а у 2 учащихся высокая оценка агрессивных проявлений.
В связи с этим были выбраны 2 учащихся с высоким уровнем агрессивных проявлений. Характеризуя, их учитель часто говорила, о менее добросовестном выполнении домашнего задания и обязанностей. Они часто ведут себя нервно и в контактах с другими детьми менее миролюбивы, чем их неагрессивные сверстники.
По результатам проведенной диагностики мы можем сделать вывод о том, что у контрольной группы 3 учащихся качество агрессивных проявлений находится на среднем уровне, у 6 уровень агрессивности снижен, а у 2 учащихся высокая оценка агрессивных проявлений.
Методика «Несуществующее животное» М.З. Друкаревич.
Цель тестирования:
- изучение уровня тревожности ребенка;
- изучение уровня самооценки;
- изучение внутреннего мира ребенка;
- определение взаимоотношений ребенка с окружающим миром;
Этот метод построен на теории психомоторной связи. Дети нарисовали животное, которое не существует в природе (нельзя использовать героев сказок и мультфильмов), дали несуществующее имя. Из испытуемых 2 учащихся нарисовали «цыклопа» и «трелли. Обработок много, а именно по агрессии присущи «рот с зубами» — это вербальная агрессия, в большинстве случаев – защитная именно эти дети огрызаются, задираются, грубят в ответ на обращение к ним отрицательных свойств, осуждений, порицаний.
Таким образом, результаты констатирующего этапа исследования требуют от нас проведения формирующего эксперимента в соответствии с педагогическими условиями.
В следующем этапе эксперимента – составили план экспериментальной работы по коррекции агрессивности у младших школьников. В формирующем этапе по плану эксперимента было проведено занятие во 2 классе. А в контрольном 3 классе по теме исследования занятие не проведено.
Программа формирующего этапа
Цель формирующего этапа: коррекция агрессивности (снижение уровней агрессивности).
Задачи: разработать систему занятий, игр, рекомендации на снижение агрессивности у младших школьников.
Для снижения агрессивности у учеников 2 класса СОШ, были проведены коррекционные игры и упражнения.
Тематический план проведения формирующего этапа эксперимента.
№ занятия | Наименование разделов и тем | Форма занятия | Всего минут, часов |
1 | Методы и способы | Занятие, беседа | 30 |
2 | «Обзывалки» | Подвижная игра | 30 |
3 | «Конструктор» | Совместная настольная игра | 40 |
4 | Арт –терапия | Рисунок | 45 |
5 | Песочная терапия | Работа с песком | 45 |
Упражнения, направленные на обучение ребёнка приемлемым способам разрядки гнева и агрессивности, а также на отреагирование негативной ситуации в целом.
На первой стадии отреагирования гнева использовала следующие методы и способы: комкать и рвать бумагу; бить подушку или боксёрскую грушу; топать ногами; громко кричать, используя «стаканчик» для криков или «трубу» из плотной бумаги; пинать ногой подушку или консервную банку; написать на бумаге все слова, которые хочется сказать, скомкать и выбросить бумагу; втирать пластилин в картонку. Дети все этим упражнением заинтересовались и все выполняли.
Контролирующий этап
В контролирующем этапе эксперимента с целью проверки эффективности формирующего этапа эксперимента, были проведены контрольный опрос и диагностика в экспериментальном и контрольном классах. Диагностика агрессивности у ребенка, разработанная Лаврентьевой Г.П. и Титаренко Т.М для классных руководителей 2 и 3 классов.
Результаты диагностики 2 (экспериментального) класса в констатирующем и контролирующем этапе эксперимента.
Диагностика учащихся экспериментального 2 класса показала, что высокая агрессивность снизилась на 6 % (1 ученик), средняя агрессивность снизилась на 1 % (1 ученик) и низкая агрессивность повысилась на 5,6 % .
Заключение
В работе мы достигли поставленной цели – выявили особенности проявления агрессивности в младшем школьном возрасте и проанализировали пути её преодоления
Таким образом, в результате проведенного экспериментального исследования, мы можем сделать вывод о том, что у каждого учащегося данного исследования в характере присутствует агрессивность. У кого-то она имеет оборонительные, доброкачественные формы, у кого-то, уже перешла и в деструктивную, злокачественную область. Но как бы это ни было мы взрослые должны помогать предотвращать появление агрессии и контролировать её. Надеюсь, что педагоги и в первую очередь родители смогут для себя сделать определенные выводы и обратить детскую агрессию в положительное русло.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Берковиц Л. Агрессия. Причины, последствия, контроль. М., 2001. – 512с.
- Ковалев П. Возрастно-половые особенности отражения в сознании
структуры собственной агрессивности и агрессивного поведения. — СПб., 1996.
- Реан А.А. Агрессия и агрессивность личности // Психологический журнал. – 1996. — №5. – С.3-18.
- Фурманов И.А. Детская агрессивность. М., 1996. – 192с.
REFERENCES
- Berkowitz, L. Aggression. Causes, consequences, and control. M., 2001. – 512с.
- Kovalev P. Age-sexual features of reflection in the consciousness the structure of his own aggression and aggressive behavior. — SPb., 1996.
- Rean A. A. Aggression and aggressiveness of the personality // Psychological journal. – 1996. — No. 5. – C. 3-18.
- Furmanov I. A. Children’s aggression. M., 1996. – 192с.