В современных автомобилях установлено огромное количество электрических систем и подсистем, датчиков, осуществляющих контроль и управление не только двигателем, но и автомобилем в целом, и их внедрение продолжается. Изначально решалась проблема управления топливоподачей и зажиганием, посредствам применения электрически управляемых исполнительных устройств, работающих под воздействием команд микропроцессора. Первые электронные системы служили аналогом карбюратора, вакуумного и центробежного регуляторов зажигания. Сейчас же это системы управления рабочим процессом двигателя (управление подачей топлива, зажиганием, степенью наполнения цилиндров, рециркуляцией отработавших газов и т.д). Это стало возможно благодаря инновационным разработкам, позволяющим осуществлять контроль, учитывая множество факторов и решающих сложные алгоритмы. Вопрос надежности таких систем относительно проверенных механических устройств остается открытым [1].
Электронный блок является центром бортовой системы автомобиля, и обменивается информацией со всеми компонентами этой системы:
- Антиблокировочная система;
- Автоматическая коробка передач;
- Система стабилизации автомобиля;
- Система безопасности автомобиля;
- Круиз-контроль;
- Климат-контроль.
Обмен информацией осуществляется посредством CAN-шины, которая связывает все электронные и цифровые системы автомобиля в одну единую систему.
Благодаря этому может подвергаться оптимизации:
- Расход топлива;
- Подача воздуха;
- Мощность;
- Крутящий момент.
Основные функции электронного блока управления автомобилем:
- Контроль и управление впрыском топлива в инжекторных двигателях;
- Контроль зажигания;
- Управление фазами газораспределения;
- Контроль температуры жидкости охлаждающей системы;
- Контроль положения дроссельной заслонки;
- Контроль положения коленчатого вала двигателя;
- Анализ состава выхлопных газов;
- Диагностика неисправностей;
- Контроль напряжения бортовой системы;
- Контроль работы системы рециркуляции отработавших газов [2].
- Каждая неисправность имеет свой код, который сканируется специальным устройством, подключающимся к ЭБУ, дешифруется и информирует нас о этой неисправности.
Сам блок управления имеет программное обеспечение и аппаратное устройство. В основе лежит микропроцессор, считывающих данные с датчиков [3].
Неисправностями работы самого ЭБУ могут быть:
- Перегрев;
- Плохой контакт, окисление, обрыв проводов, шины;
- Сильная коррозия;
- Попадание влаги;
- Повреждения вследствие ударного воздействия;
- Установка дополнительного оборудования, способствующего повышению напряжения;
- “Прикуривание” другого автомобиля с севшим аккумулятором;
- Проблемы в высоковольтной части системы зажигания;
- Короткое замыкание.
В случае неисправности ЭБУ обязательно должна быть проведена комплексная проверка, осуществляемая профессионалами, по итогам которой принимается решение о ремонте или замене блока.
Проверка включает в себя:
- Оценка качества сборки блока;
- Диагностика электрической системы;
- Проведение фрактографии (исследование изломов материала);
- Оценка вероятности перегрева;
- Проверка корпуса на наличие коррозии и разрушение [4].
Установка ЭБУ в современных автомобилях уже встречается повсеместно, особенно в условиях поышенных требований к экологичности автомобиля. Надежность электронных систем требует доработок, однако это очень перспективное направление.
Список литературы:
- История развития систем управления ДВС и диагностики [электронный ресурс] URL: https://www.madi-auto.ru/forum/index.php?topic=18959.0
- ЭБУ – устройство, принцип работы [электронный ресурс] URL: http://vodi.su/ebu-ustroystvo-printsip-rabotyi/
- Что такое блок управления двигателем: какие бывают блоки, неисправности и проверка [электронный ресурс] URL: http://krutimotor.ru/bloki-upravleniya-dvigatelem-vidy-ustrojstvo-remont/
- Электронный блок управления [электронный ресурс] URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82%D1%80%D0%BE%D0%BD%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B1%D0%BB%D0%BE%D0%BA_%D1%83%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B2%D0%BB%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D1%8F