НЕЗАКОННОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ТОВАРНОГО ЗНАКА В СЕТИ ИНТЕРНЕТ

7 ноября 11:20

Выбранная для рассмотрения тема особенно актуальна сегодня — в 21 веке. Это связано с тем, что определенная часть предпринимателей продает свою продукцию через Интернет. Также не менее важной причиной является заинтересованность продавца в повышении внимания потребителей к своей продукции. Эта бизнес-потребность реализуется через рекламу, в том числе в Интернете. Обозначение зарегистрированного товарного знака размещается как в рекламных роликах, так и на баннерах. Чем дольше проводится рекламная кампания, тем выше стоимость торговой марки, благодаря которой осуществляется узнаваемость на рынке. Поэтому эффективные правовые механизмы защиты созданного им объекта интеллектуальной собственности в сети Интернет невероятно важны для предпринимателя.

Несомненно, чтобы бренд любого продукта стал узнаваемым на рынке, требуется очень много времени. Это может занять не один, даже не два года. Поэтому предположить и увидеть на практике такое явление, как размещение торговой марки «раскрученного» производителя у таких известных и только начинающих продавцов.

Паразитируя на чужой интеллектуальной собственности, эти люди хотят избежать проблем, связанных с рекламным процессом и тратой денег. В результате появляются некачественные контрафактные товары, которые продаются потребителям под чужой торговой маркой и при этом существенно снижают общественное мнение и стоимость оригинала. Такие компании используют обозначения, которые не полностью идентичны товарному знаку. Например, они могут немного изменить цветовую композицию или переставить буквы местами в текстовом оформлении, т.е. эти изменения не критичны для человеческого глаза. Как правило, у потребителей такая продукция ассоциируется с продуктом оригинальной компании.

Как уже было сказано выше, в современном обществе покупка и продажа товаров через Интернет стала очень популярной. Однако у этого есть свои недостатки. Не все предприниматели, работающие в Интернет-среде, добросовестны. Также известны случаи анонимного доступа в Интернет и продажи товаров под чужим товарным знаком. Предпринимателям необходимо принять меры для защиты своей торговой марки. Наиболее важным является правовая защита товарных знаков путем их регистрации в Роспатенте. После регистрации субъекту выдается специальное свидетельство на товарный знак. В противном случае незарегистрированные объекты интеллектуальной собственности не могут быть полностью защищены от плагиата, и в этом случае конкуренты того или иного предпринимателя смогут быстро зарегистрировать товарный знак или другое подобное обозначение. Чтобы этого не произошло, необходимо получить сертификат, который закрепит право физического или юридического лица, занимающегося предпринимательской деятельностью, на товарный знак. Товарный знак необходим, прежде всего, для идентификации товаров, производимых и реализуемых предпринимателями.

Для реализации данного положения на практике и предотвращения неприятных случаев кражи идей предусмотрена статья 1483 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой обозначения, идентичные или похожие на товарные знаки других лиц для аналогичных товаров, не могут быть зарегистрированы. в качестве товарных знаков. Таким образом, законодатель нормативно защитил интеллектуальную собственность, создаваемую субъектами хозяйствования.

В случае обнаружения на товаре обозначения, аналогичного зарегистрированному товарному знаку, предприниматель вправе потребовать изъятия из обращения и уничтожения этого контрафактного предмета за счет правонарушителя, а также возмещения убытков или возмещения с него. Это, безусловно, положительно сказывается на развитии предпринимательской деятельности, поскольку наличие юридической ответственности, закрепленной в статье 1515 ГК РФ, поможет предотвратить копирование объектов индивидуализации товаров на рынок.

Юридическая ответственность распространяется также на товары, которые незаконно продаются через Интернет. Однако стоит обратить внимание на проблемы, которые связаны с неэффективностью используемых методов защиты прав интеллектуальной собственности. Они заключаются в том, что правообладатель товарного знака часто не знает, кто был нарушителем, и может возникнуть ситуация, когда сайт, на котором было размещено объявление о продаже контрафактного товара, был закрыт, но через некоторое время появился новый. с предложением продать тот же контрафактный объект. Правообладатель товарного знака часто может даже не успеть отреагировать на такие действия, потому что нарушители действуют очень быстро. Несмотря на то, что не существует методов, соответствующих духу времени, для предотвращения случаев нарушения прав на товарные знаки в Интернете, единственный возможный в настоящее время вариант применения ответственности к информационному посреднику регулируется законодательством ряда стран. В России эта ответственность закреплена в статье 1253.1. Гражданского кодекса. Чтобы уменьшить случаи плагиата товарных знаков в сети Интернет, автор предлагает переложить более серьезную ответственность на вышеуказанных информационных посредников. Кроме того, необходимо возложить на них дополнительные обязанности. Во-первых, это обязанность понизить рейтинг доверия продавца, который нарушает права интеллектуальной собственности. Во-вторых, это введение ограничений или полное ограничение возможности использования интернет-платформы для предпринимательской деятельности этим лицом при условии, что он неоднократно нарушал права интеллектуальной собственности. Такой подход позволит более эффективно решить проблему незаконного использования товарного знака в сети Интернет.

Чтобы продавать свою продукцию и предоставлять услуги, предпринимателям нужен рынок сбыта. В связи с тем, что среди желающих продавать большая конкуренция, предприниматели прибегают к рекламе. Один из самых эффективных видов рекламы — это интернет-реклама, которая существует в различных формах. Результатом должна стать популяризация продукта среди населения и создание положительного имиджа компании. Одним из элементов, который входит в комплекс информации, содержащейся в интернет-рекламе, является товарный знак.

Сложности могут возникнуть, когда встанет вопрос об использовании данного товарного знака третьими лицами. Например, магазины при рекламе продукции компаний-производителей. В данном случае мы имеем в виду те ситуации, когда продавец размещает в рекламе товарные знаки тех товаров, которые законно введены в гражданский оборот, но без разрешения правообладателя использовать этот товарный знак в рекламных целях. Например, гипермаркет «Спортмастер» может разместить на своем или чужом сайте объявление о продаже велосипеда с указанием своей торговой марки «Stels». В качестве другого примера можно привести ситуацию, когда специалисты по ремонту телефонов и компьютеров размещают на интернет-сайте или в социальной сети в качестве рекламы своей деятельности информацию с содержанием товарного знака тех товаров, по которым оказываются услуги. («IPHONE», «APPLE» и др.).

Одним из способов решения указанной проблемы может быть допущение путем законодательного закрепления возможности использования продавцами товарных знаков в рекламных сообщениях с целью реализации без заключения лицензионного соглашения с правообладателем. На практике это будет иметь большое значение и избавит от лишних формальностей. Это позволит продвигать как собственную компанию, так и товары компании-производителя. Однако реклама в Интернете, содержащая такие материалы, должна быть только в информационных целях. То есть проинформировать потребителя о наличии товара на складе или на полках магазинов. Важным требованием к рекламе является ее добросовестность и надежность. Рекламные объявления в Интернете не должны содержать никаких прямых или косвенных намеков на принадлежность рекламного объекта, имеющего собственный товарный знак, к рекламной компании. У потребителя не должно быть мнения, что, например, гипермаркет Спортмастер является производителем и правообладателем велосипеда и торговой марки Stels. Другими словами, предприниматели должны избегать дезинформирования потребителей о своих правах интеллектуальной собственности.

Таким образом, можно сделать вывод, что у предпринимателей, продающих свою продукцию через Интернет, есть много проблем, и одна из них — защита товарных знаков. Они включают, среди прочего, законодательное закрепление юридической ответственности за незаконное использование товарного знака. Эти проблемы помогут решить наделение информационного посредника более широким кругом обязанностей и полномочий по ограничению деятельности лиц, незаконно использующих товарные знаки в Интернете. Однако должна существовать иная ситуация с привлечением к ответственности компаний-продавцов, использующих товарные знаки, которыми обозначены товары в рекламе, без заключения лицензионного соглашения с производителем, но при условии, что товары продаются на законных основаниях.

 

  Список литературы

  1. Гражданский кодекс Российской Федерации часть вторая Федеральный закон от 26 января 1996 г. № 14-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 1996, № 5, ст. 410, в редакции от 27.12.2019.
  2. Агарков М.М. Избранные труды по гражданскому праву : в 2-х томах. Т.1. М.: АО «Центр ЮрИнформ», 2002. — 490 с.
  3. О рекламе: Федеральный закон от 13 марта 2006 г. №38-ФЗ // Собрание законодательства РФ, 20.03.2006, № 12, ст. 1232, в редакции от 31.07.2020.
  4. Беспалов Ю.Ф. Правовой режим товарных знаков и знаков обслуживания по гражданскому законодательству РФ // Вестник Московского университета МВД России. — 2017. — №3. – С. 175-178.