Совершенствование механизма приватизации промышленных предприятий в Российской Федерации

22 мая 9:27

На данный момент времени львиную долю предприятий промышленности федерального государственного владения представляют компании топливно-энергетического, а также военно – промышленного комплексов.

На этой стадии разгосударствления упомянутых предприятий приватизация требует поддержки на двух уровнях:

  1. общества в целом;
  2. трудового коллектива конкретного предприятия.

Анализируя опыт других государств, можно предложить такие подходы по совершенствованию процесса приватизации предприятий в современной экономической практике (Рисунок 1). [2]

http://meridian-journal.ru/uploads/1886-1.PNG

Рисунок 1 – Основные подходы по совершенствованию механизма приватизации

Первый подход обеспечит макроэкономическую стабильность, текущую и среднесрочную.

Второй подход активизирует прямое участие государства в процессе модернизации отдельных отраслей экономики.

Третий подход применяется с целью усовершенствования структуры конкретной отрасли экономики страны.

Ключевым в процессе принятия решения о приватизации компании должен становиться не фискальный интерес, а представление о целесообразности привлечения частных инвестиций, обеспечении притоков инвестиций в компанию, формирование конкуренции, повышении уровня корпоративного управления, совершенствовании предпринимательского климата и пр.

Рассмотренные подходы обладают определенными преимуществами и наряду с этим сопряжены с определенными проблемами и рисками. Прогнозы планируемой приватизационной прибыли в данном случае могут существенно отличаться в зависимости от предложенной доходной базы, статуса нормативно-правового документа и носят условно-оценочный характер.

Наряду с общими подходами к совершенствованию механизма приватизации выделяют некоторые частные (Рисунок 2) [2].

Рисунок 2 – Частные подходы к совершенствованию механизма приватизации

 

  • «мультисекторный», обусловленный присутствием множества типов объектов государственного сектора;
  • «модель стратегического ядра», сформулированная на основе отсутствия аргументов против сохранения в собственности государства части крупнейших компаний;
  • «прагматичный», предполагающий определение стратегического ядра экономики государства (это стратегические, системообразующие предприятия).

Обобщая вышеописанные подходы, выделим конкретные пути совершенствования приватизационного процесса в России.

Приоритетным направлением совершенствования процесса приватизации предприятий в России бесспорно является совершенствование законодательства.

В законодательных актах о приватизации необходимо реализовать существенные изменения и дополнения, такие как (Рисунок 3):

Рисунок 3 – Изменения в законодательстве о приватизации

 

Установление возможности утверждения Правительством РФ прогнозного плана (программы) приватизации на срок от 1 до 3, 5 лет и дополнений приватизационных планов новыми субъектами. Создание благоприятной обстановки для того, чтобы привлекать инвестиции, стимулировать формирование фондового рынка, а также модернизировать и технологически развивать экономику.

Устанавливаемый Правительством РФ порядок минимальной цены, по которой допустимо реализовать отчуждение имущества. Освобождение от ограничений доступа потенциальных покупателей для участия в приватизации (допустить продажу государственного имущества в электронной форме; совершенствование процедуры посредством публичного предложения). Сокращение сумм требуемого задатка для участия в аукционе или конкурсе. Не менее значимым направлением совершенствования процесса приватизации предприятий России является создание базы приватизации.

К общим принципам совершенствования процесса приватизации предприятий в экономике современной России можно отнести (Рисунок 4) [3]:

Рисунок 4 – Принципы совершенствования процесса приватизации

 

Принцип целесообразности, согласно ему любые компании имеют возможность стать объектом приватизации.

Принцип открытости не ограничивает участие иностранных инвесторов в приватизации промышленных компаний, в том числе и крупных.

Сохранение социальных обязательств и (или) прямое сокращение функций общественного сектора.

Компании подконтрольные государству не должны относиться к сфере деятельности сектора с частной предпринимательской инициативой, с условиями для конкуренции, и формировать барьеры для входа новых компаний на «свои» рынки.

Должна быть открытость к разнообразным формам общественного контроля и оценки.

Кроме того, важно создание единой системы мотивации участников; приглашение к предметному диалогу с государством по приватизационной политике и управлению государственной собственностью.

 

Литература:

  1. Воронкина Д.В., Волкова А.А., Судина А.А. Последние тенденции экономического развития //Концепт. 2015. URL: http://e-koncept.ru/2015/75148.htm.
  2. Орловская Е.В., Мухин И.В. Совершенствование механизмов изменения форм собственности хозяйственных образований//Международный журнал. Экономика, предпринимательство, окружающая среда (ЭПОС). 2012. № 1 (49).
  3. Распоряжение Правительства Российской Федерации от 16.02.2013 г. № 191-р была утверждена государственной программы РФ «Управление федеральным имуществом».
  4. Постановление Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. № 327 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации «Управление федеральным имуществом».
  5. Постановление Правительства РФ от 31 марта 2017 г. № 381–12 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление федеральным имуществом».
  6. Постановление Правительства РФ от 30 марта 2018 г. № 367–14 «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Управление федеральным имуществом».
  7. Россия в цифрах. 2018: Крат. стат. сб. М.: Росстат, 2018. С. 208.
  8. Симонов В.В. Экономика и банковская система России: некоторые актуальные проблемы антикризисной политики // Деньги и кредит. 2015. № 7. С. 14–20.
  9. Соколова М.А., Тишина В.Н. Влияние процессов финансовой глобализации на национальную экономику // Молодой ученый. 2015. № 6-5. С. 465–469.
  10. Урнов М.Ю. Экономический кризис в России: причины, механизмы развертывания и возможные последствия // Журнал Новой экономической ассоциации. 2015. № 2. С. 186–190.