РАЗЛИЧНЫЕ ПОДХОДЫ К ГРАЖДАНСКОМУ ВОСПИТАНИЮ 7 МОЛОДЕЖИ: ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

3 марта 11:48
Конец XX и начало XXI века для России — это время формирования гражданского общества и правового государства, признания прав и свобод человека, перехода к рыночной экономики. Функционирование демократии и, в конечном счете, построение правового государства зависит от грамотных образованных граждан, имеющих доступ к широчайшему спектру информации, активно участвующих в жизни общества, принимающих осознанные и ответственные решения. Происходящие в обществе изменения предъявляют новые требования к российской системе образования, призванной воспитывать социально ориентированную личность, сочетающую в себе высокий уровень общей культуры и гражданскую позицию.



Особенности взаимосвязи и взаимовлияния общества и образования в своей работе «Философия образования XXI века» раскрывает педагог, философ Б.С. Гершунский: «Образование и общество неотделимы. Это — одна система, и истинные масштабы этой системы нами пока не осознаются сполна. Ясно одно: любые сколько-нибудь глобальные проблемы, с которыми сталкивается общество, социум, цивилизация в целом, неизбежно сказываются на состоянии сферы образования» [1, с.19].



Гражданское воспитание в любой стране базируется на учете специфических особенностей в основе которых лежит менталитет. Как считает Б.С. Гершунский, «индивидуальный и общественный менталитет является производным от того или иного народа, его религии, уклада жизни, философских идей и, конечно же, образования. В нем фиксируются наиболее существенные, исторически сложившиеся особенности мировосприятия того или иного человеческого сообщества, глубинные основания индивидуального или общественного сознания, поступков и поведения» [1, с.25]. Отражение особенностей менталитета можно проследить в специфике целей гражданского воспитания, сформулированных в разных странах.



Например, Министерство образования Франции так определяет характерные черты юного гражданина: «личность цивилизованного и демократического общества, устремленная к истине, с верой в человеческий разум, с чувствами ответственности, собственного достоинства, уважения к другим людям, солидарности, неприятием расизма, пониманием универсальности различных культур, проявляющая любовь к Франции, неразрывную с любовью к Свободе, Равенству и Братству» [2, с.88]. Как видим, идеи Великой Французской революции достаточно актуальны и в настоящее время для подрастающего поколения этой страны.



Закон об образовании Японии определяет главную обязанность школы — формирование нации, следующей идеалам мира и человечности. Курс «Граждановедение» в средней школе этого государства предусматривает усиленное внимание к воспитанию уважения к национальному флагу и символике. Обучение направленно на воспитание духовности и высоких нравственных устоев. Среди главных целей воспитания — воспитание в духе сотрудничества, взаимопонимания и независимости; развитие готовности к международному сотрудничеству; формирование навыков повседневной жизни, укрепление духа и тела как основы гармоничной семейной жизни.



Если посмотреть на вопрос о воспитании гражданина XIX в начале XX вв. в России, то определить его можно тремя понятиями, отражающими менталитет нашего Отечества: «самодержавие, православие и народность». Идеалом подданного считались преданность императору, служба на благо государя и Отечества, а так же христианские добродетели.



Сегодня государственный заказ на воспитание личности, формирование ее гражданственности определен в основополагающих законодательных актах Российской Федерации: Конституции РФ, Законе РФ «Об образовании», «Федеральной программе развития образования», «Национальной доктрине образования в РФ до 2025 года», «Концепции модернизации РФ на период до 2010 года»; Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан РФ на 2001-2005 годы» и т.д.



Приоритетная роль в решении данных задач отводится гражданскому воспитанию. Анализируя различные подходы в работах ученых В.С. Сластенина, М.И. Шиловой, Б.Т. Лихачева и др., можно выделить в качестве системообразующих конституционные, правовые и нравственные позиции воспитания личности.



Безусловно, знание конституционных правовых положений очень важно, однако оно должно быть подкреплено высокой нравственной культурой молодого человека. Под нравственной культурой понимается «степень восприятия личностью культуры общества; показатель того, насколько глубоко требования нравственности воплотились в поступках личности, в ее поведении» [3, с.13-14]. Именно нравственная культура на наш взгляд, определяет гражданскую позицию молодого человека. В современных условиях социального кризиса для молодой части общества обострилась проблема нравственной устойчивости личности, вызванная потоком негативной информации, поступающей через средства массовой информации. Особенно остро обозначилась проблема гражданского воспитания для подростков, обучающихся в системе профессионального образования. К сожалению, среди учащихся профессиональных училищ встречаются по разным социально-педагогическим причинам преимущественно те, кто не может обучаться в старших классах общеобразовательных школ. Именно среди этой категории молодых людей встречаются те, кто так или иначе привлекался органами внутренних дел за различные правонарушения, имеет отклонение в сфере морального сознания, не обладает достаточным уровнем общекультурного развития. В силу этого задача совершенствования качества воспитания в целом и гражданского в том числе особенно актуально.



Воспитание гражданина в целостном педагогическом процессе профессионального училища обеспечивается содержанием образования и целенаправленной воспитательной работой. Главная цель гражданского воспитания состоит в формировании гражданственности. Гражданственность как сложное интегративное единство может быть конкретизировано в социально-правовом, морально-этическом, социально-психологическом и педагогическом аспектах гражданского воспитания:

  1. в социально-правовом аспекте — определяется как достаточный уровень развития демократического сознания, принятия будущими гражданами демократических ценностей, опыта демократических отношений. Готовности к активному участию в управлении государством;
  2. в морально-этическом аспекте — понимается как уровень реализации нравственной культуры общества, предполагающий приближение его членов к таким ценностям, как достоинство, совесть, ответственность, патриотизм, гуманность, милосердие;
  3. в социально-психологическом аспекте — как чувство идентичности со своей страной, любви к Родине, решительности и стойкости в преодолении жизненных трудностей, участии в созидательном труде, ощущении социальной и национальной полноценности, толерантности;
  4. в педагогическом аспекте — понимается как интегративный комплекс качеств личности учащихся, определяющий его социальную направленность, готовность к достижению социально — значимых и индивидуально необходимых целей в соответствии с принятыми в обществе правовыми и моральными нормами.


Анализ структуры гражданского воспитания свидетельствует о необходимости самой широкой постановки задач воспитания, и организации разнообразной адекватной им деятельности в стенах профессионального училища на основе единства профессиональной подготовки и личностного развития в учебное и внеучебное время.



 



Список использованной литературы:

  1. Гершунский Б.С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций). — М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 608 с.
  2. Джуринский А.Н. Сравнительная педагогика: Учебное пособие для студентов сред.высш.пед. учеб. заведений. — М.: Изд.центр «Академия», 1998. – 176 с.
  3. Нравственность в современном мире. — Мн.: Изд. ООО «Красико-Принт», 2003. – 128 с.
  4. Шилова М.И. Теория и методика воспитания: традиции и новации: Избранные педагогические труды. — Красноярск: Универс, 2003. — 721с.


©Р.Н. Шалумова, 2018