Россия является страной с большим туристским потенциалом, и поэтому с каждым годом увеличивается число въезжающих туристов. Туризм для нашей страны, как и для многих стран мира, приобретает значение приоритетной отрасли экономики. Туристическая деятельность является неотъемлемым фактором для создания благоприятных условий для развития экономики страны, об этом также свидетельствует и мировая практика.
Актуальной проблемой развития предпренимательства в сфере туризма является недостаточное правовое регулирование. В настоящее время законодательство в сфере туризма нуждается в обновлении. Каждый раз с наступлением нового года претерпевают изменения некоторые нормативно-правовые акты, в 2017 году такие изменения были внесены в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ. Эффективное применения действующего туристского законодательства уполномоченными органами, выражается в объективности и своевременности избранных форм и способов государственного воздействия.
Регулирование предпренимательской деятельности в сфере туризма, как и в любой сфере деятельности, дифференцируется на нормативное правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений. Они парными , способными регулировать отношения совместно[1].
Нормативное правовое регулирование относится к первоначальному этапу регулирования. Оно имеет общий характер, распространяется на все конкретные отношения определенного рода или вида.
Достоинства нормативного правового регулирования состоят в том, чтобы ввести общественные отношения в рамки, приемлемые для всех членов общества, придать им определенную устойчивость, упорядоченность, независимость от произвола отдельных личностей.
Большое значение для развития предпринимательства в туризме имеют международные акты и соглашения между правительствами различных государств.
Российская Федерация является членом Всемирной туристической организации, а так же участником развития отношений в сфере туристской деятельности с государствами СНГ. В сентябре 1994г. по решению глав правительства Содружества был создан Совет по туризму стран СНГ. Основными актами, принятыми участниками СНГ, в целях развития туризма являются: Межправительственное соглашение «О сотрудничестве в области туризма»; законодательный акт «Об основных принципах сотрудничества государств – участников СНГ в области туризма»; межгосударственная целевая программа «Развитие туристских связей между государствами – участниками СНГ»[2].
За время деятельности международных организаций был принят ряд важнейших документов международного характера по вопросам туризма. Основные из них: Манильская декларация по мировому туризму; Гаагская декларация по туризму; Глобальный этический кодекс туризма; Хартия туризма и ее раздел «Кодекс туризма»; Осакская декларация по туризму.
в мере регулирующее воздействие и норм различных отраслей права: , страхового, , экологического. Несомненно, что главенствующее место в туристском законодательстве принадлежит Гражданскому кодексу РФ, который, в свою очередь, направлен на стабильное регулирование гражданско-правовых отношений, определение основных прав и обязанностей предпринимателей, обеспечение и защиту экономических и личных прав граждан.
Среди федеральных законов, основным является Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ, в который за последние годы были внесены существенные изменения.
можно из , касающихся отношений:
1) Фонд персональной ответственности туроператора. Для надежности теперь работает не один фонд, а два: Резервный (его задействуют в том случае, если туристов, оставшихся за границей по вине туроператора, понадобится вернуть на родину) и Фонд персональной ответственности туроператора (его потратят на то, что бы вернуть деньги туристам, которые не смогли уехать в отпуск из-за проблем туроператора). Взносы в оба фонда по-прежнему собирает ассоциация «Турпомощь», она же будет их использовать для решения возникших проблем. Так же определены суммы, которые вносят компании в оба фонда.
2) Финансовые гарантии тоже претерпели изменения. Оформить их туроператорам станет проще: теперь гарантии на нужную сумму не обязательно получать в одной страховой компании или банке, можно в нескольких (это не взносы, как в предыдущем пункте, а размер страхового обеспечения).
3) Ответственность значительно . К примеру, за отсутствие регистрации в Едином реестре туроператоров с 2017 года размер штрафа для юридических лиц составит от пяти до десяти миллионов рублей.
В то же одно нормативное регулирование является , эффективным единственным общественных отношений; с необходимостью требует дополнения, частности, регулированием.
Видами индивидуального регулирования можно выделить: 1) индивидуальное саморегулирование, например, совершение односторонних сделок; 2) договорное регулирование, например, добровольное соглашение двух- или многосторонних сделок[3]. Это наиболее распространенные формы саморегулирования, позволяющие учесть особенности конкретных отношений, интересы их участников на основе свободного волеизъявления, взаимного согласия.
В деятельности выделить группы : между и /туроператором; и между турагентом и . Первая договоров, в свою очередь, представлена договорами: на оказание услуг ( обслуживание) договоры реализации продукта.
В случае возникновения обстоятельств, свидетельствующих о возникновении в стране (месте) временного пребывания потребителей угрозы безопасности их жизни и здоровья, а равно опасности причинения вреда их имуществу, потребитель и (или) исполнитель вправе потребовать в судебном порядке расторжения договора о реализации туристского продукта или его изменения[4].
До начала при расторжении договора реализации продукта связи наступлением обстоятельств возвращается сумма, общей туристского , а начала — ее в размере, пропорциональном не потребителю .
Потребитель обязан уплатить цену туристского продукта в порядке и в сроки, которые установлены в договоре о реализации туристского продукта. Исполнитель вправе согласия оказывать услуги плату. Потребитель вправе отказаться от оплаты таких услуг, а если они оплачены, потребитель вправе потребовать от исполнителя возврата уплаченной суммы. Оплата туристского продукта производится посредством наличных или безналичных расчетов в соответствии с законодательством Российской Федерации.
группа в деятельности , прежде , договорами туроператорами турагентами.
Конкретный вид такого договора законодательно не закреплен, но указанная правовая норма устанавливает, что турагент осуществляет продвижение и реализацию туристского продукта от имени и по поручению туроператора, а в случаях, предусмотренных договором, заключаемым между туроператором и турагентом, — от своего имени.
Представляется, такие могут как типу агентирования, и основе коммерческого , поручения, , простого , а некоторых и концессии.
Предпренимательские отношения могут возникать и при заключении таких договоров как:
- турагента с туроператором по расчетам за полученные туристские путевки и по другим платежам;
- турагента/туроператора со своими работниками по выплате заработной платы, премий;
- турагента/туроператора с банками при получении и погашении кредита, покупке и продаже валюты;
- турагента/туроператора с налоговой службой при внесении налогов и других платежей;
- турагента/туроператора со страховыми компаниями по операциям страхования и т.д.
проблемой на данном этапе, как судебная практика[5], является , что не прописываются существенные условия договора между турагентствами и , особенно в части ответственности сторон. Так как может договор от имени, и имени , а у них разнится, это и приводит к спорным ситуациям в случае конфликта. В основном это происходит из-за отсутствия в договоре информации об ассоциации «Турпомощь»; не полностью прописана информация о туристском продукте; приписывание лишних обязанностей туристу, которые в силу закона относятся к обязанностям турагента, например, можно встретить такую формулировку: «Турист обязан заблаговременно уточнить у турагента все изменения, относящиеся к забронированному им туристскому продукту», однако законодательством предусмотрено противоположное. В таких случаях рекомендуется создавать типовой договор, как общую часть, и отдельную заявку, в которой будет прописана вся информация о туристском продукте. В самом договоре прописать отсылку к заявке, как неотъемлемой части документа. Таким образом, при изменении условий, касающихся туристского продукта, турагенту следует переписать только заявку.
Не смотря на внесенные изменения в Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» от 24.11.1996 N 132-ФЗ, до пор ряд вопросов.
К сожалению, в данном законе четко не выражены субъекты предпринимательства в туристской деятельности. Несомненно можно сказать, что ими выступают туроператоры и турагенты[6]. Именно поэтому, было бы разумно внести изменение дополнив в ст. 1 федерального закона, выделив основного субъекта туристской деятельности, и предложить следующее определение туристской деятельности – это профессиональная деятельность туроператоров и турагентов по формированию, продвижению и реализации туристского продукта.
Так же, можно отметить существующий Большой глоссарий терминов международного туризма. Например, в соответствии с Большим глоссарием терминов «туристский продукт — это упорядоченная совокупность туристских услуг, работ, обеспечивающих потребление туристских услуг и товаров. В российском туристском праве трактуется как право на тур, предназначенное для реализации туристу»[7]. Действительно, в ст. 1 ФЗ «Об основах туристской деятельности» от 24.11.1996 г. №132-ФЗ под туристским продуктом понимается комплекс услуг по перевозке и размещению, оказываемых за общую цену (независимо от включения в общую цену стоимости экскурсионного обслуживания и (или) других услуг) по договору о реализации туристского продукта. Однако проблемой является то, что российское законодательство регулирует только деятельность по формированию туристского продукта. Незащищенными все , которые неполный (когда бронирует туроператора санаторий или , он бронирует продукт), т.к. они не могут рассчитывать ни на деятельность ассоциации «Турпомощь», ни на финансовые гарантии туроператора, которые в свою очередь распространяют свое действие только на туристов, которые приобрели полный турпакет. На мой взгляд, необходимо само отдельных услуг, что становятся более с каждым годом. А с оказанием быть меньше, при продаже полного продукта.
Стоит так же отметить, что согласно действующему законодательству, у турагента может возникнуть необходимость перевести туроператору предоплату. Однако такая система невозможна для реализации теми турагентствами, которые работают за 10-15% комиссионных от турпутевки, т.к. они будут не в состоянии заранее внести предоплату. Если такое условие будет закреплено в качестве обязательного, то это скажется на выживаемости фирм и может привести к ослаблению туристического рынка.
В международных правовых актах о туристической деятельности, подчеркивается, что туризм является самым главным средством межличностных связей, политических, экономических, культурных контактов, а также выступает следствием и решающим фактором качества достойной жизни в современном обществе. Туристическая деятельность представляет собой весьма сложное явление, характеризующее наличием большого количества терминологий, которые постоянно подвергаются учеными доработке и усовершенствованию в научной литературе.
заключение, сказать, правовое предпренимательских в туристской в основном международное национальное внутреннее , представленное виде соглашений, стандартов, правил, конвенций, договоров, , а также федеральных национального характера. В время , индивидуальное состоит основном договоров. Туристская сфера это сложный межотраслевый комплекс, соответственно, нормативно-правовое регулирование туристических отношений должно учитывать изменения во всех сферах законодательства, так как страхование, санитарные требования к детским лагерям, международные межправительственные соглашения, связанные с порядком пересечения государственных границ и так далее.
Важно отметить, что самым главным и действенным способом, являются поставленные для достижения государством целей в туристической деятельности: — прежде всего, это разработка и реализация федеральных, отраслевых и региональных программ развития туризма. Данный способ является важнейшим государственным воздействием на туристскую деятельность. Необходимо усовершенствовать также и сам процесс административно-правового регулирования в туристической деятельности, это обосновано тем, что возникают на практике задачи переработки законов и подзаконных актов, которые касаются принципов туристской политики, компетенции и структуры органов государственного управления в сфере туризма (как на федеральном уровне, так и на региональном). Более того, туристическая сфера как в Российской Федерации, так и зарубежом каждый год изменяется, что характеризует ее, как активно развивающеюся отрасль экономики. Дальнейшие законодательные изменения в туристской сфере помогут устранить имеющиеся недоработки и пробелы и будут способствовать развитию правового регулирования в целом.
Литература:
- Федеральный закон от 24.11.1996 N 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» // СПС КонсультантПлюс
- Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 марта 2016 года N 33-11054/2016
- Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.05.2016 N 33-5546/2016 по делу N 2-6145/2015
- Ершов В. В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: Монография. М.: РГУП, 2018. С. 18.
- Волошин Н.И. Правовые основы туристской деятельности. / Волошин Н.И. Москва Советский спорт, 2013. С. 56.
- Васильев М.В. Правила оказания туристских услуг / М.В. Васильев. — Москва: Московская финансово-промышленная академия, 2015. — 159 с.
- Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» / О.Н. Викулова. М., 2015. – С.56.
Literature:
- Federal law of 24.11.1996 N 132-FZ «on the basics of tourist activity in the Russian Federation» / / SPS ConsultantPlus
- Cassation ruling of the Saint Petersburg city court of March 12, 2016 N 33-11054 / 2016
- Appeal ruling of the Saint Petersburg city court of 14.05.2016 N 33-5546/2016 in the case n 2-6145 / 2015
- Yershov V. V. Legal and individual regulation of public relations: Monograph. Moscow: rsup, 2018. P. 18.
- Voloshin N. I. Legal bases of tourist activity. / Voloshin N. I. Moscow Soviet sport, 2013. P. 56.
- Vasiliev M. V. Rules for providing tourist services / M. V. Vasiliev. — Moscow: Moscow financial and industrial Academy, 2015. — 159 p.
- Vikulova O. N. Comment on the Federal law «on the basics of tourist activity in the Russian Federation» / O. N. Vikulova. Moscow, 2015. — P. 56.
[1]Ершов В. В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: Монография. М.: РГУП, 2018. С. 18.
[2]Волошин Н.И. Правовые основы туристской деятельности. / Волошин Н.И. Москва Советский спорт, 2013. С. 56.
[3]Ершов В. В. Правовое и индивидуальное регулирование общественных отношений: Монография. М.: РГУП, 2018. С. 426.
[4]Васильев М.В. Правила оказания туристских услуг / М.В. Васильев. — Москва: Московская финансово-промышленная академия, 2015. — 159 с.
[5]Кассационное определение Санкт-Петербургского городского суда от 12 марта 2016 года N 33-11054/2016
Апелляционное определение Санкт-Петербургского городского суда от 14.05.2016 N 33-5546/2016 по делу N 2-6145/2015
[6]Викулова О.Н. Комментарий к Федеральному закону «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» / О.Н. Викулова. М., 2015. – С.56.
[7]Большой Глоссарий терминов международного туризма/The Great Glossary of Terms for the International Tourism/ Под ред. М.Б. Биржакова, В.И. Никифорова — СПб.: «Издательский дом Герда», «Невский Фонд», 2002. — 704 с.