В настоящее время на рынке труда востребованы специалисты, владеющие потенциалом рефлексивной деятельности, а также обладающие развитыми организаторскими и коммуникативными способностями, способные внедрять инновационные процессы, прoфессиoнальнo управлять различными критическими ситуациями, свoевременнo их предупреждать, ликвидирoвать, преoдoлевать, искать из них выходы. По мнению Шориной А.В., это пoвлеклo за сoбoй пересмотр требoваний к разрабoтке дидактическoгo инструментария для организации учебнo-вoспитательнoгo прoцесса. Преподаватели вузов, учителя школ оказываются в условиях необходимости выполнения требований новых стандартов и решения проблем обеспечения качества оказываемых образовательных услуг. Это предусматривает освоение студентами не только компетенций, но и умений, для включения их в учебный процесс. Ключевой в этой ситуации оказывается проблема формирования организаторских и коммуникативных умений в профессиональной подготовке студентов вуза [3, с. 17].
Организаторские и коммуникативные способности являются важными, существенными частями общей структуры способностей человека. «В общем виде способности – это индивидуально-психологические особенности личности, обеспечивающие успех в деятельности, в общении и легкость овладения ими» [2, с. 81].
Для выявления данных способностей, склонностей у студентов, обучающихся в экономическом институте, мною было проведено психологическое тестирование.
Объекты и методы. В исследовании приняли участие 26 студентов I-го курса Саратовского социально-экономического института(филиала) РЭУ имени Г.В. Плеханова, обучающиеся по направлению «Экономика предприятий и организаций». Возраст участников – 17-19 лет. Использованный метод – психологическое тестирование.
Цель исследования – 1) выявить коммуникативные склонности и организационные способности среди студентов; 2) проанализировать полученные результаты и обозначить роль исследуемых навыков в жизни экономиста, управленца.
Результаты и их обсуждение. Для психологического исследования нами была выбрана «Методика оценки коммуникативных и организаторских склонностей КОС-1» В.В. Синявского и Б.А. Федоришина. Данная методика предназначена для выявления коммуникативных склонностей и организаторских способностей (умение четко и быстро устанавливать контакты с людьми, стремление расширять круг общения, участвовать в групповых мероприятиях, умение влиять на людей, инициативность и т.д.). Методика содержит 40 вопросов, на каждый из которых нужно дать ответ «да» или «нет» [1, с. 50].
Когда студенты ответили на все вопросы, последовал следующий этап — обработка и интерпретация результатов. «Каждый ответ, совпадающий с приведенным в ключе, оценивается в 1 балл. Баллы суммируются по двум шкалам отдельно» [1, c. 52].
Рисунок 1. Таблица подсчета результатов
По окончании тестирования были получены следующие результаты:
Результаты
|
Коммуникативные склонности, кол-во чел.
|
Организаторские способности, кол-во чел.
|
Низкие
|
0 чел.
|
0 чел.
|
Ниже среднего
|
9 чел.
|
5 чел.
|
Средние
|
10 чел.
|
8 чел.
|
Выше среднего
|
6 чел.
|
10 чел.
|
Высокие
|
1 чел.
|
3 чел.
|
Таблица 1. Результаты теста
Анализируя данные результаты можно отметить несколько моментов. Во-первых, ни один из участвовавших студентов не обладает низким уровнем коммуникативных склонностей и организаторских способностей, что является позитивным моментом, поскольку будущий экономист и управленец предприятия должен обладать данными навыками на достойном уровне.
Во-вторых, результат «ниже среднего» по шкале «коммуникативные склонности» получили 9 человек (2-е место по численности после результата «средние»), что является неплохим результатом для обучающихся и демонстрирует некий потенциал в дальнейшем развитии данного навыка. Результаты «средние», «выше среднего» и «высокие» по той же шкале в сумме получили 17 студентов из 26 и это отличный результат для молодых людей.
В-третьих, в шкале «организаторские способности» всего 5 человек из 26 тестируемых получило результат «ниже среднего» (менее 20%). Это хороший показатель для результатов в целом, однако этим пятерым студентам стоит заняться развитием данной способности. Результат «средние» и выше получили 21 из 26 студентов и это высокий показатель для будущих экономистов, предпринимателей, которые обязаны обладать организаторскими способностями, как и любые другие представители молодого поколения, стремящиеся добиться значительных успехов в жизни.
В-четвертых, можно отметить, что по результатам тестирования был выявлен всего 1 студент, получивший результат «высокие» по обеим шкалам.
Выводы. С развитием современных технологий и мира в целом, для молодого поколения открывается все больше дверей для самореализации, однако повышаются и требования, необходимые для достижения успеха. Необходимо владеть целым рядом личностных качеств. Коммуникативные умения, организаторские способности не являются исключением, ведь именно с помощью них можно с легкостью устанавливать новые контакты и расширять круг общения, оказывать влияние на людей и др. Как мы увидели из результатов психологической диагностики, большая часть представителей молодежи в возрасте 17-19 лет обладает достаточным уровнем данных способностей и имеет потенциал для их дальнейшего развития.
Коммуникативные склонности и организаторские способности взаимосвязаны между собой, и при наличии низкого уровня одного показателя, второй будет соответственным. Следовательно, перед нынешним поколением стоит задача не только не утрачивать данные способности, но и стараться развивать их для дальнейшего применения в жизни.
Литература:
- Грецов А.Г., Азбель А.А., Психологические тесты для старшеклассников и студентов. – СПб., 2012.
- Радугин А.А., Психология и педагогика / под ред. А.А. Радугина. – М., 2003.
- Шорина, А. В. Рефлексивные умения как образовательный результат / А. В. Шорина // Глобальный научный потенциал. – 2016. – № 7 (64). – С. 17–22.