Сегодня, в условиях сложной криминогенной обстановки в России, особую тревогу вызывает рост преступности в армии. Последствия такой преступности отрицательно сказывается на качестве выполнения возложенных на войсках задач, серьезно снижают престиж военной службы[1].
В современных российских Вооруженных Силах служат разные категории военнослужащих, это те, кто проходит службу по призыву, а также те, кто служит по контракту[2].
Под военнослужащим чаще всего понимают, лицо (человека), исполняющегося свои должностные обязанности, связанные с прохождением военной службы, которая призвана решить задачи в сфере безопасности и обороны государства, и в связи с этим, обладающее специальным правовым статусом (при определенных условиях).
В действующем законодательстве, понятие военнослужащего закреплено в Федеральном законе РФ «О воинской обязанности и военной службе», статья 2 данного закона, толкует данный термин так: «Граждане не имеющие гражданства другой страны, проходящие военную службу в Вооруженных Силах Российской Федерации, войсках национальной гвардии Российской Федерации, в спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, службе спасательных воинских формированиях федерального органа исполнительной власти, службе внешней разведки Российской Федерации, органах федеральной службы безопасности, органах государственной охраны, органах военной прокуратуры, военных следственных органах Следственного комитета Российской Федерации признаются военнослужащими[3].
Военнослужащие проходят военную службу в формированиях вооруженных сил (воинских частях (кораблях), предприятиях, в учреждениях, организациях, военных образовательных учреждениях профессионального образования).
Федеральным законом России «О статусе военнослужащих» установлены следующие категории военнослужащих:
- офицеры, сержанты, старшины, солдаты, матросы, проходящие военную службы по контракту;
- сержанты, старшины, солдаты, матросы, проходящие военную службу по призывуи приравненные к ним по статусу курсанты до заключения с ними контракта[4]
Преступность военнослужащих – опасный дестабилизирующий фактор, который достаточно негативно воздействует не только на армию, но и на российское государство в целом.
Основными причинами преступности военнослужащих являются:
- Организационно-управленческие (офицер назначаемый на должность, за частую не соответствует ей своими морально — волевыми качествами, и приказы такого командира за частую не хотят выполнять);
- Социальные (к социальным причинам, можно отнести распространения пьянства среди военнослужащих, а в последнее время и употребление наркотиков);
- Идеологически-информационные (служба в армии достаточно слабо пропагандировалось государством в течение долгого времени, зато в наиболее популярных изданиях, в том числе в социальных сетях, ориентированных на молодежь, в большинстве случаев публиковался материал негативного характера, из-за чего у молодёжи произошло изменение идеологических ориентиров, что привело к дезориентации);
- Национальные (армия комплектуется военнослужащими разных национальностей, и в связи с этим в воинских коллективах есть место конфликтам на национальной почве);
- Экономические (у военнослужащих по призыву, достаточно маленькое денежное довольствие, из-за чего они достаточно часто совершают преступления против собственности);
- Бытовые (в армии до сих пор сохраняется высокий уровень дедовщины, офицеры подразделений не всегда имеют возможность контролировать это и в связи с этим происходит множество конфликтов на бытовой почве, а как мы знаем любой конфликт может перерасти в преступление в одно мгновение, особенно когда это касается чести и достоинства человека)[5].
Представляется, что для предупреждения преступности в Вооруженных силах России необходима многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности вообще и дезертирства в части.
Исходя из этого принципа, среди мер обще-социального предупреждения данного вида преступности можно выделить три основных направления: социально-экономическое, организационно-правовое, воспитательно-педагогическое.
К социально-экономическим мерам главным образом стоит отнести: возвращение престижа и привлекательности воинской службы, существенное улучшение жилищных условий военнослужащих, улучшение организации военной службы.
В организационно-правовом направление следует принять в масштабах Министерства обороны РФ ведомственную программу по предупреждению преступности среди военнослужащих, усовершенствовать систему допризывной подготовки молодежи, а также улучшить критерии отбора и подготовки кандидатов поступающих в военно-учебные заведения.
К совокупности воспитательно-педагогических мер можно отнести:
- Ужесточение порядка подбора и назначения офицеров на должности постоянного состава в военно-учебные заведения (преподаватели и командиры курсантских подразделений должны подбираться из числа подготовленных, достойных офицеров, имеющих многолетний войсковой опыт работы с личным составом).
- Введение в вузах учебной дисциплины «Военная криминология» (недостаток военно-криминологических знаний отмечают сами офицеры)[6].
В заключении необходимо отметить, что анализ судебной практики гарнизонных военных судов и окружных (флотских) военных судов показал, наиболее распространенными преступлениями против военной службы в 2014-2019 гг. считаются – «Самовольное оставление части или места службы» (ст. 337 УК РФ), «Нарушение уставных правил взаимоотношений между военнослужащими при отсутствии между ними отношений подчиненности» (ст. 335 УК РФ), «Нарушение уставных правил караульной службы» (ст.342УК РФ),
Таким образом, в современных условиях предупреждение преступности военнослужащих является одним из приоритетных направлений осуществляемой модернизации Вооруженных сил. Учитывая важность решения этой проблемы в Вооруженных силах страны в современных условиях реформирования военной организации государства, для разработки современной концепции предупреждения преступности необходимы комплексные исследования данного вопроса.
Список Использованных Источников
1.Нормативно – правовые акты и другие официальные документы:
- О воинской обязанности и военной службе: фед. закон от 28.03.1998 № 53 – ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 13. Ст. 1475.
- О статусе военнослужащих: фед. закон от 27.05.1998 № 76 – ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. № 22. Ст. 2331. 2019. № 49 (часть V). Ст. 6975.
- Николаев Д.Р. Преступность военнослужащих // Современная наука: актуальные проблемы и пути их решения. 2019. С. 120 – 123.
- Петухов Н.А., Чукин Д.С. Некоторые аспекты криминологической характеристики насильственных преступлений против личности, совершаемых военнослужащими // Вестник Санкт – Петербургского университета МВД России. 2007. № 4 (36). С. 151 – 158.
- Старцун В.Н. К вопросу о совершенствовании правового статуса российского офицера // Армия и общество. 2007. С. 1 – 12.
- Шаповалов В.А. Криминологические аспекты преступности в вооруженных силах Российской Федерации: причины и меры предупреждения // Криминологический журнал Байкальского государственного университета экономики и права. 2007. № 3 – 4. С. 30 – 36.