Известно, что творческий человек может более эффективно решать жизненные проблемы, планировать будущие цели, тем самым обеспечивая большую свободу выбора, поступки, действия для себя и других. Это дает ему возможность эффективно строить свою деятельность в условиях развивающегося общества. Следовательно, творческий аспект человеческой деятельности является важным условием для формирования активной жизненной позиции.
В основе всех видов и форм творческой деятельности человека лежат творческие способности. В последние годы все чаще рассматривается вопрос о том, какую роль играют воображение, творческое мышление и креативность в умственном развитии ребенка, а также определение сущности механизмов творческих способностей. Исследования различных ученых, таких как Л.С. Выготский Б.М. Теплов С.Л. Рубинштейн, О.М. Дьяченко и другие, показали, что творческие способности являются предпосылкой для эффективного усвоения новых знаний детьми и важного условия для творческой трансформации, доступных знаний. Воображение, творческое мышление и креативность способствуют саморазвитию личности и являются определяющими факторами в личностном развитии ребенка.
В отечественной и зарубежной психологии и педагогике понятие «творчества» имеет много определений, но все они сходятся в одном: «деятельность ребенка в создании новых, оригинальных, социально значимых ценностей». Л.С. Выготский сказал: «Творческая деятельность напрямую зависит от богатства и многообразия предыдущего опыта человека, потому что опыт представляет собой материал, из которого создается построение фантазии. Чем богаче опыт человека, тем больше материала его воображение» [1, с. 55].
Согласно современной философской энциклопедии: «Воображение определяется как умственная деятельность, состоящая в создании идей и ментальных ситуаций, которые никогда не были непосредственно восприняты человеком в действительности» [3, с. 96].
Под творческим мышлением принято понимать способность учиться и умение находить решение в нестандартных ситуациях. Долгое время считалось, что творческое мышление не требуется развивать, поскольку другие типы важнее. В современной психологии, в связи с растущим вниманием к проблемам человеческого развития, даже само определение творческого мышления является спорным.
Креативность подразумевает способность принимать разумные риски, готовность преодолевать препятствия, внутреннюю мотивацию, терпимость к неопределенности, готовность противостоять мнениям других. Проявление креативности невозможно, если нет творческой среды.
Необходимо искусно стимулировать ребенка проявлять творческое воображение, а не заставлять его, иначе все полученные результаты будут одинаковыми, а творчество не сработает. Необходимо наблюдать за детьми, чтобы отметить, кто имеет большую склонность к работе с тем или иным материалом в той или иной сфере. Для изучения уровней творческого воображения в нашем исследовании мы использовали следующие методики:
- Методика Е. Торренса «Дорисуй фигуры» — творческое мышление
- Проективный рисуночный тест «Несуществующее животное» (Дукаревич М.З.) — креативность
- Методика Р.С. Немова «Вербальная фантазия» — воображение
По результатам проведенной методики можно сделать следующие выводы: 10% показали высокий уровень развития творческих способностей. Их выбор нестандартен, отличается творческим подходом; 40% показали средний уровень развития творческих способностей; 50% показали низкий результат. Характер их ответов имеет низкий уровень оригинальности помогают наводящие вопросы.
Исходя из вышесказанного, можно сказать, что творческие способности ребенка проявляются и формируются в процессе деятельности. Важную роль в развитии творческих способностей ребенка играет педагог — его позиция, творчество, его личность в целом. Учитель должен регулярно создавать условия для проявления активной жизнедеятельности детей. В ходе организации деятельности детей необходимо обогатить идеи учащихся, научить их приемам манипулирования образами воображения, использовать специальные упражнения для развития творческого мышления и креативности, стимулирующие детское воображение и т. д. Необходимо, чтобы форма и содержание общения между взрослым и учащимся создавали возможность для входа в «зону непосредственного развития ребенка, способствовали реализации его возможностей в творческой деятельности». Творческая деятельность имеет большой потенциал для развития творческих способностей детей. Большое значение в этом имеет тьюторское сопровождение.
Список использованной литературы:
- Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте /Л.С. Выготский. — М.:Просвещение, 2011. — 94с, с. 55
- Леонтьев А. Н. Глава о способностях (рецензия на рукопись Н.С. Лейтеса) // Вопросы психологии, 2003. №2. с.7-13
- Философия: Энциклопедический словарь. — М.: Гардарики. Под редакцией А.А. Ивина. 2004
© Л.А. Слепцова, А.С. Сакердонова, 2018