ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ ПО ТЕХНИКЕ БАТИК

30 января 3:11
Творчество – это активная форма самовыражения, может осуществляться через что угодно: слово или движение, рисунок или скульптуру, стихотворение или мелодию. Даже к бухгалтерскому учету и химическим исследованиям – таким вроде бы нетворческим занятиям – можно применять творческие способности, чтобы успешно осуществить задуманное и прийти к позитивному результату. [2]



В наше время быстро меняющая социальная действительность вызвала к жизни новые обновленные цели, содержание, методики и технологии образования. Это иные требования к педагогу. Он должен выполнять обязанности не только преподавателя, воспитателя, но и исследователя, первопроходца новых принципов обучения и воспитания, применять традиции с нововведениями и  творческим поиском.



Организация исследования зависит от многих факторов, но больше всего от его вида, от того является ли оно коллективным, комплексным или индивидуальным. Коллективное исследование связано с разработкой группой участников работы общей темы, когда каждый из исследователей выполняет какую-то часть общей работы. Комплексное исследование — разновидность коллективного. Оно отличается многопредметностью и многоаспектностью, например, включает психологический, социально-педагогический, технологический, управленческий аспекты, причем результаты его интегрируются и выражаются в виде педагогических или организационно-педагогических выводов, моделей и рекомендаций. Индивидуальное исследование одним исследователем, и его организация представляет собой самоорганизацию деятельности. [1]



Отличие исследовательской деятельности от проектной и конструктивной заключается в том что, главным результатом исследовательской деятельности является интеллектуальный, творческий продукт, устанавливающий ту или иную истину в результате процедуры исследования и представленный в стандартном виде. Необходимо подчеркнуть самоценность достижения истины в исследовании как его главного продукта. Часто в условиях конкурсов и конференций можно встретить требования практической значимости, применимости результатов исследования, характеристику социального эффекта исследования. Такая деятельность, хотя часто называется организаторами исследовательской, преследует иные цели-социализации, наработки социальной практики средствами исследовательской деятельности.



Во время педагогической  практики в МОБУ СОШ №7 ГО «город Якутск» мы реализовали план кружка для учащихся седьмого класса по технике батик. Программа рассчитана на 72 часа. По программе  кружка учащиеся должны были провести исследовательскую работу, по определению поглощающих свойств различных веществ, таким образом, основная цель исследовательской работы заключалась в подборе средств, сходных по действию морской соли.



Исследование 1



Роспись по ткани можно обога­тить дополнительными эффекта­ми. Один из таких эффектов антинакипин — это средство для удаления накипи и солевых отложений. Натянутую на раму ткань смачиваем и в нужных мес­тах из пакетика с антинакипином аккуратно легким посту­киванием высыпают немного гранул. Как только частицы гранулы  коснутся влажной поверх­ности ткани, на ней появится узор, от которых в сторону потянутся разводы, напо­минающие хвосты кометы. Результат виден после высыхания ткани. Как мы видим, применение данного состава в большом количестве дает эффект полного поглощения краски.



Исследование 2



Опыт применения гранул кофе показал, что после высыхания ткани не было эффекта поглощения, то есть красящий сегмент четко виден. При этом четко были видны темные следы от кофейных гранул. Что тоже мы посчитали за дополнительный эффект который можно использовать в технике батик. Данный опыт требует дальнейшего эксперимента, например с применением термообработки.



Исследование 3



Очень интересный эффект получится с помощью поваренной соли. Благодаря гигроскопическим свойствам кристаллы соли притягивают влагу, а вместе с ней и краситель. Солью посыпают влажную роспись. Это можно сделать произвольно: посыпать часть росписи (например, половину лис­тика для аппликации) или акку­ратно разложить кристаллы в не­обходимом порядке. Или вокруг кристаллов соли аккуратно нане­сти кистью воду, но не слишком много, чтобы соль не раствори­лась, образуя бесформенные пят­на. Эффект этого приема зависит от величины кристаллов. Крупные кристаллы дают четкое смещение цвета относительно крупными мазками, мелкие создают оригиналь­ный рисунок.



Исследование 4



Влагоудерживающий состав для огорода также может придать росписи оригинальный эффект. Гранулы, разложенные на влажной расписанной ткани, образуют белые горошины, т.к. состав съедает краситель. В зависимости от степени влажнос­ти ткани пятнышко будет иметь или относительно четкий контур и небольшой размер, или расплыв­чатые края и большую площадь. Влагоудерживающий состав  полностью меняет цвет изначально. Роспись имела синий цвет, после высыхания краски меняется на фиолетовый окрас. Эта техника также требует пред­варительного экспериментирова­ния с влажностью ткани и количе­ством влагоудерживающего состава. Излишки состава после достижения задуманного эффекта снимаем ватой, иначе на ткани образуется некрасивое ма­товое пятно



Исследование 5



Перманганат калия (обычная марганцовка), использование данного порошка показало, что эффект сразу после нанесения на влажную поверхность ткани оставляет достаточно яркий, насыщенный цвет, гранулы перманганата легко растекаются по ткани и создают эффект брызгов. Но, после высыхания яркость полностью теряется, и поверхность становится блеклой и тусклой.



Исследование 6



Использование рисовой крупы и поваренного риса дают почти одинаковый эффект. Незначительную разницу можно увидеть в четкости контуров у поваренного риса контуры более расплывчатые, чем у рисовой крупы.



Исследование 7



Опыт из поваренной гречневой крупы, привел к очень неожиданному результату. В начале: гречку варим до полуготовности максимум 5 минут, если сварить полностью до готовности, то гречневая крупа утратит впитывающий эффект. На раскрашенную сырую ткань разложили гречневую крупу. После высыхания краска впиталась только по контуру крупы, и остался тот же насыщенный цвет.



Таким образом, учащиеся в ходе исследовательской работы определили наиболее эффективные дополнительные составы для получения различных эффектов в технике холодного батика.



По результатам оценки исследовательских работ учащихся на формирующем  этапе мы выявили у большинства средний уровень развития исследовательских компетенций. После проведения серии исследовательских работ качество их выполнения увеличилось. Так после выставления оценок мы определили у большинства высокий уровень, на контрольном этапе.



В рамках кружковой  деятельности можно развить исследовательские умения учащихся. Учащиеся  учатся правильно строить  методологическую  базу исследования, составлять план эксперимента, делать выводы и аргументировано защищают свою работу.



 



Литература

  1. Загвязинский В.И., Атаханов Р. Методология и методы психолого-педагогического исследования: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2011. – 208 с.
  2. Романова М.Н., Потапова И.Н. Развитие художественно-творческих способностей у младших школьников. // Научный электронный журнал Меридиан. — 2018. — № 4 (15). — С. 300-302