Актуальность проблемы защиты прав и свобод человека довольно высока, как в теории, так и на практике. Международная система защиты прав и свобод человека проходила в своем становлении и развитии долгий и непростой путь. Но до сих пор, не пришла к совершенству и единству взглядов. Особенностью данной системы является, безусловно, сформировавшиеся в ее рамках «международные стандарты прав человека», которые представляют собой «образец, модель, эталон правовой нормы, установленные по договоренности между государствами»[1], на которые должны будут ориентироваться контрольные механизмы государств.
То есть, можно сказать, что международная система защиты прав человека, создавая стандарты, предполагает и их защиту, что говорит о их неразрывной связи в целой системе.
Тем не менее, «в различные исторические эпохи понятие, содержание и объем прав и свобод человека не были одинаковыми»[2]. Первая мысль о том, что человек наделён правами, свободами и обязанностями относится к V—IV вв. до н.э., её называли «гражданской идеей» и как пишет О.В. Мосин, эта идея «была связана с тем регионом мира, где сформировалась наиболее высокая духовная культура — философско-правовая и политическая мысль, наука, искусство, литература и т.д.»[3], речь идёт о Риме и Афинах. Примером может служить то, что Архонт Солон, афинский политик, разработал конституцию, которая закрепила идеи о началах естественного права человека, например, привлечение к ответственности чиновников, нарушивших естественные права человека. Древнегреческие взгляды о происхождении прав человека объяснялись, как божественные начала. Поэтому многие античные философы, например, Аристотель, Гомер, Демокрит, Эпикур и т.д., выступали за равноправие, свободу и независимость как отдельного человека, так и всех людей. Так же, большой вклад в развитие представлений о правах и свободах человека, внесли римские юристы. Как известно именно они разработали «положения о субъекте права, о правовых статусах людей, о свободе людей по естественному праву, о делении права на частное и публичное, о справедливом и несправедливом праве и т.д.»[4], что в дальнейшем послужило созданию Кодекса Юстиана. Но в отличии от Афин «римская юриспруденция, распространяя на государство (как объект своего изучения наряду с позитивным правом) единое понятие права, трактовала взаимосвязи государства и личности как правоотношения»[5].
Таким образом, можно сказать, что уже в то время прослеживались идеи гуманизма. Наделение всех людей определенными правами и свободами в древнем мире, бесспорно, были первыми значительными достижениями в области защиты прав и свобод человека.
Мысль продолжала своё развитие уже в феодальном обществе. Призывы к равноправию и свободе начали приносить свои результаты в 1215 году, когда в Англии был принят важный документ – Великая хартия вольностей. В которой была закреплена важная, с точки зрения защиты, норма прав человека: «ни один свободный человек не может быть арестован, или заключен в тюрьму, или лишен владения, или объявлен вне закона, или каким-либо образом обездолен, и мы не пойдем на него, и не пошлем на него иначе, как по законному приговору равных ему и по закону страны»[6]. А уже в 1679 году был обнародован Хабеас корпус акт, который закрепил основные гарантии неприкосновенности личности и принцип презумпции невиновности. Через 10 лет был принят Билль о правах: «закон, провозглашающий права и свободы подданного и устанавливающий порядок наследования короны»[7]. В нем были закреплены ограничения прав монарха в пользу высшего органа представительной власти. Что естественным образом означало создание элементов конституционной монархии.
В последующем развитии идей о равенстве прав и свобод человека, и о их защите, за основу брали естественно-правовую теорию.
Так в 1628 и 1701 годах были приняты значимые документы, «которые возникли в ходе буржуазной революции в Англии в XVII в. В трудах выдающихся мыслителей этой эпохи – Дж. Мильтона, Т.Гоббса, Дж. Локка»[8]. Речь идёт о Петиции о праве и Акте об устранении, в которых были выдвинуты идеи свободы, естественных прав человека, их защиты, возникновения государства из свободного соглашения людей и опирающегося на естественные законы.
Дальнейшее развитие и реализация этих идей в законодательстве помогли не только самой Англии, но и Соединенным Штатам Америки. Так в 1776 году была провозглашена Декларация независимости, которую единогласно приняли тринадцать Соединенных Штатов. «Она воплотила начала свободы личности, ее автономии и установила, что они подлежат защите от любых посягательств государства. Идея свободы, прав человека в единстве с принципами разделения властей и федерализма составляют основные постулаты американского конституционализма»[9].
Тем временем в 1789 году, в ходе Великой Французской революции, была принята Декларация прав человека и гражданина. Она отражала в себе «принципы равенства, братства, справедливости и авторитета закона»[10]. Декларация кратко излагала мысли юридических актов по правам человека, созданных в разное время и в разных странах.
Следующим важным шагом, в защите прав и свобод человека, стало создание Организации Объединенных Наций (ООН), после окончания Второй мировой войны 26 июня 1945 года. До сих пор ООН занимается осуществлением международно-правовых гарантий прав человека. После многочисленных нарушений прав человека в период Второй мировой войны ООН пришла к идее создания международного Билля о правах человека с целью провозглашения универсальных человеческих ценностей, которые сложились в законодательстве современных стран.
И уже 10 декабря 1948 года в торжественной обстановке Генеральная Ассамблея ООН приняла Всеобщую Декларацию прав человека. Эта дата до сих пор является значимой во всем мире и ежегодно отмечается, как День прав человека.
Всеобщая Декларация несёт рекомендательный характер для всех государств мира, давая образец прав и свобод человека для создания качественного законодательства внутри страны.
То есть, можно сказать, что Всеобщая Декларация и последующие международно-правовые документы оказывают большое влияние в области прав и свобод человека на законодательство стран, их ратифицировавшие, прокладывая четкую взаимосвязь между собой.
Спустя время после принятия Всеобщей Декларации Генеральная Ассамблея внесла изменения в свое первоначальное решение, организовав вместо одного Пакта о правах человека, два. Данное решение было вызвано различием мнений членов ООН о том, что в отличии от социально-культурных и экономических прав, гражданские и политические должны обязательно реализовываться всеми государствами, в то время как первые должны осуществлять права исходя из уровня своего экономического развития. Поэтому в 1966 году были приняты два договора, а именно Пакт о гражданских и политических правах и Пакт об экономических, социальных и культурных правах.
В это время в каждом уголке нашего мира идёт активное развитие защиты и определения прав и свобод человека. Например, в Европе создается более 170 многосторонних конвенций, протоколов, соглашений, а также формируется необходимая инфраструктура для их защиты. Вспомним тот же Европейский Суд по правам человека, который был основан в 1959 году.
В Америке установлена Межамериканская конвенция по правам человека 1969 году, которая во многом была схожа с Европейской.
В Африке создана организация по правам человека в 1981 году, а также принята Хартия прав человека и прав народов.
Что касается Азии, то в ней до сих пор не создано ни одной организации по правам человека. Деятели стран данного региона не видят необходимости их создания.
Таким образом, мы видим, как на протяжении долгого этапа становления и развития международной системы защиты прав и свобод человека большинство стран мира пришло к единому мнению о естественно-правовых началах прав человека и о необходимости создания механизмов для их защиты.
Список использованных источников и литературы:
- Гаврилов В.В. Европейская Конвенция о правах человека и правовая система России: некоторые проблемы взаимодействия // Россия и Совет Европы: перспективы взаимодействия: сборник докладов. — М.: Институт права и публичнойаполитики, 2001. — 360 с.
- Мосина О.В. Права человека как философско-правовая проблема // URL: http://www.opraved.ru/Philosofia/pilosof-01p.html
- Игнатенка Г.И. Международно-признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности // Правоведение. — 2001. — № 1. — С. 87-101.
- Права человека: учебник для вузов / отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА, 2003. — 573 с.
- Международные акты о правах человека: Сборник документов. – составители В.А. Карташкин, Е.А.Лукашева. — М., 2000 г.
[1] Игнатенко Г.И. Международно-признанные права и свободы как компоненты правового статуса личности // Правоведение. — 2001. — № 1. – 93 с.
[2] Общая теория прав человека / руководитель авторского коллектива и ответственный редактор д.ю.н., проф. Е.А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА, 1996. – 520 с.
[3].Мосин О.В. Права человека как философско-правовая проблема // URL: http://www.opraved.ru/Philosofia/pilosof-01p.html
[4] Права человека: учебник для вузов / отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА, 2003. – 53 с.
[5] Права человека: учебник для вузов / отв. ред. чл.-корр. РАН, д.ю.н. Е.А. Лукашева. — М.: Издательство НОРМА, 2003. – 57 с.
[6] Великая Хартия Вольностей 1215 г. (Magna Carta) // URL: http://lib.ru/INOOLD/ENGLAND/hartia.txt
[7] Билль о правах 1689 г. // URL: https://avalon.law.yale.edu/17th_century/england.asp
[8] Международные акты о правах человека – 9 с.
[9] Международные акты о правах человека – 9 с.
[10] Общая теория правового положения личности: монография / Н.В. Витрук. — М.: Норма: ИНФРА-М, 2017.