Модель налогового стимулирования инновационной деятельности организаций

21 октября 4:18

УДК 338.1

В XXI веке особая роль в социально-экономическом развитии страны и региона отводится инновационной деятельности организаций. В связи с этим, Россия приняла меры по стимулированию активности хозяйствующих субъектов в инновационной сфере. Одним из принятых мер Российской Федерации касается налогового законодательства, которые должны повысить активность организаций в сфере инноваций.

На сегодняшний момент, принятые меры налогового стимулирования не пользуются достаточным спросом у субъектов хозяйствования, занятых в сфере инноваций. И поэтому для действительной активизации инновационной деятельности организаций и повышения эффективности принятой меры необходимо усилить налоговый механизм.

Под усилением налогового механизма следует понимать решение выявленных проблем налогового законодательства с точки зрения стимулирования инновационной деятельности. Для решения выявленных проблем, предлагаем следующие рекомендации.

Во-первых, следует отказаться от предоставляемых налоговых льгот, которые не пользуются спросом у организаций, занятых в инновационной сфере. К таким налоговым льготам, к примеру, можно отнести следующие стимулы:


  1. Ускоренная амортизация основных фондов, которая используется в процессе инновационной деятельности;
  2. Пониженная ставка по налогу на прибыль в той части прибыли, которая переносится на региональный бюджет;
  3. Льготы по налогу на добавленную стоимость для патентных и лицензионных операций.

Во-вторых, необходимо установить новые, высокоэффективные налоговые льготы, которые будут направлены для увеличения активности предприятий в инновационной деятельности. По нашему мнению, главное внимание в системе налоговых льгот следует уделять налоговому кредиту.

В нашем случае, налоговый кредит позволяет полностью освободить предприятий от обязательств по уплате налогов в период осуществления инновационной деятельности. Данная льгота дает предприятиям возможность проявить высокую инновационную активность. В том случае, если инновационная деятельность организаций будет успешной, то целесообразно установить выплату процентов по кредиту.

Расчет процента по налоговому кредиту следует определять не на базе текущей ставки рефинансирования Центрального Банка РФ, а на базе дополнительной прибыли, которые предприятия получили от осуществления инновационной деятельности. Оптимальную годовую ставку по кредиту следует взять в размере 5% от этой прибыли [2, с. 65], как предлагает Митрофанова И.А.

Следовательно, государство фактически осуществляет софинансирование инновационной деятельности организаций и потому может претендовать на свою долю прибыли в результате ее коммерческого успеха. Если инновационная деятельность организаций потерпела неудачу, то не следует взимать проценты по налоговому кредиту, а требовать только сумму основного долга.

Как известно, инновационная деятельность связана с высоким уровнем риска, поэтому организациям, осуществляющим инновационную деятельность, следует гарантировать налоговые преференции в любом случае, т.е. и в случае успеха и неудачи инновационной деятельности. Поэтому чтобы избежать банкротства предприятий, неудачно осуществивших инновационную деятельность, целесообразно возлагать на них обязанность выплатить налоги, по которым предоставлялся кредит, за вычетом налоговых льгот, которые применяются в настоящее время.

Таким образом, по данной предлагаемой мере в случае успешной инновационной деятельности организации обязаны выплачивать налоги в полном объеме, а также проценты по ним в виде установленной доли прибыли.  Их преимуществом является отсрочка в выплате налогов. В случае не успешной инновационной деятельности организации обязаны выплатить налоги, только не в полном объеме, а за вычетом налоговых льгот, а также освобождаются от выплаты процентов по налоговому кредиту, что является их преимуществом от предоставляемых налоговых преференций.

В-третьих, также предлагаем установить нулевую ставку по налогу на прибыль для некоммерческих организаций, осуществляющих научно-исследовательскую деятельность.

В данный момент, в России нулевую ставку по налогу на прибыль применяют только образовательные и медицинские организации.

В-четвертых, следует расширить налоговые преференции для организаций, занятых в инновационной сфере, в области уплаты страховых взносов (социальных отчислений).

В настоящее время в России предусмотрен пониженный тариф страховых взносов на научные исследования и разработки в размере 26%, а для организаций, осуществляющих деятельность в области информационных технологий, он составляет 14%. На наш взгляд, следует распространить пониженный тариф страховых взносов в размере  14% для всех организаций, занятых в инновационной сфере. И тогда, данная налоговая преференция действительно принесет им выгоду.

В-пятых, следовало бы ввести дополнительный налог для тех организаций, которые не проявляют заинтересованность в инновационной деятельности. Следовательно, данная налоговая преференция создаст преимущество для организаций, которые осуществляют инновационную деятельность, а также будет способствовать их дальнейшему росту и развитию в долгосрочной перспективе.

В-шестых, следует расширить полномочия субъектов РФ в области налогового законодательства, чтобы им инновационная активность организаций в регионе также приносила выгоду.

Как говорилось ранее, также в налоговом законодательстве существуют институциональные проблемы. И для решения данной проблемы предлагаем следующие рекомендации.

Во-первых, необходимо укрепить нормативно-правовую базу инновационной деятельности. Критерии осуществления инновационной деятельности должны быть четко определены и понятны всем участникам этой деятельности и контролирующим органам государственной власти. На наш взгляд, к критериям определения инновационной деятельности должны отнестись следующие:


  1. Для осуществления НИОКР должны быть задействованы квалифицированные ученые, доля которых на предприятии должна составлять не менее 30%. Данные работники должны иметь диплом об окончании аспирантуры и/или имеющие ученую степень кандидата или доктора наук и должны быть официально трудоустроены на предприятии. Только при соблюдении данных обстоятельств, предприятие может считаться инновационным и может претендовать на налоговые преференции, касающиеся инновационной деятельности.
  2. Промежуточные и конечные результаты инновационной деятельности должны быть формализованы. Предприятия, осуществляющие инновационную деятельность, должны периодически (раз в квартал) предоставлять государству отчетность о ходе проведения ими НИОКР. Данная отчетность включает в себя количество публикаций в научных изданиях, участие в научно-практических конференциях, информацию о проведенных научных наблюдениях и опытах, количество поданных заявок и полученных лицензий, патентов и т. д.
  3. Создаваемые инновации (передовые производственные технологии) должны быть принципиально новыми, должны обладать научной новизной во всем мире и представлять интерес не только в аспекте их внедрения на отечественных предприятиях, но и в аспекте их экспорта.

Во-вторых, необходимо повысить эффективность институционального обеспечения инновационной деятельности. Данное обстоятельство предполагает снижение степени бюрократизации органов государственной власти, которые ответственны за осуществление мероприятий в области налогового стимулирования инновационной деятельности организаций. Для этого мы предлагаем следующие рекомендации:


  1. Следует укрепить информационную поддержку стимулирования инновационной деятельности организаций. Для этого, рекомендуем обязать органов государственной власти, ответственных за предоставление и контроль налоговых стимулов для организаций, осуществляющих инновационную деятельность, в случае отказа в предоставлении налоговых преференций представлять им подробный отчет с указанием рекомендаций по корректировке их деятельности для приведения предприятия в соответствие с действующим законодательством, чтобы получить доступ к запрашиваемым налоговым преференциям;
  2. Документы на получение налоговых преференций, а также отчетность о промежуточных и конечных результатах осуществления инновационной деятельности должны предоставляться организациями в органы государственной власти в электронном виде дистанционным образом. Данная мера может быть реализована в рамках расширения системы электронного правительства. Это позволит избежать очередей и повысить привлекательность налоговых стимулов.

В результате реализации предлагаемой модели достигается повышение конкурентоспособности отечественных предприятий, ускорение темпа экономического роста и инновационного развития хозяйственной системы современной России. Преимуществом разработанной модели является ее системный характер, предполагающий комплексную модернизацию системы налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в современной России, охватывающую и структурный, и институциональный аспект.

Таким образом, можно сделать вывод, что налоговый механизм может проявлять высокую эффективность в отношении стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов, так как позволяет создавать для нее благоприятные условия при сохранении свободной конкуренции. В разработанной перспективной модели налогового стимулирования инновационной деятельности хозяйствующих субъектов в современной России, благодаря сочетанию регуляционных и рыночных методов, достигается экономия бюджетных средств, а также долгосрочный устойчивый результат.

Литература


  1. Налоговый Кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] / http://www.consultant.ru
  2. Налоговое стимулирование инвестиционно-инновационной деятельности хозяйствующих субъектов: монография / И.А. Митрофанова [и др.]. – Москва.; Берлин: Директ-Медиа, 2018. — 119 с.

References


  1. Tax Code of the Russian Federation [Electronic resource] / http://www.consultant.ru
  2. Tax incentives for investment and innovation activity of economic entities: monograph / I. A. Mitrofanova [et al.]. – Moscow.; Berlin: Direct Media, 2018. 119 p.