ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ, КАК ФОРМА СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

7 октября 2:24

В развитии современного государства особую значимость имеет активная социальная позиция молодежи, которая связана с её стремлением участвовать в социально — экономической жизни общества, предполагая различные формы коллективной самоорганизации.

Для раскрытия сущности понятия «социальная активность» проанализируем трактовки разных авторов, так С. Л. Рубинштейн определяет социальную активность как форму диалектической связи человека с окружающей действительностью, во взаимодействии с которой изменяется как действительность, так и сам человек [5].

Согласно исследованию А. Н. Леонтьева, анализ социальной активности личности должен происходить с учетом побуждающих мотивов, целей, предмета деятельности и условий достижения целей [3]. Н. Н. Башаев определяет данную категорию как высшую форму человеческой активности и как особое, интегральное качество человека, как способность его действовать сознательно, изменяя окружающую действительность [2].

Таким образом, социальная активность, являясь особым качеством человека, реализуется под влиянием мотивов деятельности, в виде осознанных, социально-полезных действий, способных изменить окружающую действительность.

Наиболее актуальной формой социальной активности в настоящее время является волонтерская деятельность. Изучению добровольчества посвящены работы многих авторов, так Крутицкая Е. В. определяет волонтёрскую деятельность, как форму социального служения, осуществляемую по свободному волеизъявлению граждан, направленную на бескорыстное оказание социально значимых услуг на региональном, федеральном или международном уровнях, способствующую личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан [4]. Согласно определения Азаровой Е. С., волонтерская деятельность – добровольная, сознательная деятельность, одна из устоявшихся современных форм социальных инициатив и средств решения значимых общественных проблем [1].

На законодательном уровне данную деятельность регулирует Федеральный закон «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях», согласно которому волонтерская деятельность — добровольная деятельность в форме безвозмездного выполнения работ и (или) оказания услуг в общественно полезных целях [8].

Исходя из данных определений можно сделать вывод, что особенностью волонтерской деятельности является молодежная инициатива, стремление к самореализации, а также удовлетворению различных социальных потребностей. Таким образом, добровольческая деятельность выступает одной из значимых форм социальной активности молодежи.

В настоящее время на государственном и региональном уровнях активно развивается государственная поддержка добровольчества. Так в Ханты-Мансийском автономном округе — Югре принято Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 20 октября 2017 года № 612 – рп «О Концепции развития добровольчества (волонтерства) и Межведомственной программе развития добровольчества (волонтерства) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре».

Данная концепция призвана способствовать развитию и становлению активных социально ответственных граждан и направлена на создание благоприятных условий для развития волонтерской деятельности, полноценного участия подростков и молодежи в общественной жизни, внедрения инновационных методов и подходов, формирования новых перспективных форм занятости населения, развития традиций благотворительности, милосердия, социального служения [9].

Одним из направлений реализации данной программы является формирование волонтерских центров на базе учреждений общего и высшего образования [9], где волонтерская деятельность может выступать как одно из средств профильного обучения.

В рамках изучения организации волонтерской деятельности в образовательных учреждениях, мы будем определять данную деятельность, как добровольную, сознательную деятельность обучающихся в форме оказания социально значимых услуг, способствующую их личностному становлению и профессиональному развитию.

Соответствующим образом организованная добровольческая деятельность дает возможность обучающимся принимать активное участия в жизни общества, способствует профессиональному самоопределению школьников, а также формированию необходимых общекультурных и профессиональных компетенций у студентов, что в свою очередь создает основу для становления активной социальной позиции у подростков и молодежи.

Кандидат психологических наук Л. Е. Сикорская сформулировала ряд педагогических функций волонтерской деятельности, организованной в образовательных учреждениях, к которым относятся:

  1. Функция социальной компетентности заключается в формировании культуры поведения в обществе, коммуникативной компетентности.
  2. Идентификационная функция — формирование чувства принадлежности к своему поколению, его передовой части.
  3. Интегрирующая функция. Добровольческая деятельность открывает молодому человеку кратчайший путь интеграции в социум в качестве его активного участника.
  4. Личностно-развивающая функция. Волонтерская деятельность позволяет её участникам более полно выразить свой потенциал, реализовать свои уникальные способности.
  5. Ценностно-смысловая функция. Волонтерство способствует формированию системы жизненных ориентиров и ценностей, расширяет пространство смыслового поиска личности.
  6. Профессионально-трудовая функция заключается в осознании личной ценности труда, приобщении к трудовой деятельности, в уважении к труду, а также приобретении первичных навыков профессиональной деятельности.
  7. Инновационно-инициативная функция означает развитие инициативных способностей молодежи, формирование у них активной позиции в социальной жизни.
  8. Созидательно-преобразовательная функция, которая заключается как в способности к само-преобразованию участников процесса, так и в способности плодотворного воздействия на окружающую действительность.
  9. Функция гражданского воспитания заключается в возможности личности реализовать собственные гражданские права и обязанности
  10. Духовно-нравственная функция отражает синтезирующую суть волонтерской деятельности, которая направлена на утверждение добра, справедливости, милосердия и правды [6].

Волонтерская деятельность в рамках образовательных учреждений может включать в себя:

  1. Разработку и реализацию социальных проектов, программ и акций.
  2. Разработку и проведение конкретных мероприятий, направленных на реализацию отдельно взятых программ.
  3. Взаимодействие с государственными органами и общественными молодежными объединениями, заинтересованными в волонтерской деятельности.

Однако, стоит обратить внимание на то, что эффективность любой деятельности во многом зависит от индивидуальных особенностей человека, его заинтересованности в работе. Так, основными мотивами занятия добровольчеством могут быть реализация личностного потенциала, чувство социальной значимости, самовыражение, возможность общения и др.

При этом, важно, чтобы обучающиеся находили для себя практическую значимость в данной деятельности, которой могут выступать профессиональное ориентирование, приобретение полезных социальных и практических навыков. Поэтому, при организации волонтерской деятельности следует уделить должное внимание разработке миссии волонтерского движения, а также направлениям его деятельности.

Критериями эффективности работы волонтерской организации в учреждениях общего и высшего образования могут выступать:

— социальное и профессионально-личностное развитие обучающихся;

— специально организованная социально полезная деятельности в обществе;

— развитие организаторских, коммуникативных и творческих способностей у подростков и молодежи.

Исходя из вышесказанного можно сделать вывод, что в настоящее время развитие волонтерской деятельности, как формы социальной активности современной молодежи является одним из важных направлений социальной политики государства. В связи с чем, актуальным на сегодняшний день становится вопрос вовлечения молодежи в волонтерскую деятельность через её интеграцию с профильным образованием, так как волонтерская деятельность позволяет создать платформу для формирования профессионально важных качеств и приобретения необходимых компетенций, направленных на профессиональное и личностное развитие, а также самореализацию студентов и школьников.

 

Литература:

 

  1. Азарова Е. С. Психологические детерминанты и эффекты добровольческой деятельности: канд. психол. наук. – Хабаровск, 2008. – 287 с.
  2. Башаев, Н. Н. Роль физического воспитания в формировании социальной активности социальной активности студентов: дис. канд. пед. наук / Н. Н. Башаев. – Л., 1979. – 238 с.
  3. Леонтьев, А. Н. Психологическая теория деятельности / А. Н. Леонтьев // Избр. психолог. произв.: в 2 т. / под ред. В. В. Давыдова и др. – М.: Педагогика, 1983 – Т. 2. – 318 с.
  4. Методические рекомендации по развитию волонтёрства (добровольчества) в школе / Отв. редактор Е.В. Крутицкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. – 112 с.
  5. Рубинштейн, С. Л. Теоретические вопросы психологии и проблемы личности / С. Л. Рубинштейн // Проблемы общей психологии. – М.: Педагогика, 1973 – С. 241–342.
  6. Сикорская Л. Е. Педагогический потенциал добровольческой деятельности студенческой молодежи // Знание. Понимание. Умение. – 2011. – № 2. – С. 213 — 217.
  7. Методические рекомендации по развитию волонтёрства (добровольчества) в школе / Отв. редактор Е.В. Крутицкая. – М.: РИЦ МГГУ им. М.А. Шолохова, 2015. – 112 с.
  8. Федеральный закон от 11 августа 1995 г. N 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях» (с изменениями и дополнениями). [Электронный ресурс]: URL: http://base.garant.ru/104232/
  9.  Распоряжение Правительства ХМАО-Югры от 20 октября 2017 года № 612 – рп «О Концепции развития добровольчества (волонтерства) и Межведомственной программе развития добровольчества (волонтерства) в Ханты-Мансийском автономном округе – Югре» [Электронный ресурс]: URL: http://docs.cntd.ru/document/446493427.

с