ВОПРОСЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ВНУТРЕННЕГО ГОСУДАРСТВЕННОГО (МУНИЦИПАЛЬНОГО) ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

27 сентября 3:06

Президент Российской Федерации своим Указом от 07.05.2018 № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2024 года» определил национальные проекты. С учетом реализации этих проектов сформированы федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации и местные бюджеты на 2019-2021 годы. Бюджетные ресурсы всех уровней бюджетной системы Российской Федерации должны обеспечить достижение определенных целевых показателей развития страны. При этом уровень софинансирования расходов национальных проектов за счет средств федерального бюджета достигает 97%, что существенно выше по сравнению с другими направлениями расходов. Как следствие, увеличились доля и объем межбюджетных трансфертов в расходах федерального бюджета. В частности, в федеральном бюджете на 2019-2021 годы предусмотрено предоставление в 2019 году субъектам Российской Федерации межбюджетных трансфертов в объеме 2 272,2 млрд руб. (133 процента к уровню 2018 года). Из них 887,7 млрд руб. приходится на дотации, 617,1 млрд руб. – на субсидии, 381,7 млрд руб. – на субвенции и 385,7 млрд руб. – на иные межбюджетные трансферты.

Существенный объем бюджетных средств, предназначенных для реализации национальных проектов, высокая значимость решаемых задач для развития страны и повышения качества жизни граждан, увеличивают риски негативных последствий от возможных нарушений и повышают значение финансового контроля в отношении использования данных средств.

При этом важно, чтобы государственный (муниципальный) финансовый контроль за соблюдением целей, порядка и условий предоставления из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, а также за соблюдением условий договоров (соглашений) об их предоставлении и контрактов (договоров, соглашений), источником финансового обеспечения (софинансирования) которых являются указанные межбюджетные трансферты, не был избыточным и не увеличил объем предоставления отчетной документации для различных контролирующих органов.

На сегодняшний день органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля, в части предоставления и использования межбюджетных трансфертов, осуществляют контроль по двум направлениям:

первое — документальное изучение финансовых, бухгалтерских, отчетных документов и иных документов объекта контроля, а также путем анализа и оценки полученной из них информации;

второе — фактическое изучение путем осмотра, инвентаризации, наблюдения, пересчета, экспертизы и контрольных замеров.

При этом, при осуществлении контрольных мероприятий по межбюджетным трансфертам действия органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в отношении объектов контроля в большинстве случаях ограничиваются только изучением различного рода документов. Данная ситуация связана с тем, что проверка фактических данных осуществляется только у конечных получателей бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являются межбюджетные трансферты, однако, даже при их проверке, большая часть времени у контролирующих органов все равно занимает документарный контроль.

Рассмотрим объекты контроля Федерального казначейства, являющегося органом внутреннего государственного финансового контроля в сфере бюджетных правоотношений, при предоставлении из федерального бюджета межбюджетных трансфертов на софинансирование расходных обязательств бюджета субъекта Российской Федерации и муниципального образования.

При предоставлении межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджету субъекта Российской Федерации на достижение результатов реализации региональных проектов, объектами контроля Федерального казначейства являются с одной стороны главный администратор (администратор) средств федерального бюджета, с другой стороны — финансовый орган, главный администратор (администратор) средств бюджета субъекта Российской Федерации.

При этом, зачастую главный администратор (администратор) средств бюджета субъекта Российской Федерации не является конечным получателем бюджетных средств, источником финансового обеспечения которых являются средства из федерального бюджета. Следовательно, Федеральное казначейство при проведении контрольных мероприятий по межбюджетным трансфертам в отношении главного администратора (администратора) средств федерального бюджета, финансового органа, главного администратора (администратора) средств бюджета субъекта Российской Федерации осуществляет только документарный контроль.

Аналогичная ситуация происходит при предоставлении за счет средств межбюджетных трансфертов, предоставленных бюджету субъекта Российской Федерации из федерального бюджета, межбюджетных трансфертов бюджетам муниципальных образований. Документарный контроль осуществляется в отношении финансового органа и главного администратора (администратора) средств бюджета муниципального образования.

В условиях быстрого развития информационно-телекоммуникационных технологий, цифровизации экономики и государственного управления у органов внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля появляется возможность перевода значительной части контрольных мероприятий от очных методов контроля к дистанционным. Дистанционный контроль позволит осуществлять документарный контроль без фактического контакта ревизора и объекта контроля. Контрольные действия по месту нахождения же объекта контроля целесообразно осуществлять, когда необходимо фактическое сопоставление совершенных операций данным бюджетной отчетности, бухгалтерской (финансовой) отчетности и первичных документов.

Применение дистанционного контроля в финансово-бюджетной сфере стало еще более актуально весной 2020 года в связи с пандемией COVID-19. Для предотвращения распространения короновируса все контролирующие органы в Российской Федерации в марте-апреле 2020 года приостановили плановые выездные проверки, использование дистанционного метода контроля не предусмотрено нормативно-правыми актами. Отдельные хозяйствующие субъекты в Российской Федерации в это время научились работать удаленно и не допустили приостановки деятельности. Данный опыт возможно использовать при проведении контрольных мероприятий, т.е. осуществлять ревизором контрольную процедуры вне места нахождения основного рабочего места.

С целью применения информационных систем органами внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля в 2019 году в Бюджетный кодекс Российской Федерации были внесены изменения в их полномочия, согласно которым органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля при осуществлении полномочий по внутреннему государственному (муниципальному) финансовому контролю получают постоянный доступ к государственным и муниципальным информационным системам в соответствии с законодательством Российской Федерации об информации, информационных технологиях и о защите информации, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне.

Контроль на основе данных информационных систем позволяет создать условия для оперативного выявления нарушений без фактического выхода на объекты контроля. Благодаря процессу цифровизации контрольно-надзорной деятельности значительно уменьшаются финансовые расходы, сокращается время на проведение контрольных мероприятий, в следствие чего контролирующий орган может расширить увеличить широту охвата объектов контроля.

Федеральное казначейство уже на сегодняшний момент располагает большими объемами информации, позволяющей осуществлять дистанционный контроль. Однако возможность применения дистанционного метода при осуществлении государственного финансового контроля не закреплена в нормативных правовых актах, регулирующих контроль в финансово-бюджетной сфере. Полагаю, здесь очевидна необходимость внесения изменений в порядки, стандарты осуществления полномочий по контролю в финансово-бюджетной сфере органами внутреннего государственного финансового контроля. Данными документами необходимо предусмотреть возможность применения дистанционного метода контроля, а также указать случаи, когда орган контроля использует информацию из информационных ресурсах, а когда направляет запрос о предоставлении документов объекту контроля, когда осуществляет выездные проверки, а когда камеральные с использованием информационных ресурсов.

Широкое применение в контрольно-надзорной деятельности дистанционного метода контроля должно обеспечить развитие информационных технологий в сфере общественных финансов. На сегодняшний день, информация, размещаемая в информационных системах, конечно, не позволяет отказаться при документарных контролях от запросов объекту контроля. В связи с этим информационные ресурсы должны развиваться, к примеру, по предоставлению и использованию межбюджетных трансфертов должны содержать информацию и документы всего процесса, от документов для заключения соглашений о предоставлении межбюджетных трансфертов до отчетов об использовании данных межбюджетных трансфертов. Одним из последних значимых нововведений в предоставлении межбюджетных трансфертов является внедрение подсистемы управления национальными проектами государственной интегрированной информационной системе управления общественными финансами «Электронный бюджет», которая предусматривает формирование, согласование (одобрение), утверждение и представление информации и документов в рамках проектной деятельности.

Внедрение дистанционных методов в контрольно-надзорную деятельность Федерального казначейства, органов внутреннего финансового контроля субъектов Российской Федерации (органов местного самоуправления) позволит сократить затраты на проведение контрольных мероприятий, уменьшить нагрузку на объекты контроля, а главное свести к минимуму контакты между ревизором и уполномоченными лицами объекта контроля во время проведения проверок.

Использованные источники:

  1. Bjudzhetnyj kodeks Rossijskoj Federacii: prinjat Gos. Dumoj Feder. Sobr. Ros. Federacii 17 ijul. 1998 g.: odobr. Sovetom Federacii Feder. Sobr. Ros. Federacii 17 ijul. 1998 g.: vvod. Feder. zakonom Ros. Federacii ot 31 ijul. 1998 g. N 145-FZ // Ros. gaz. – 1998. — 12 avg.; Sobr. zakonodatel’stva Ros. Federacii – 1998. — N 31, st. 3823.