Взаимодействие современной молодежи в социальных сетях как двусторонняя форма жизненной активности

15 июня 8:17

Задача состоит в том, чтобы показать новые возможности анализа активности человека с учетом ее двунаправленного характера. Речь идет о желании понять жизненную активность молодых людей – постоянных участников контактов в социальных сетях. В рамках двустороннего проявления активности она, с одной стороны, выступает внешней детерминантой когнитивно-поведенческих актов (активность от других), а с другой – их самодетерминантой (активность от себя).

Обращение к тематике поведения молодых людей в социальных сетях обусловлено тем, что социальные сети выступают той внешней детерминантой, под воздействием которой формируется информационное пространство молодых людей, складывается их образ мира и ценностно-смысловая система.

По мнению ряда авторов, пребывание в социальных сетях ежедневно колеблется от получаса до нескольких часов [1,6]. Интернет стал неотъемлемой частью жизни большинства молодых людей. Там они находят информацию для обучения профессиональной деятельности. Там, в ходе прямого или скрытого представления себя, они общаются с десятками и сотнями молодых людей, вступают в дружеские отношения, находят материал для развлечений, смотрят фильмы, слушают музыку.

Возникло, своего рода, две жизни, в которых живет сегодняшний молодой человек: жизнь реальная, где надо ходить на работу, учебу, жить в реальном социуме; и жизнь виртуальная, которая начинается в досуговое время (и не только) и проходит возле своего «молчаливого друга» – смартфона, планшета, компьютера и иных гаджетов. Интернет стал тем детерминирующим фактором, который оказывает сильнейшее воздействие на складывающуюся личность.

Современная психология должна перейти к новому пониманию механизмов формирования личности, где взаимодействие с реальным миром дополняется взаимодействием с виртуальным миром, и где адаптационная позиция человека сменяется его субъективной позицией, то есть детерминация динамично переходит в самодетерминацию.

Однополюсное понимание активности, где человек выступает ее инициатором, субъектом, представлено такими понятиями, как деятельность и собственно активность (познавательная, трудовая, интеллектуальная, художественная, физическая). Обращаясь к объекту нашего исследования (учащаяся молодежь), следует сказать, что нас привлекает желание понять роль и формы проявления когнитивно-поведенческой активности молодых людей в социальных сетях. В свою очередь, считая, что контакты в социальных сетях имеют двусторонний характер, термином «активность» не обойтись. Следует признать, что термин общение более адекватен для передачи обоюдно возможных проявлений активности, где обе стороны могут находиться в позициях объекта и субъекта.

Однако, если нас привлекают когнитивные формы и проявления активности в виде академической успешности (успеваемости), то учащийся рассматривается здесь, чаще всего, с позиций объекта, который должен, согласно требованиям стандарта (ФГОС) освоить все то, что способствует его профессиональному росту. При этом иногда даже стимулируется критическое мышление самого учащегося, но в большинстве случаев оно, наоборот, исключается. С позиций современного понимания компетентностного подхода, учащийся должен познать необходимую информацию, овладеть ею и уметь применить на практике.

Включенность молодого человека в контакты с миром информации, музыки, художественной культуры, поп-культуры, что идет параллельно с учебно-образовательной, профессиональной жизнедеятельностью, позволяет быть не только объектом ее воздействия, но и при определенном критическом уровне мышления, — быть аналитиком, критиком и преобразователем. При этом адаптационная, объектная позиция меняется на субъектную, преобразующую.

Для более объемного понимания источников и форм, интенсивности проявления жизненной активности с учетом интернет-контактов и направленности, примем теоретические положения работ В. Штерна[8], С.Л. Рубинштейна[5], Я.А. Пономарева[3] о формировании личности в ее постоянном взаимодействии с миром и с самим собой.

Взаимодействие – это форма жизненной активности личности. Активность – это широкое понятие. Оно соотносится с процессами в живой и неживой материи. Применительно к жизнедеятельности человека выделяют внешнюю и внутреннюю активность, непроизвольную и произвольную, когнитивную, регулятивную, коммуникативную, художественную, спортивную, трудовую, физическую (Секун В.И., 1990)

Активность всегда направлена на объект. Человек, как носитель активности, является личностью, которая как субъект включена в постоянное взаимодействие с миром [5,8]. Результатом этого взаимодействия, как процесса, являются некие продукты, имеющие внешне и внутренне выраженный характер. Если процесс взаимодействия субъекта с объектом имеет абстрактно-аналитический, интеллектуальный характер [4], то его продукты будут иметь узко выраженный характер, необходимый для научного осмысления. Если процесс имеет практико-ориентированный характер, а взаимодействие субъекта осуществляется с реально(конкретно) существующим объектом (человек, компьютер, животное), то и продуктом такого взаимодействия во внутреннем плане на полюсе субъекта становится новый, чувственно воспринимаемый образ, а во вне – сам преобразованный объект. Таким образом, рассматривая социальные сети, как поле жизненной активности человека (виртуальная реальность), взаимосвязанное с его реальной жизнедеятельностью (реальная жизнь), в качестве продуктов взаимодействия с миром мы можем выделить метрики, цифровые следы, и др. – то есть все те элементы, которые широко представлены в Интернете как проявления виртуальной-реальной личности. В отношении социальных сетей такими продуктами выступают метрики персонального профиля (друзья, фотографии, аудио, видео, просматриваемые интересные страницы, посты и репосты и тд.) – все то, что выступает продуктами взаимодействия пользователей в виртуальном пространстве. Соответственно, данные метрики (данные личного профиля) являются психометрическими характеристиками, которые выступая продуктами (результатами) интернет-активности личности, отражают взаимосвязи ее виртуального и реального «Я».

Взаимодействие как психологический термин активно использовался в работах Я.А. Пономарева[3]. В работах Д.В. Ушакова – ученика Я.А. Пономарева, — дается обоснование использования термина «взаимодействие», как более адекватного по сравнению с термином «деятельность». Суть в том, что термин деятельность предназначен для гносеологической характеристики познавательно-преобразующих процессов субъектно-объектного плана, где все процессы представлены в сознании. Образ мира познающим субъектом строится сознательно с учетом тех свойств объектов, которые им сознательно отбираются. Поэтому в деятельностном подходе «мозг снабжается целенаправленно отобранной информацией» [7, с.147]. Отсюда, в деятельностном подходе возникло положение о том, что «сознание формируется в деятельности». На взгляд Я.А. Пономарева «деятельностная схема справедлива, когда субъект имеет дело с относительно знакомой ему сферой действительности». Но в ряде случаев мы сталкиваемся «с принципиально новым явлением», требующим творческого подхода. В этом случае целенаправленная деятельность не дает решения проблем. Объект не поддается познанию и преобразованию. «Объект начинает транслировать информацию помимо, в обход наших сознательных целей и установок [7, с.148]. И здесь более адекватным становится термин «взаимодействие», при котором возникают неожиданные побочные продукты, как результат «обратного влияния объекта», которые Я.А. Пономаревым характеризуются как продукты «интуитивного озарения».

Итак, личность не существует изолированно, она включена в бесконечное число взаимодействий с окружающим миром и со своим внутренним миром. В любом, отдельно взятом исследовании, мы делаем предметом нашего анализах лишь некоторую, актуальную связь субъекта с объектом, их «межкомпонентное взаимодействие». Другие, скрытые от нас связи их многомерных (многокомпонентных) систем, мы не берем во внимание. Согласно абстрактно-аналитической стратегии [4], научное постижение субъектом какого-то целостного объекта возможно только при абстрагировании определенной связи, определенных компонентов указанных систем. Отсюда в психологии мы стремимся доказать, что в результате определённого воздействия субъекта на объект или на свой внутренний мир мы получили надлежащий результат в виде изменения (развития) отдельных способностей, качеств, межличностных отношений. Но мы понимаем, что на этот результат накладывается кроме нашего влияния множество эффектов, возникающих помимо нашего участия, как побочные продукты взаимодействия других систем субъектно-объектной связи. Отсюда, при абстрактно-аналитическом подходе возникает вопрос о степени надежности полученных результатов. И если надежность подтверждается статистическими методами, то повторяемость результатов всегда проблематична, когда предметом внимания являются личностные характеристики человека.

Процессуальная стороны взаимодействия, на наш взгляд, может быть представлена тремя двойственными процессами: созерцанием (познанием) и самосозерцанием (самопознанием); адаптацией к внешней среде и самоадаптацией (приспособление к внутренней среде); преобразованием внешнего мира и преобразованием своего внутреннего мира (саморазвитие, самосовершенствование).

Ранее мы предложили рассматривать внешний мир как мир объектов, типология которых может соотносится с пятью типами профессий Е.А. Климова. Это объекты типа: человек, техника, природа, знак, художественный образ [2]. До цифрового понимания формирующейся личности было достаточно видеть мир, строить образ мира из реально существующих людей, их отношений и других объектов, реально существующих в природе, культуре. Сегодняшняя личность молодого человека складывается во взаимодействии с объектами как реального, так и виртуального типа. Объекты виртуального (фантастического) мира известны нам по фантастическим романам и кино. В них виртуальные герои взаимодействуют с виртуальными объектами в виртуальных ситуациях. В этом случае для читателя, зрителя не было необходимости вступать во взаимодействие с виртуальными объектами. Они могли высказать лишь свое отношение к ним. Сейчас ситуация изменилась – виртуальный мир с его носителями пришел почти в каждую семью, благодаря социальным сетям. И каждый пользователь на практике сталкивается с виртуальными объектами. В процесс реального взаимодействия с этими объектами он может не только выразить свое отношение к ним, но и совершать коммуникативные и преобразующие действия с ними, по аналогии с киногероями виртуально-фантастических произведений.

Таким образом, категория взаимодействия, выступая формой жизненной активности личности, является наиболее адекватной формой описания механизма, который связывает «Я реальное» с «Я виртуальным». Данная связь проявляется на трех уровнях: познание, адаптация и преобразование. Одним из весомых мест виртуальной активности личности выступают социальные сети. Индикаторами (предикторами) проявлений взаимодействия выступают продукты когнитивно-поведенческого плана, отраженные в метриках личностного профиля пользователей социальных сетей.

Благодарности

Исследование выполнено за счет гранта Российского научного фонда (проект №19-18-00253, «Нейросетевая психометрическая модель когнитивно-поведенческих предикторов жизненной активности личности на базе социальных сетей»).

Cписок литературы

  1. Асеева О.В. Влияние сети интернет на развитие познавательной активности молодежи // Современные исследования социальных проблем (электронный научный журнал), 2012. — №6(14). Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/vliyanie-seti-internet-na-razvitie-poznavatelnoy-aktivnosti-molodezhi/viewer
  2. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях: учебное пособие. – М.: Изд-во МГУ, 1995. – 224 с.
  3. Пономарев Я.А. Психика и интуиция. Неопубликованные материалы, стихи, рисунки и фотографии / Редакторы-составители: А.Л. Журавлев, Т.В. Галкина. – М.: ООО «Тид Арис», 2010. – 292 с.
  4. Попов Л.М., Ибрагимова Е.Н., Устин П.Н. Концепция психологии творчества Я.А. Пономарева и ее применение в изучении // Психологический журнал. — 2016. — Т. 37. — №1. — С. 35-47.
  5. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – Спб.: Питер, 2003. – 512 с.
  6. Сорокина К.А. Активность молодых людей в социальных стеях в настоящий период времени // Гуманитарные научные исследования, 2016. — №4. Режим доступа: http://human.snauka.ru/2016/04/15003
  7. Ушаков Д.В. Психология интеллекта и одаренности. – М.: Издательство «Институт психологии РАН, 2011. – 464 с.
  8. Штерн В. Персоналистическая психология // История зарубежной психологии (30-60-е гг XX века); под ред. П.Я. Гальперина, А.Н. Ждан. – М.: Изд-во МГУ. – С.186-198.