ЭЛЕКТРОННЫЕ СДЕЛКИ ПО ДОГОВОРУ КУПЛИ-ПРОДАЖИ

30 октября 2:05

Раньше общество не признавало использование сеть «Интернет» в качестве среды для осуществления гражданского оборота, так как мы привыкли увидеть товар в живую, потрогать его, оценить. А при осуществлении покупки через сеть «Интернет» невозможно увидеть качество товара, так как договор купли-продажи осуществляется в нереальном пространстве. Но в результате развития информационных технологий, а также в связи с последними событиями, популярность приобрели электронные сделки – это сделки совершённые в сети «Интернет» (далее Интернет).  В 2020 году, в связи с ограничениями из-за COVID-19, покупатели интенсивно стали приобретать товары через различные приложения в Интернете. Данный вид сделок существовал и ранее, но именно сегодня, этот вопрос наиболее актуален. Таким образом, появились общественные отношения, которые складываются непривычным для большинства населения образом.

         Дистанционным способом можно купить всё что угодно, и главное удобство покупателя – не нужно никуда идти. Покупателю стоит всего лишь найти в Интернете то, что ему необходимо и заказать товар, оплата которого наступает либо сразу, либо частично, либо в результате его получения. Но, несмотря на многочисленные плюсы дистанционной торговли, есть и минусы. Они заключаются в мошеннических действиях продавцов: создании «левых» сайтов, и т.д. В результате чего возникает необходимость пресечения мошеннических действий.

         Любая сделка заключается в соответствии с положениями Гражданского кодекса Российской Федерации. Действующее законодательство не содержит в себе положений по совершению электронных сделок, а также отсутствует легально определение понятия «электронная сделка». Но для любого правового явления или процесса точное использование терминологии является жизненной необходимостью, опосредующей верный легитимный результат и эффективную правоприменительную деятельность.[1]

         Главной отличительной особенностью дистанционного договора купли-продажи от привычного является коммуникация, т.е. личный контакт продавца с покупателем, а точнее его отсутствие. Следовательно, возникает проблема идентификации личности продавца. А также покупатель не может в живую ознакомиться с приобретаемым им товаром.

         Предметом договора дистанционной купли-продажи могут быть любые вещи, предназначенные для личного, семейного, домашнего или иного использования, не изъятые из оборота, используемые для потребления, не связанного с ведением предпринимательской деятельности[2]

         Интернет допускает получение доступа к имеющимся в нём информационным ресурсам под псевдонимом либо вообще анонимно. Анонимность поведения в Интернете есть причина сложности идентификации субъектов: субъект может указать своё имя или псевдоним, но сложно проверить его достоверность и проследить, действительно ли действия совершаются одним и тем же лицом под одним и тем же идентификатором или же под одним идентификатором действует несколько лиц. [[3]] Во избежание мошеннических действий необходимо закрепить регистрацию продавца под своим именем, чтобы покупатель знал у кого приобретает товар, а также необходимую информацию об этом лице.

         На законодательном уровне не закреплён правовой статус лица, продающего товары. В результате чего, возникают проблемы, например, по данным Роспотребнадзора, при продаже парфюмерно-косметических товаров фирм AVON, Mary Kay, ORIFLAME продавцами являлись физические лица, не зарегистрированные в качестве индивидуальных предпринимателей, в результате чего при возникновении претензий к качеству товаров потребитель не имел возможности воспользоваться своими правами по законодательству о защите прав потребителей. [[4]]

         Таким образом, чтобы обезопасить участников электронного торгового оборота необходимо дополнить гражданское законодательство положениями об электронной торговли, либо принять соответствующий закон, который бы регулировал отношения в сфере электронных сделок. А также необходима ответственность за недостоверную и ложную информацию дистрибьютеров. В результате таких изменений будет гораздо легче потребителям защитить свои права и пресечь часть мошеннических действий в этой сфере.

Список используемой литературы

  1. Белова О.А. Правовая характеристика существенных условий договора дистанционной купли-продажи, определяющих его место в системе договоров купли-продажи /О.А.Белова// Вестник ВолГу. Серия 5. Юриспруденция). № 1 (26). С. 110-115 ISSN 2078-8495
  2. Варткинаян, О. С. Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи / О. С. Варткинаян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57400/
  3. Иншакова, А. О. Цифровые технологии альтернативных методов разрешения споров: зарубежная практика и перспективы применения в России / А. О. Иншакова, Ю. А. Тымчук // Право и управление. XXI век. – 2019. – № 1. – С. 23-31.
  4. Махиня Е.А. Актуальные проблемы заключения гражданско-правовых сделок в сети Интернет // Сибирское юридическое обозрение. 2013. №2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-zaklyucheniya-grazhdansko-pravovyh-sdelok-v-seti-internet

 

[1] Иншакова, А. О. Цифровые технологии альтернативных методов разрешения споров: зарубежная практика и перспективы применения в России / А. О. Иншакова, Ю. А. Тымчук // Право и управление. XXI век. – 2019. – № 1. – С. 25.

[2] Белова О.А. Правовая характеристика существенных условий договора дистанционной купли-продажи, определяющих его место в системе договоров купли-продажи /О.А.Белова// Вестник ВолГу. Серия 5. Юриспруденция). № 1 (26). С. 110 ISSN 2078-8495

[3] Махиня Е.А. Актуальные проблемы заключения гражданско-правовых сделок в сети Интернет // Сибирское юридическое обозрение. 2013. №2 (21). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/aktualnye-problemy-zaklyucheniya-grazhdansko-pravovyh-sdelok-v-seti-internet (дата обращения: 19.12.2020).

[4] Варткинаян, О. С. Правовые проблемы заключения и исполнения договоров дистанционной купли-продажи / О. С. Варткинаян. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2019. — № 12 (250). — С. 157-159. — URL: https://moluch.ru/archive/250/57400/ (дата обращения: 19.12.2020).