С использованием методов историко-системного и геокультурого анализа показано, что юкагиры родовой общины «Тэки Одулок» сохраняют сложившийся еще в древности присваивающий тип хозяйства и репрезентируют локус древних охотников на лося Северной Евразии. Одулы занимают пассивную позицию к своему «кормящему ландшафту» и заинтересованы в длительном сохранении его in situ. В мировоззрении сочетают хозяина «кормящего ландшафта» и языческого просителя у природы.
С организацией колхозов в Колымском крае в 1930-х гг. лесные юкагиры стали осваивать новые виды хозяйственной деятельности: животноводство, звероводство, огородничество. В перестроечный период 1990-х гг. создавались и распадались одна за другой родовые общины «Юкагир», «Розовая чайка», «Тэки Одулок», «Одул». Предполагалось заниматься заготовкой и вывозом древесины, шитьем меховых изделий, туризмом. Многие начинания, просуществовав короткое время, распадались. Основная причина кроется в традиционном годовом хозяйственном цикле (ГХЦ). Мужское население ведет полукочевой образ жизни. Осенью охотники выезжают на места промыслов пушных зверей, добывают лосей для личного потребления и возвращаются в конце зимы – начале весны. Летом с семьями выезжают на рыбную ловлю, осенью идет массовая заготовка рыбы. В межсезонье промысловикам перепадают случайные заработки. Единственным домашним животным с древности является собака. Юкагирская община «Тэки Одулок» при таком ГХЦ не может вести многоотраслевое производящее хозяйство, предлагавшееся для оптимизации ее деятельности.
«Кормящий ландшафт» одулов (до 300 чел.) продолжает сокращаться. Последние территориальные потери произошли в 1974 г.: в ведение Верхнеколымского района отошли лучшие охотничьи угодья по притоку р. Колымы – р. Шаманиха. В 1990-х гг. там нашли золото, началась его разработка старателями. В условиях поликультурного пограничья сохранение гармонии природного и общественного снижает напряженность иноэтнического влияния. Нарушение этого баланса ставит под сомнение дальнейшее существование раритетной одульской культуры.
В области национальной политики для сохранения уникального локуса древних охотников таежной зоны Сибири, уцелевшего на ограниченной территории Верхнеколымского улуса РС(Я), экономически выгодно не продолжать попытки реформирования возникшего еще в каменном веке ГХЦ, а признать территорию юкагирской родовой общины «Тэки Одулок» в качестве особо охраняемой природной и культурно-экономической зоны Международного значения. Сохранение нетронутой преобразовательной деятельностью человека тайги и ее ресурсов как «кормящего ландшафта» на верхней Колыме обеспечит существование уникальной одульской охотничьей культуры в исторической перспективе.
Литература
Жукова Л.Н. Очерки по юкагирской культуре. – Ч. II. – Мифологическая модель мира. – Новосибирск: Наука, 2012. – 360 с.
Замятин Д.Н. Геокультурное пространство Арктики: онтологические модели воображения // Геокультуры Арктики: методология анализа и прикладные исследования. – М.: Канон+, 2017. – С. 28–37.
Иохельсон В.И. Юкагиры и юкагиризированные тунгусы / Пер. с англ. В.Х. Иванова и З.И. Ивановой-Унаровой. – Новосибирск: Наука, 2005. – 675 с.
Каганский В.Л. Культурный ландшафт: основные концепции в Российской этнографии // Обсерватория культуры: журнал-обозрение. – 2009. – № 1. – С. 62–70.
Мочанов Ю.А. Древнейшие этапы заселения человеком Северо-Восточной Азии. – Новосибирск: Наука, 1977. – 264 с.