Социально-экономические, научно-технические и культурные преобразования в мире влекут за собой изменения в системе образования. В конце 1990-х – начале 2000-х годов страны с быстро развивающейся инновационной экономикой осознали острое отставание школьного образования от задачи подготовки выпускника к жизни в современном мире. Этот мир стал насыщен информацией, меняется стремительно и во многом непредсказуемо. Появляются новые форматы взаимодействия между гражданином и государством, работником и работодателем, а между тем автоматизируется рутинный труд, исчезают и возникают профессии, интернет и социальные сети расширяют профессиональные возможности и границы повседневности [2, 4 с.].
Для государства образование является одним из стратегических направлений развития, которое вошло в список национальных проектов [1]. В рамках проекта «Образование» [3] предусмотрены такие федеральные проекты, как: современная школа (обновление материальной базы и популяризация «современных» предметов); успех каждого ребенка (популяризация дополнительного образования и обновление соответствующей инфраструктуры); Цифровая образовательная среда (создание современной цифровой образовательной среды, которая обеспечит стремление к саморазвитию и самообразованию у обучающихся) и другие.
Наиболее распространенным видом общеобразовательных учреждений является средняя общеобразовательная школа. Несмотря на это, различия в образовательных программах в: лицеях, гимназиях, школах с углубленным изучением отдельных предметов и обычных школах – не существенны (различие в наличии или продолжительности изучения отдельных предметов).
Подавляющее большинство общеобразовательных организаций России по форме собственности относятся к государственным учреждениям. Исходя из динамики отношения частных школ к государственным можно сделать вывод, что текущее положение будет актуально по крайней мере в ближайшие десятилетия.
В отличие от частных школ, государственные учреждения являются преемниками школьных зданий времён СССР, очень редко происходит непосредственно перестройка зданий с нуля, обычно дело ограничивается реконструкцией или ремонтом.
В советское время была значительно расширена сеть школьных зданий (рис. 1). Однако, большая часть школьных зданий, построенных по типовым советским проектам 1940-х – 1980-х гг., сегодня не соответствует современным тенденциям развития учебного процесса, и нуждается в архитектурно-планировочной модернизации.
Рисунок 1 – Количество школ в России [10].
Статистика школ в Красноярском крае и проведенное исследование в городе Красноярске показывают, насколько устарела материальная база (школьные здания превысили сроки эксплуатации) в регионе. Из числа функционирующих школ (1108) в Красноярском крае: 350 (31,6%) школ построены более 50 лет назад, в числе которых 40 школ (3,61%), здания которых построены до 1940 года; 295 школ (26,7% от всех школ) имеет деревянные здания (рис. 2, а) [4]. Из числа функционирующих школ (126) в городе Красноярске: (51,59%) школ построены более 50 лет назад, в числе которых 13 школ (10,32%), здания которых построены до 1940 года (рис. 2, б).
Рисунок 2 – Соотношение количества действующих школ на территории Красноярского края [4] и в городе Красноярске.
Существует ряд методов обновления зданий, таких как: капитальный ремонт, реконструкция и модернизация [5]. Принципиальное различие их заключается в том, что модернизация подразумевает переосмысления происходящих в здании процессов и соответствие новым тенденциям в разных областях (технологических, функциональных). Исходя из физического (непригодность эксплуатации) и морального (несоответствие современным требованиям, моральному устареванию) состояния здания может быть тот или иной способ преобразования здания.
На основе методического пособия М. Ю. Ананьина «Реконструкция зданий. Модернизация жилого многоэтажного здания» была составлена структура методов преобразования здания (рис. 3).
Рисунок 3 – Структура методов преобразования здания.
Понятие модернизации (от англ. modern – современный, передовой, обновлённый) в широком смысле – это усовершенствование, улучшение, обновление объекта, приведение его в соответствие с новыми (современными) требованиями и нормами, техническими условиями, показателями качества. С точки зрения строительства и архитектуры, модернизация – это устранение морального износа с помощью перепланировок и/или замены инженерного оборудования с возможным изменением объема и назначения пространств.
В качестве примеров модернизации рассмотрим следующие школы:
- Реконструкция и дополнение здания Leazar Hall (1912г.), которое было со временем разделено на лабиринт офисных и классных помещений. В рамках модернизации было проведено восстановление трёхуровневого (плюс мезонин) здания для студий, комнат для семинаров, мастерских, была проведена перепланировка и замена всех инженерных систем, осуществлена полная внутренняя перепланировка (рис. 4).
Рисунок 4 – Модернизация здания Leazar Hall.
- В Stoutland School (рис. 5) требовалось соединить два здания школы и создать единое общественное пространство. Была реализована вставка между двумя зданиями. Использованы яркие цвета и яркое флуоресцентное освещение.
Рисунок 5 – Модернизация здания Stoutland School.
- Nursery School in Zubieta (рис. 6) в связи с увеличением количества классов понадобилось расширить детский сад, а также решить строительные и качественные недостатки за один учебный семестр (сжатые сроки). Новая школа была интегрирована в сельский ландшафт, в котором она расположена. Улучшена функциональность и энергоэффективность здания, при этом здание легко идентифицируется как школа. Из особенностей модернизации можно отметить, что все элементы пристройки (стены, перегородки, кровля) изготавливались из одинаковых сборных конструкций (на месте осуществлена только сборка).
Рисунок 6 – Модернизация здания Stoutland School.
Многие здания школ не имеют должного состава помещения, или имеющиеся помещения морально устарели. В 80-ых годах уже шла речь о модернизации школ в СССР [6]. Авторы книги рассмотрели два пути модернизации существующих школ: реконструкция с изменением функций отдельных помещений и снижением проектной вместимости школ (для старых обжитых районов) и достройка новых функциональных блоков с недостающими помещениями (в новых жилых массивах). Также авторы пришли к выводу, что учебная технология будет совершенствоваться и в будущем, следовательно, будут изменяться и принципы архитектурных решений объектов образования. Их подозрения, такие как: с широким внедрением электронно-вычислительной техники и других достижений научно-технического прогресса, произойдут революционные изменения в технологии обучения, но ключевое место останется за фигурой педагога-воспитателя [6, 141 c.] – можно сказать, подтвердились, за исключением тенденции к самообразованию и непрерывности образования. Школа – теперь не главный источник знаний, а скорее средство добычи знаний. В этой связи возникает необходимость в определении и разработке новых принципов модернизации школьных зданий.
В рамках статьи были рассмотрены современные труды следующих авторов: А. З. Ахмедов, Н. Р. Дорощук, А. В. Миронюк, С. В. Позняк. Так, А. З. Ахмедов в своей статье затрагивает такой способ модернизации школ, как использование блок-пристроек различного функционального назначения [7]. А. В. Миронюк выявил такие приемы реконструкции и модернизации школьных зданий, как пристройка, надстройка и встройка [8]. Принципиальное разделение способов модернизации на активную и пассивную указано в работе Н. Р. Дорощук [9]. С. В. Позняк в своих трудах выделяет принципы (приведены ниже) строительства и реконструкции школьных зданий [10]. Однако, анализируя тенденции современного образования, можно сделать вывод, что данные принципы и приемы раскрыты не полностью, в частности, не рассматриваются такие аспекты, как разновозрастные учебные группы, демократизация учебного процесса [11] и т.п., а так же использования подземного пространства.
ВЫВОДЫ
- Процессы модернизации являются неотъемлемой частью развития любого государства и в любой сфере (экономическая модернизация, политическая, культурная, социальная и т.п.).
- Школьное образование является одним из главных шагов становления личности, на качество образования которого существенно влияет школьная среда, которая формируется в большей степени архитектурно планировочной структурой здания.
- В преобразованиях нуждаются государственные школы, а не частные.
- Из различных способов преобразования зданий модернизация является предпочтительной, когда основной проблемой здания является не непригодной эксплуатации, а несоответствие современным требованиям и моральное устаревание здания.
- Школьные здания не отвечают предъявляемым к ним современным требованиям, в этих условиях актуальной становится архитектурная модернизация школьных зданий.
ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ
- Национальные проекты на февраль 2019 г. // Правительство Российской Федерации [Электронный ресурс] /на основе паспортов национальных проектов, утвержденных 24 декабря 2018 г. – с. 8-11. – Режим доступа: http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/ (дата обращения 17.03.2020).
- Навыки XXI века в российской школе: взгляд педагогов и родителей / М. С. Добрякова, О. В. Юрченко, Е. Г. Новикова; Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики», Институт образования. – М.: НИУ ВШЭ, 2018. – 72 с. – 200 экз. – (Современная аналитика образования. № 4 (21)).
- Паспорт национального проекта «Образование» [Электронный ресурс] УТВЕРЖДЕН президиумом Совета при Президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам (протокол от 24 декабря 2018 г. № 16). – Режим доступа: https://futurerussia.gov.ru/obrazovanie (дата обращения: 17.03.2020).
- Подготовка школ к началу 2018–2019 учебного года // Министерство образования Красноярского края [Электронный ресурс] электронные текстовые данные – Режим доступа: krao.ru/publications/news/podgotovka-shkol-k-nachalu-2018-2019-uchebnogo-goda/#Состояние%20сети%20общеобразовательных%20школ (дата обращения 17.03.2020).
- Реконструкция зданий. Модернизация жилого многоэтажного здания: учеб. Пособие для вузов / М.Ю. Ананьин. – М. : Изд-во Юрайт, 2018 ; Екатеринбург : Издательство Урал.ун-та. – 142 с. – (Серия : Университеты России).
- Архитектура учебно-воспитательных зданий / Л. Н. Ковальский. — Киев :Будивэльнык, 1988. – 144 с.
- Ахмедов А.З. Модернизация школьных зданий на основе блок-пристроек // Architectureandmoderninformationtechnologies. – 2017. – №2. – 137-146 с.
- Миронюк А.В. Архитектурно-планировочные методы реконструкции и модернизации существующего школьного фонда большого города. Исследования и рекомендации на примере города Ухта: дис. … канд. арх.: 18.00.02. – СПб.,2005. – 186 с.
- Дорощук Н.Р. Архитектурно-планировочная организация школьного здания // InternationalScientificReview. – 2016. – № 21. – 89-90 с.
- Позняк, С.В. Архитектурно-планировочная организация школьного здания в условиях информационного общества. На примере Самары: дис. … канд. арх.:18.00.02. – Самара, 2009. – 189 с.
- Свобода учиться. Игра против школы / Питер Грей; пер. с англ. Татьяны Землеруб. // М.: Манн, Иванов и Фербер, 2016. – 360 с.
REFERENCES:
- Nacional’nye proekty na fevral’ 2019 g. // Pravitel’stvo Rossijskoj Federacii [Jelektronnyj resurs] /na osnove pasportov nacional’nyh proektov, utverzhdennyh 24 dekabrja 2018 g. – s. 8-11. – Rezhim dostupa: http://government.ru/rugovclassifier/section/2641/ (data obrashhenija 17.03.2020).
- Navyki XXI veka v rossijskoj shkole: vzgljad pedagogov i roditelej / M. S. Dobrjakova, O. V. Jurchenko, E. G. Novikova; Nacional’nyj issledovatel’skij universitet «Vysshaja shkola jekonomiki», Institut obrazovanija. – M.: NIU VShJe, 2018. – 72 s. – 200 jekz. – (Sovremennaja analitika obrazovanija. № 4 (21)).
- Pasport nacional’nogo proekta «Obrazovanie» [Jelektronnyj resurs] UTVERZhDEN prezidiumom Soveta pri Prezidente Rossijskoj Federacii po strategicheskomu razvitiju i nacional’nym proektam (protokol ot 24 dekabrja 2018 g. № 16). – Rezhim dostupa: https://futurerussia.gov.ru/obrazovanie (data obrashhenija: 17.03.2020).
- Podgotovka shkol k nachalu 2018–2019 uchebnogo goda // Ministerstvo obrazovanija Krasnojarskogo kraja [Jelektronnyj resurs] jelektronnye tekstovye dannye – Rezhim dostupa: krao.ru/publications/news/podgotovka-shkol-k-nachalu-2018-2019-uchebnogo-goda/#Sostojanie%20seti%20obshheobrazovatel’nyh%20shkol (data obrashhenija 17.03.2020).
- Rekonstrukcija zdanij. Modernizacija zhilogo mnogojetazhnogo zdanija: ucheb. Posobie dlja vuzov / M.Ju. Anan’in. – M. : Izd-vo Jurajt, 2018 ; Ekaterinburg : Izdatel’stvo Ural.un-ta. – 142 s. – (Serija : Universitety Rossii).
- Arhitektura uchebno-vospitatel’nyh zdanij / L. N. Koval’skij. — Kiev :Budivjel’nyk, 1988. – 144 s.
- Ahmedov A.Z. Modernizacija shkol’nyh zdanij na osnove blok-pristroek // Architectureandmoderninformationtechnologies. – 2017. – №2. – 137-146 s.
- Mironjuk A.V. Arhitekturno-planirovochnye metody rekonstrukcii i modernizacii sushhestvujushhego shkol’nogo fonda bol’shogo goroda. Issledovanija i rekomendacii na primere goroda Uhta: dis. … kand. arh.: 18.00.02. – SPb.,2005. – 186 s.
- Doroshhuk N.R. Arhitekturno-planirovochnaja organizacija shkol’nogo zdanija // InternationalScientificReview. – 2016. – № 21. – 89-90 s.
- Poznjak, S.V. Arhitekturno-planirovochnaja organizacija shkol’nogo zdanija v uslovijah informacionnogo obshhestva. Na primere Samary: dis. … kand. arh.:18.00.02. – Samara, 2009. – 189 s.
- Svoboda uchit’sja. Igra protiv shkoly / Piter Grej; per. s angl. Tat’jany Zemlerub. // M.: Mann, Ivanov i Ferber, 2016. – 360 s.