Роман «Человек без свойств» принадлежит к одним из самых значимых произведений, относящихся к литературному течению «модернизм». В своих произведениях писатели-модернисты стремились к отражению мировоззрения человека той эпохи, который жил в период духовного кризиса и переживал потерю традиционных ценностей. Модернизм – ключевой этап эволюции западного искусства, он выражал и активно формировал идеологию западного общества [5, с. 51]. Кризисный характер эпохи обрывает доступ к душе человека как к неотъемлемому живому началу.
Роберт Музиль, выдающийся австрийский писатель, получил всемирную известность только после смерти, когда был опубликован его незаконченный роман «Человек без свойств». Это произведение – попытка Роберта Музиля отойти от классического романа в пользу поиска нового стиля и пересмотра литературных форм. Роману присуще ощущение всеобщего распада представлений о мире и человеке. Мир распадается: рушится когда-то великая империя Австро-Венгрия, или Какания, как иронично назвал ее Музиль. И как следствие, появляется человеком с новым сознанием – человек, к которому можно применить понятие «аморфный». Сам Музиль под аморфностью характера человека понимал способность принимать многие формы — от повторения подобного до крайних форм индивидуализма. При этом у «массового человека» доминирует первое, у творческого — второе [2, с. 642].
Главный герой романа – 32-летний Ульрих, тот самый «человек без свойств». Нам известно только его имя, на всем протяжении достаточно длинного романа ни разу не названа фамилия главного персонажа, даже там, где это, казалось бы, необходимо – на похоронах своего отца. Всё потому, что это не имеет никакого значения. Ульрих – собирательный образ, чья жизнь подобна тысячам других. События романа застают его в тот период, когда он окончательно не может самоутвердиться в жизни. C самого детства Ульрих строил грандиозные планы на будущее. Он «не помнил такой поры своей жизни, которая не была бы проникнута желанием стать успешным человеком» [1, с. 59]. Эти детали указывают на сильный автономный внутренний мир героя, который присущ замкнутым или аутистичным личностям. Собственно, аутистичность – это определенная природная самостоятельность, независимость «Я» от внешних воздействий и событий. Все планы Ульриха остаются лишь в стадии желания и не реализуются в жизнь, его мечты рассеиваются: он бросает воинскую службу, потом не находит себя в инженерном деле, не развивает и свою карьеру математика, не может проявить себя в полной мере в должности секретаря «параллельной акции». Несовпадение ожиданий с реальностью описывается в следующем отрывке: «Он ожидал, что взойдет на арену потрясающих приключений, и вдруг увидел, как на широкой пустой площади буянит пьяный молодой человек, которому отвечают одни лишь камни» [4, с.4].
На самом деле, Ульрих – потенциальный человек с совокупностью нереализованных возможностей, и он постоянно это ощущает. Герой не верит в однозначность, определенность, не доверяет никаким условностям, кроме собственных убеждений. Он формируется обратным воздействием того, что сам создал. У него нет «чувства реальности», а лишь «чувство возможности», он тот, чьи свойства находятся в состоянии непрерывного акта творения. Музиль называет героя «человеком без свойств», хотя в романе он, безусловно, наделен свойствами — он силен физически, его отличает точный аналитический ум, он непреклонен и в то же время неконфликтен (автор часто примечает «сказал Ульрих мягко»). Потенциально Ульрих — сосредоточие всех качеств и свойств. Но как сумма всех цветов дает белый, так и совокупность всех свойств означает бессвойственность. Можно предположить, что Ульрих задумывался как персонаж с нулевым характером. А под свойствами автор имел в виду то, что мы называем характерологическими особенностями. Это становится яснее из одной из ключевых фраз романа: «И среди этих раздумий Ульрих вдруг должен был с улыбкой признать, что он при всем при том — некий характер, хотя характера у него нет» [1, с. 182].
Все же Ульрих проявляет себя личность в большей степени, чем остальные герои. Его отличие от других в том, что его качества не очерствели, они находились в состоянии творения. Но его личность – замкнутая в себе, как в капсуле, личность, принявшая позицию наблюдателя и не желающая развиваться и реализоваться. Как замечает о себе молодой Ульрих, он хотел бы «жить гипотетически» [3, с.290]. Он знает, что способен стать кем-угодно, и это знание предохраняет его от серьезного отношения к собственным поступкам. Для Ульриха мир – большой исследовательский центр, где испытываются и заново создаются лучшие человеческие формы.
Знакомясь с другими персонажами, Ульрих сохраняет дистанцию по отношению к ним, лишь наблюдает и бездействует. Также он наделен слабой способностью к сопереживанию. Он равнодушен, «не чувствителен, когда дело касается других людей, и редко вникает в их положение, если не хочет использовать их для собственных целей» [1, с.184]. Например, когда он разговаривал с Диотимой, его ответы очень часто бывали такого рода: «Когда она говорила о красоте, он говорил о жировой ткани, которая поддерживает кожу. Когда она говорила о любви, он говорил о годичной кривой, указывающей на автоматическое увеличение и уменьшение рождаемости» [4, 323]. Ульрих считал себя способным к какой-то немаловажной цели, которую он еще не знал и надеялся узнать когда-нибудь, но он был уверен, что стоит на верном пути и не очень-то утруждал себя действиями.
Быть аморфной личностью — значит быть способным ко всему: к добродетели и пороку. У аморфных личностей, конечно, могут быть нравственные ценности, у них есть представления о добре и зле. Но проблема в том, что они плывут по течению, а те, кто ловит попутный ветер, не слишком-то дорожат своими так называемыми ценностями и убеждениями. Этим и опасны аморфные личности. Ульрих – это не только воплощение опасений Музиля, касавшихся внутренней бесформенности современного человека, но и попытка принять эту неизбежность в положительном ключе, извлечь из нее уроки для общества. Автор смело выдвинул больную для европейской жизни XX века проблему невозможности действия, показав героя, не принимающего ни одной из жизненных позиций. Текущая жизнь представляется читателям раздробленной на множество порядков без одного порядка. В понимании Музиля, аморфность — не только «человек без свойств», но и сам роман «без свойств»: структурная неоднородность, бессистемность, многоуровневость, множество авторских отступлений, философских идей.
«Человек без свойств» – роман, в котором практически нет действий, но зато дано видение причин создавшегося положения. Роман не просто расчленяет действительность на реальность и возможности, он заставляет ощутить неопределенную бесконечность этих возможностей. Общая пассивность персонажей в романе вызвана благоговением перед рациональностью. Автор иронично замечает, что «у великих душ есть потребность в законности» [4, с. 620].
Образ аморфного человека в романе сопровождается иронией автора. Этот образ с одной стороны несет черты всеобщего упадка, с другой стороны является жертвой предстоящей мировой катастрофы. Ситуация усугубляется тем, что сам герой всё это прекрасно осознает, но не пытается измениться и действовать, а проживает каждый день так, будто жизнь начнется лишь завтра.
Список литературы:
- Адлер А. Наука о характерах: Понять природу человека. М.: Академический проект, 2011. – 256 с.
- Гарин И.И. Век Джойса. М: ТЕРРА-Книжный клуб, 2002. — 848 с.
- Кацева Е. А. Роберт Музиль. Малая проза. Избранные произведения в 2-х томах. Том 2. М., 1999. – 464 с.
- Музиль Р. Человек без свойств / Роберт Музиль :[пер. с нем. С. Апт]. – Т. 1. – СПб.: Амфора, 2013. – 831 с.
- Рыков А.В. Искусство модернизма: основные принципы // Вестник Санкт-Петербургского университета, 2011. — Вып. 4. – С. 51-57.