Когда-то Ф.М. Достоевский написал: «Красота спасет мир».[1] Полагаем, что автор имел в виду внутреннюю красоту человека, которая способна изменить, преобразовать личность и наш мир в лучшую сторону. Эта фраза актуально звучит в наше время, когда современная молодежь ищет новые векторы трактовок понятий «внутренняя красота» и «внешняя красота». В свою очередь общество пытается сопрягать эти понятия с мироощущениями молодых граждан, и как результат рассматривать варианты воздействия молодежи на благополучие и безопасность нашей страны.
Внутренняя красота — это нравственное, всестороннее развитие личности, душевность, чуткость, доброта, глубина и многообразие чувств по отношению к окружающему миру. Все эти качества помогают человеку в потоке различной информации различать истину от лжи; видеть прекрасное и безобразное; понимать где добро, а где зло. Внутренняя красота – это одно из важнейших качеств человека, так как все поступки и дела в нашей жизни мы совершаем в соответствии с нашими внутренними, нравственными представлениями.
Исследуя историю человечества можно найти множество примеров того, как безнравственность общества губила целые империи и города. Это важное наблюдение отмечалось различными учеными и философами как главная причина многих бед и катастроф. Так, например, советский философ и известный ученый-палеонтолог И.А. Ефремов писал: «Все разрушения империй, государств и других политических организаций происходят через утерю нравственности».[2] Далее он отмечает, что такое разрушение носит характер саморазрушения. Саморазрушение, возникающее при отсутствии нравственных ориентиров — главная угроза государственной и общественной безопасности.
Современная молодежь, имеющая неограниченный доступ к информации различного рода, свободу в проявлении своих желаний, свободу слова, и не получившая при этом четких нравственных установок, становится особенно уязвимой при выборе своих решений или предпочтений. Поэтому главной задачей педагогического сообщества в наше время становится контролировать и укреплять духовное, нравственное развитие своих обучающихся. При этом полагаем, особое внимание следует уделять таким направлениям как: укрепление национального духа; развитие творческих способностей; сохранениеи уважение традиций; развитие культуры и мировоззрения.
Особое звучание приобретает эта задача в кадетском образовании. Нравственно-эстетическое воспитание обучающихся в кадетском училище осуществляется в объединениях дополнительного образования. Вместе с тем, по силе восприятия наиболее эффективным в становлении нравственно-эстетического идеала считаем художественную направленность дополнительного образования, в частности изобразительное искусство. Главная задача таких занятий – формировать у воспитанников чувство прекрасного, умение ценить искусство, любить культуру, иметь глубокое и осмысленное понимание красоты окружающего мира, развивать фантазию и воображение, научиться творить по законам красоты.
Важной задачей нравственно-эстетического развития является укрепление национального духа. Во время занятий изобразительным искусством такое развитие осуществляется преимущественно через копирование картин любимых мастеров, которое направлено на глубокое изучение культурного достояния страны, национальных традиций. Сила духа является основой государственной и общественной безопасности. Александр Роджерс, делясь мнением своих учителей, говорит: «Дух всегда побеждает технологию». [3] Подтверждение мы видим в различных исторических примерах, которые демонстрируют как дух народа, крепость нравов были выше преимущества боевой техники.
Развитие творческих способностей, творческого мышления на уроках изобразительного искусства – главная задача нравственно-эстетического воспитания, которая помогает формировать у воспитанников способность обдуманного действия, креативность, формулировать свою точку зрения, самостоятельно справляться с решением задач. Такое развитие проявляется через выполнение творческих заданий на различные темы, требующие мозгового штурма, самостоятельного оформления мыслей, умения через изображение передать представленную идею. К таким темам, как правило, относятся темы военно-исторических событий, национальных праздников, пейзажи родного края, свободные темы для самовыражения, плакаты, боевые листки.
Главная цель занятий изобразительным искусством – сделать искусство понятным, расширить мировоззрение воспитанников, сформировать глубину и многообразие чувств. Взаимосвязь процесса эстетического воспитания и развития мировоззрения личности подробно исследовалась различными учеными, что позволило им сформулировать конечную цель такого взаимодействия: «воспитание гуманиста – человека, богатого духовными интересами и запросами, интеллигентного в полном смысле этого слова… человека сердечного, отзывчивого, чуткого, способного жить, работать и творить по законам красоты, человека, способного к творческой деятельности в любой области жизни» [4, с. 10].
Многие ученые в своей исследовательской работе отмечают, что эстетическое воспитание является тем инструментом, который помогает формировать нравственные качества. Так, например, Г.А. Петрова в своих научных трудах пишет: «эстетическое воспитание – не самоцель, а одно из средств формирования мировоззрения человека, его нравственных качеств, его отношения к труду» [5, с. 3].
Конечно, важную роль в процессе формирования нравственно-эстетических ценностей играет сам педагог, который осуществляет целенаправленную деятельность эстетического преобразования учащихся. Он должен выступать примером, на который могли бы ориентироваться воспитанники. Подтверждение такого влияния обозначено в научной литературе: «Эстетическое воспитание – это педагогический процесс взаимодействия педагога и учащихся с целью развития эстетического отношения людей к действительности и искусству, эстетического сознания, способности творческой деятельности по законам красоты» [6, с. 5].
Таким образом, считаем, что нравственно-эстетическое воспитание – это основа общественной безопасности, которая проявляется через приобретение таких качеств личности как патриотизм, знание и уважение национальных традиций, честность, терпимость, порядочность, чувство чести и долга, трудолюбие, дисциплинированность, бережное отношение к культурному достоянию, уважение закона и человеческого достоинства [7].
Использованные источники:
- Достоевский Ф.М. Идиот: Роман- М.: Дрофа: Вече, 2002.- 688 с.
- Ссылка на on-line-журнал «Русский след в мировой истории» [Электронный ресурс].URL: http://ru-sled.ru/. (Дата обращения: 05.03.2019).
- Ссылка на on-line-журнал «Русский след в мировой истории» [Электронный ресурс].URL: http://ru-sled.ru/. (Дата обращения: 05.03.2019).
- Рождественский Б.П., Петрова Г.А., ШуртаковаТ.В., Игнатьева К.В. Эстетика в школе. – Казань: Изд-во Казан. ун-та, 1969. – 244 с.
- Петрова Г.А. Некоторые психологические предпосылки эстетического воспитания будущих учителей // Психолого-педагогические вопросы обучения и эстетическое воспитание / Науч. ред. Р.А. Низамов. – Казань: Изд-во Казан. Ун-та, 1973. –С. 45-90.
- Петрова Г. А., Королева Г. И., Мухаметзянова Г. В. Эстетическое воспитание в школе. – Казань: Изд-во Казан.ун-та, 1991. – 184 с.
- Бахчиева О.А. Основные аспекты профессиональной подготовки студентов педагогического профиля в контексте парадигмы духовно-нравственного воспитания. // Успехи современной науки и образования. — №12- Том 1. – г. Белгород, 2016.