ТЕХНОЛОГИЯ ОРАНЖЕВЫХ РЕВОЛЮЦИЙ

15 июня 8:36

Каждый век мир поражает какая-то новая опасность, трагедия как природного или экономического, так и социально-политического характера: эпидемия чумы в IV веке, мировые войны в XX веке и тд. К одной из самых основных и опасных глобальных проблем конца XX – начала XXI века стоит отнести «цветные революции».  Само понятие «цветная революция» возникло относительно недавно и получило широкую огласку после распада СССР в государствах, где остатки коммунизма вступали в противоречие с новой демократией и либерализмом.

По своему определению, сам термин «революция» носит разрушительный характер, так как она всегда направлена на свержение существующей власть, идеологии, устоев населения, а ее последствия сказываются на жизни граждан и кардинальных изменениях в ней. Однако «цветная революция» — понятие более сложное и многогранное, нежели обычная революция. Ее противоречивость и неоднозначность заключается в возможном участии и содействии других стран, отсутствии положительного эффекта, деконструктивной направленности и шаблонности. В связи с этим политологи до сих пор спорят о характере и сущности «цветных революций», вследствие чего поднимаются такие вопросы, как: «Из-за чего начинаются цветные революции?», «Почему они не дают ожидаемых результатов?», «Кому выгодны цветные революции?» и «Как они протекают?».  Ответы на эти вопросы можно рассмотреть на примерах известных и масштабных цветных революций, как «Бархатная революция» в Чехословакии, «Оранжевая революция» в Украине, «Пурпурная революция» в Ираке, «Болотная революция» в России и другие.

Рассуждая о «цветных революциях», стоит, прежде всего, детально рассмотреть, чем именно они отличаются от обычных революцией. Одним из таких явных различий «цветных революций»  является ненасильственный метод свержения власти. Если большевики для прихода к власти решили расстрелять царскую семью, а французы – повесить Марию-Антуанетту на гильотине, то «цветные революции» обычно ограничиваются протестами, акциями и забастовками в ответ на нечестные выборы или неудовлетворенностью их результатов. Конечно, в ходе «цветных революций» страдают и даже умирают люди, но сама концепция определенно отличается. Кроме того, «цветные революции» зачастую финансируются зарубежными организациями или даже государствами. Именно с ними связана технология «цветных революций». С этой чертой связано несколько теорий. Например, некоторые связывают тот факт, что «цветные революции» происходят только на Евразийском континенте, со скоплением ресурсом на этой части Земли и стремлением Американского континента и Британских островов завладеть ими. Другие же отрицают это предположение, оправдывая географическую концентрацию «цветных революций» с неустойчивым положением власти в этих странах и постоянной социальной напряженностью. Так или иначе, «цветные революции» в определенной степени спонсируются другими странами, по большей части одними и теми же.

«Директор Института политических исследований С. А. Марков акцентирует внимание на технологической природе «цветных революций», понимая под ними «новый тип политических технологий по смене политической власти»». Иными словами, технология «цветных революций» — это видоизмененные революции под влиянием НТП и в принципе развития человечества в целом во всех . Ее изменение заключается в как таковой отсутствии идеи, «симуляции» настоящих революций. Если Ф.М.Достоевский во второй половине XIX века определял революцию как «акт метафизического и религиозного, происходящего, прежде всего, в душе каждого человека», то есть процесс воодушевленный, нацеленный на осуществлении Идеи, то «цветные революции» конкретной идеологии либо не несут, либо пропагандируют либеральные и западные ценности. Также технология этих революций заключается в их шаблонности. Джин Шарп, американский общественный деятель, обозначил этапы их протекания. Сначала формируются антиправительственные движения, которые  в большинстве своем состоят из молодежи, уверенные в реальной возможности быстрого перехода к демократии. Затем начинаются акции, митинги, перерастающие в забастовки, бунт и беспорядки, и за счет этого происходит ненасильственное свержение власти. Самой стабильной и шаблонной в технологии «цветных революций» является их концовка – отсутствие каких-либо изменений, улучшений, удовлетворения требований населения. За последние 15 лет Украина пережила уже 2 «цветные революции»: «оранжевую революцию» в 2004 году и «революцию чести» в 2014. Недавно же Петр Порошенко ввел военное положение, ограничивающее конституционные права граждан, что может привести к очередной «цветной революции».

Стоит также отметить, что технология «цветных революций» является столь отточенной во многом благодаря действиям СМИ. Они играют важную роль в процессе «наращивания» оппозиционного движения, аргументируя, почему именно людям нужно выходить на митинги и акции. СМИ, как национальные, так и западные, то есть те которым выгодна «цветная революция», искусно показывают протекание забастовок и их причин с нужной стороны, и во многом поэтому какое-то событие или объединение небольшой группы людей в итоге приводит в митингам и забастовкам на территории всей страны. Интернет также играет значимую роль, так как многие лидеры призывают к участию в своих митингах через социальные сети, например Twitter или Facebook. Например, «жасминовая революция» в Тунисе началась с акта самосожжения уличного торговца на одной из центральных улиц страны из-за конфискации его товаров властями. В итоге эта революция продлилась больше года и привела к бегству президента, и во многом такую широкую известность она обрела за счет действий СМИ.

И главным вопросом, связанным с технологией «цветных революций», является участие и возможное содействие других государств, их выгода и стратегия. Мнения касательно данного вопроса обычно сходятся на имени Джин Шарп. «Мне поступил заказ написать книгу и рассказать, как свести на нет диктатуру, не используя силовые методы. Я описал 198 методов, как провести экономический бойкот и мирный протест. Это все должно применяться вместо насилия и войны. Например, один из методов – это атомизация, когда каждый человек становится индивидуумом в своем обществе, которое объединяется против тоталитаризма, становится одной семьей, понимает своих членов без слов» — слова американского философа и политолога и философа, который считается создателем технологии «оранжевых революций». Его стратегию доработало американское правительство и начало успешно применять во многих странах, приводя их в упадок и подводя к гражданской войне. Конечно, это спорные утверждения, и им нельзя однозначно верить или не верить, ведь мы имеем много за и против данной концепции. Однако остальное является очевидным: «оранжевые революции»  существуют, проводятся по определенной технологии и вряд ли исчезнут в скором времени.

 «Цветная революция» — процесс техничный, запрограммированный, но далеко не всегда приводящий к результатам, необходимым государствам-создателям и населению. Очень многое зависит от политических условий, менталитета населения и иных социальных, природных, экономических факторов. Это дает возможность влиять на «цветные революции» и в определенной степенью управлять ими, а также постараться избежать их чтобы не допустить множества жертв.

 

Список использованных источников

  1. В.Вердиханова – «Цветные революции: теории и технологии» (https://cyberleninka.ru/article/v/tsvetnye-revolyutsii-teorii-i-tehnologii)
  2. Джин Шарп – «Ненасильственная борьба – лучшее средство решения острых политических и этнических конфликтов» (https://web.archive.org/web/20060301162254/http://aeinstein.org/organizations/org/scannedPDFs/Nonviolent%20Struggle%20-%20A%20Better%20Means%20of%20Resolving%20Acute%20Poli.pdf)
  3. «”Цветные революции”: технологии, жертвы и результаты»//РИА новости [Электронный ресурс] (https://ria.ru/infografika/20141121/1034468823.html)
  4. «Мадсен о лицемерии США: 64 “цветные революции” говорят за себя»// РИА новости [Электронный ресурс] (https://ria.ru/world/20150308/1051500189.html?rubric=world)
  1. «СМИ России: противоядие от “цветных революций”»// BBC [Электронный ресурс] (https://www.bbc.com/russian/russia/2015/07/150717_rus_press)