Как считает Кожурова А.А., «только через прямое общение и личные контакты в поликультурной среде дети передают другим свой индивидуальный опыт. Чем больше разнообразных групп, активным участником которых становится индивид в процессе его жизни, тем больше у него возможностей для развития, приобретения разнообразных ценных человеческих качеств» [1, с.131].
В нашем наблюдении мы хотели бы рассмотреть социализацию младших школьников в условиях поликультурной среды в трех национальных школах разных районов Якутии. Села, где находятся школы, являются местом компактного проживания коренных малочисленных народов Севера (КМНС). Основным занятием населения является оленеводство. В рассмотренных поселениях примерно одинаковая численность населения — около 1000 человек.
На берегу Северного Ледовитого океана в субарктической природной зоне расположено село Андрюшкино Нижнеколымкого района, примерно в 450 км. к Северо-Востоку от центра района поселка Черский. Летом в село можно добраться только на вертолете, а зимой — по зимнику, поэтому место, считается одним из самых труднодоступных. Село Андрюшкино является местом компактного проживания КМНС – юкагиров и эвенов. В селе основное занятие населения — оленеводство, охотпромысел, рыболовство. Так сложилось исторически, что в данном районе проживает полиэтнический состав населения эвены, юкагиры, чукчи, якуты, русские, долгане, ненцы, что не могло не отразиться на особенностях Андрюшкинской национальной средней общеобразовательной школы (АНСОШ). В 2001 году школа получила статус «Республиканская экспериментальная площадка МО РС (Я)», школой коренных малочисленных народов Севера. Педагогами АНСОШ ведется процесс создания авторских программ по родным языкам. Проводится работа над букварем юкагирского языка и созданием тематических словарей эвенов и юкагиров Нижнеколымского района. Разрабатывается электронное учебное пособие «Животный мир тундры» на юкагирском, эвенском и якутском языках; учебное пособие «Юкагирский колокольчик» по юкагирскому языку для младших школьников. В школе изучают пять языков: русский, юкагирский, эвенский, якутский и английский. В 2018-2019 учебном году в школе обучается 120 детей.
При посещении поселка нами сразу был отмечен интерес к приезжим людям. Взрослые и дети здоровались на улице, легко вступали в беседу, благодарили за приезд, приглашали ещё посетить их поселок. Даже детям начальной школы не составляло труда найти тему для беседы с нами, с любовью они рассказывали о своей родине, о природе родного края, интересовались нашими впечатлениями. Стоит заметить, что и дети, кочующие со своими родителями в тундре, также проявляли живой интерес к общению с нами, делились своими наблюдениями о жизни в тундре, своими приключениями. Когда мы убирали подъезд в доме, где остановились, то проходившие мимо школьники благодарили нас за то, что убираем в их подъезде. Все это произвело на нас очень приятное впечатление. Таким образом, здесь можно констатировать выводы из исследований Шалумовой Р.Н. о том, что «межэтническая среда дает ребенку больше возможностей для приобретения знаний об особенностях своей и других этнических групп, формирует коммуникативные навыки и опыт взаимодействия с представителями иных этносов. Моноэтническая среда сужает возможности для культурного осознания традиций других народов и собственных этнических и культурных достижений. Полиэтническая образовательная среда создает условия для формирования основных качеств поликультурной личности» [2, с.33].
Село Тополиное Томпонского района является местом компактного проживания КМНС – Томпонских эвенов. Расположено село в горной местности Верхоянского хребта. Высота гор в отдельных местах достигают 2400 метров над уровнем моря. Основное занятие населения – оленеводство. В село Тополиное ведёт круглогодичная дорога республиканского значения «Яна», которая извилистым серпантином проходит по отвесным обрывам Верхоянских гор. Данную дорогу строили узники «ЯНСТРОЙ», которая должна была обеспечить выход к побережью Северного Ледовитого океана. По всей трассе, а это около 200 км, до сих пор можно встретить бараки ГУЛАГа 50-х годов прошлого столетия, да и на самой территории с. Тополиное находился лагерь с численностью заключённых в 1500 человек. Заключённых ГУЛАГа заставляли не только прокладывать Янскую дорогу, но и добывать горный хрусталь в руднике неподалеку. Местное население до сих пор бережно хранит каждую страничку о родных местах и печальную память о лагерях ГУЛАГа. В селе есть музей, в котором представлена правдивая информация об истории этих мест. Оказавшись в этих краях, нами сразу был отмечен факт, что местные люди очень добрые, отзывчивые, гостеприимные и очень дружелюбные. Нас постоянно приглашали в гости, общались с нами.
В Тополинской школе обучающихся на 2018-2019 год – 155 человек, начальное звено – 71 человек. В школе изучается «Родной (эвенский) язык и литература», «Чтение» с 1-7 класс как учебный предмет, а в старших классах изучение родного языка и литературы (эвенский) организовано за счёт учебного времени, отведённого на изучение часов регионального компонента. Младшие школьники достаточно общительные, легко вступают в контакт с приезжими людьми, но если сравнить их с детьми с. Андрюшкино, то можно заметить, что школьники с. Андрюшкино более легко принимают людей разных национальностей, готовы рассказывать о культурных традициях разных наций, проживающих у них в селе. Пожилые оленеводы Нижнеколымского района знают по 4-5 языков окружающих их народов, среди которых кочуют.
Село Себян-Кюель Кобяйского района – место компактного проживания эвенов (Ламынхинский национальный наслег), расположено в Верхоянских горах. Основное занятие – оленеводство. Добраться до районного центра п. Сангар с конца декабря по апрель месяцы можно только автозимником, а это 578 км, в основном ледовой дороги, большая часть которой — сплошные наледи. В летнее время добраться до Себян-Кюеля можно на самолете АН-2 и вертолетом МИ-8, сообщение наземным транспортом вообще отсутствует. Основные продукты питания и необходимые грузы в село Себян-Кюель доставляются автозимником. Труднодоступное расположение села отрицательно сказывается на социально-экономическом развитии наслега. В школе преподается родной (эвенский) язык в качестве обязательного предмета с 1- 11 классах. В 2018-2019 учебном году в школе обучается 159 человек, 95% детей – эвенов, 100% школьников изучают эвенский язык. Учителями эвенского языка разрабатываются учебно-методические пособия по родному языку. Труднодоступность поселка создает моноэтническую среду обитания. Себян-Кюельская школа является Центром сохранения и развития эвенского языка по Республике Саха (Якутия).
Анализ наблюдений позволяет установить, что в полиэтнической образовательной среде каждый участник образовательного процесса, будь то учитель или обучающийся, вносит свой национальный колорит, культуру, традиции во взаимодействие с окружающими субъектами. И как считает Шалумова Р.Н., «чем активнее участники взаимодействует со средой, тем успешнее и активнее осуществляется развитие личности в целом и ее поликультурных качеств, в частности» [2, с.46].
Литература
- Кожурова А.А., Шергина Т.А. Воспитание младших школьников в поликультурной среде: учебное пособие. – Якутск: Издательский дом СВФУ, 2016. – 208 с.
- Шалумова Р.Н. Воспитание поликультурной личности младшего школьника в полиэтнической образовательной среде. Диссертация кандидата педагогических наук. Майкоп, 2018.
References
- Kourova, A. A. the Education of younger schoolchildren in polycultural environment: study guide / A. A. Kourova, T. A. Shergina. – Yakutsk: Publishing house NEFU, 2016. — 208 p.
- Shalumova R. N. Education of the polycultural personality of younger schoolboys in the polyethnic educational environment [In the manuscript], Maikop, 2018. — 164s.
© А.А. Кожурова, О.В. Буряк, 2018