Внедрение личностно-ориентированного подхода в педагогическую теорию и практику выдвигают актуальность персонифицированной систему обучения, в том числе при повышении квалификации педагогов. В рамках персонифицированного подхода возможна организации эффективного непрерывного образования педагогических кадров образовательной организации.
Опыт разработки и внедрения персонифицированных программа повышения квалификации осуществлялся на базе Муниципального казенного дошкольного образовательного учреждения «Детский сад № 5» Еманжелинского муниципального района Челябинской области.
При разработке программа использованы следующие подходы:
- Первым использованным подходом стал системный. Данный подход является универсальным и применяется в различных областях научного исследования. Данный подход предполагает рассмотрении объекта исследования как системы, обладающей внутренними связями.
- Вторым подходом является личностно-деятельностный. В современной практике понимание данного подхода основывается на том обстоятельстве, что в качестве субъекта образовательного процесса выступает не только педагоги, но воспитанники.
- Основным подходом является персонифицированный. Понимание данного подхода при организации повышения квалификации педагогов основано на учете индивидуальных потребностей педагогов, а также реализацию одновременного социального и профессионального совершенствования и развития педагогических работников [1].
Для реализации проекта необходимо привлечение следующих видов ресурсов:
— Организационные
— кадровые
— ресурсные
В ходе реализации проекта задействованы следующие внутренние процессы управления:
- Организация процесса управления для выявления трудностей и потребностей педагогов дошкольной образовательной организации.
- Проведение маркетинговых исследований в сфере предоставления образовательных услуг в рамках повышения квалификации
- Организация управления процессом разработки персональной программы в соответствии с выявленными проблемами и актуальными предложениями на рынке образовательных услуг.
- Организация управления процессом внедрения персонифицированных программ непрерывного образования в учебной среде.
- Мониторинг эффективности внедрения персонифицированных программ.
В качестве показателей эффективности внедрения модели выбраны
- Повышение эмоционального состояния педагогов (Снижение уровня эмоционального выгорания)
- Повышение уровня профессионализма
- Высокие результаты деятельности педагогов в ОО
Первым этапом разработки программ стала диагностика педагогического коллектива по следующим направлениям:
1.Диагностика профессиональной теоретической подготовленности к педагогической деятельности воспитателя ДОУ.
- Оценивание профессиональной компетентности воспитателей ДОУ, осуществляющего инновационную деятельность.
3.Оценка потребностей педагогов в развитии (на основе программы Н.В. Немовой).
Полученные результаты легли в основу проведения дальнейшей работы.
В ходе реализации проекта разработаны 9 персонифицированных программ.
Персонифицированные программы разрабатываются в соответствии с требованиями к содержанию и структуре персонифицированных программ для педагогических работников в области дошкольного образования.
Персонифицированная программа включает в себя как внешнюю систему последипломного образования (профессиональное обучение без отрыва от производства в учебных заведениях), так и внутрифирменное последипломное обучение через систему методической работы учебного заведения.
Срок реализации персонифицированной программы – 3 года.
Содержание программ включает следующие пункты:
- Пояснительная записка
- Результаты мониторинга профессиональной деятельности педагога
- Оценивание уровня профессиональной компетентности педагога ДОУ, осуществляющего инновационную деятельность
- Оценка потребностей воспитателя в развитии (на основе программы Н.В. Немовой)
- Итоги мониторинга профессиональной деятельности
- График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования
- План самообразовательной деятельности
В каждой персонифицированной программе подробно расписаны итоги диагностики профессионализма педагогов.
На основе проведения диагностики подведены мониторинга профессиональной деятельности.
Таблица 1 – Итоги мониторинга профессиональной деятельности
Направления профессиональной деятельности |
Уровень выраженности |
рекомендации |
Состояние профессиональной компетентности как основание построения личностно ориентированного повышения квалификации |
Пятый уровень |
Обобщение позитивного опыта педагогической деятельности с детьми дошкольного возраста |
Профессиональная компетентность педагога групп детей дошкольного возраста, осуществляющего инновационную деятельность |
Четвертый уровень |
Овладение инновационными методами развития детей дошкольного возраста |
Профессиональная теоретическая подготовленность к педагогической деятельности в группах детей дошкольного возраста
|
Четвертый уровень |
Познакомиться с современными нормативно-правовыми документами в сфере дошкольного образования (ФЗ-273. ФГОС ДО) |
Далее приводятся персональные рекомендации.
После выявления затруднений в профессиональной деятельности и уровня профессионализма разрабатывается график повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования согласно индивидуальным потребностям (таблица 2).
Следующим этапом стало составление плана самообразования для каждого педагога. В данном плане отражаются сроки, тема самообразования, этапы и даны персональные рекомендации.
Таблица 2 – График повышения квалификации в образовательных организациях дополнительного профессионального образования
№ п/п |
Наименование организации |
Образовательная программа |
Сроки |
Подтверждающий документ |
1 |
ГБУ ДПО ЧИППКРО |
Педагогическая деятельность в условиях введения федерального образовательного стандарта дошкольного образования |
2015 |
документ установленного образца (удостоверение) на 72 часа |
2 |
БУВО Х-М ав. О-Югры «СГУ». Региональный методический центр ДПО |
Современные педагогические технологии развития детей в условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования |
2015 |
документ установленного образца (удостоверение) на 72 часа |
3 |
Интерактивный педагогический портал ООО «Мерсибо» |
Вебинар «Использование интерактивного материала в работе над лексическими темами» |
2018 |
сертификат на 3 часа |
4 |
То же |
Вебинар «Развитие высших психических функций с помощью игры как база для успешного развития речи у детей с ОВЗ» |
2018 |
сертификат на 3 часа |
5 |
То же |
Вебинар «Формирование готовности к обучению чтению у детей с ОВЗ с помощью интерактивных и настольных игр» |
2018 |
сертификат на 3 часа |
6 |
То же |
Вебинар «Разработка индивидуального образовательного маршрута для аттестации специалиста коррекционного профиля» |
2018 |
сертификат на 2 часа |
7 |
То же |
Вебинар «Комплекс компьютерных игр и упражнений для детей с ЗПР и ТНР как ресурс образовательной среды» |
2018 |
сертификат на 3 часа |
8 |
То же |
Вебинар «Интерактивные методы активизации речи у детей с задержкой речевого и психического развития» |
2019 |
сертификат на 3 часа |
Внедрение персонифицированных программ производилось в 2018-2019 гг. в рамках методической работы ДОУ.
Ответственным за внедрение проекта стал старший воспитатель ДОУ.
Таблица 3 – Фрагмент плана самообразования
№ |
Срок |
Проблема / тема |
Этап самообразования |
Рекомендации |
1 |
2019-2020 |
Инно-вационные средства обучения детей дошколь-ного возраста |
Изучение Федерального Закона «Об образовании в Российской Федерации» Изучение ФГОС . |
Подготовка извлечений из нормативно-правовых документов об инновационной деятельности в сфере образования |
Изучение программы «Наш дом — Южный Урал» Изучение статьи «Реализация программно-методического комплекса «Наш дом-Южный Урал» в образовательном процессе дошкольной организации http://dovosp.ru/wp-content/uploads/2016/11/1-8.pdf Изучение статьи «Возрастные особенности развития детей 6-7 лет с ЗПР» https://урок.рф/library/osobennosti_razvitiya_detej_s_zaderzhkoj_psihicheskog_195012.html |
Подготовка извлечений из программы «Наш дом — Южный Урал»
Подготовка информации для родителей на тему «Особенности развития детей с задержкой психического развития 6-7 лет»
|
|||
Семинар-практикум в ДОУ «Образовательные области в программе Наш дом –Южный Урал» Вебинар «Региональный компонент в структуре образовательной программы» http://tc-sfera.ru/posts/itogi-vebinara-regionalnyy-komponent-v-strukture-obrazovatelnoy-programmy
|
Планирование и реализация проекта для детей 6-7 лет с ЗПР «К истокам народной культуры через ознакомление детей с русским фольклором»
Организация и проведение круглого стола по теме «Роль фольклора в развитии детей дошкольного возраста»
Организация сотрудничества с родителями в наполнении Патриотического уголка Обогащение предметно – пространственной среды группы: Оформление зоны по региональному компоненту; Обогащение дидактическим материалом; Разработка картотек «Пословицы и поговорок», «Загадки», «Заклички» по программе «Наш дом-Южный Урал». |
|||
|
Презентация проекта на РМО Трансляция проекта на сайте ДОУ |
|||
Модульный курс «Технология написания научной статьи» |
Написание статьи «К истокам народной культуры через ознакомление детей с русским фольклором» |
При введении персонифицированных программ повышения квалификации педагогов ДОУ в качестве целевых ориентиров было установлено следующее:
- Внедрение модели организации повышения квалификации педагогического коллектива дошкольной образовательной организации, которое носит непрерывный и персонифицированный характер и учитывает потребности каждого педагога.
- Обеспечение оптимальности условий при проведении повышения квалификации педагогов, обеспечение потребностей педагогов в приобретении теоретических знаний и практических навыков, посредством формирования индивидуального образовательного маршрута. что в конечном счете способствует формированию высокого уровня профессионализма.
Предполагается, что после завершения сроков действия персонифицированной программы педагоги покажут заметное повышение уровня профессионализма, а также повысят результаты педагогической деятельности.
Список использованных источников
- Афанасьев, В.В. Персонифицированное дополнительное профессиональное образование: модель, стратегия проектирования программ повышения квалификации / В.В. Афанасьев, С.М. Куницына, В.В. Лебедев // Вестник Московского университета. Серия 20. Педагогическое образование. –2017. – №1.
- Джахбаров, М.А. Моделирование персонифицированной программы повышения квалификации учителя / М.А. Джахбаров, Л.Н. Харченко //Новая наука: от идеи к результату. – 2017. – №3. – С.42-46.
- Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение / Под ред. Л.М. Митиной. – М.: Издательский центр «Академия», 2017. – 336 с.