ПРОБЛЕМЫ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ ЗАЩИТЫ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

17 июня 10:03

Научный руководитель: Колесник Вероника Вячеславовна
д.ю.н., профессор

кафедры гражданского права
Ростовского филиала ФГБОУВО «РГУП»

 

Многие экономические реформы, начавшиеся в конце 80-х и начале 90-х годов, создали фундаментальную основу норм гражданского кодекса и сформировали отдельный от российского законодательства институт по защите прав потребителей в связи с насыщенностью рынка товаров и услуг.

Наше национальное законодательство расширило гарантии прав потребителей, способствовало развитию рыночной экономики и распространило конкуренцию между участниками рынка, создав отдельную систему гражданского права, которое учитывает все необходимые гражданско-правовые аспекты, такие как права и интересы потребителей, являющимися основными участниками рынка товаров и услуг.

Созданный институт защиты прав потребителей является главным институтом в этой области, а также нашим правительством, которое оказывает огромное влияние, приводя к тому, что обществу должно быть обеспечено высокое качество жизни, благодаря рыночным отношениям и созданию новой государственной политики.

Результатом такой большой работы стал принятый Закон № 2300-1 «О защите прав потребителей» 7 февраля 1992 года. В науке гражданского права было проведено множество исследований и научных работ, посвященных теоретическим и практическим проблемам защиты прав потребителей. В результате формирования института защиты прав потребителей были заложены основы и правила, созданные в дореволюционную эпоху.

Попытки усовершенствовать эти системы предпринимались и на советском этапе. В ходе изучения законов дореволюционной эпохи я пришел к выводу, что нормы гражданского права в то время не имели широкого применения в области защиты прав потребителя (покупателя), и в то время понятия качества товара и ответственности продавца не было сформировано.

Проще говоря, такие сферы были широко используемыми и, по сути, формальными. Только развитие таких гражданско-правовых отношений привело к появлению специальных законодательных норм с юридическим и общим содержанием.

В процессе совершенствования сферы защиты прав потребителей было введено понятие ответственности продавцов за качество товаров, что нашло отражение в законодательном и торговом уставе Российской империи. Ряд законов, защищающих интересы покупателей, отражен в других правовых источниках. Несоответствие качества продукции и сокрытие недостатков, а также недобросовестность продавцов, вводивших покупателей в заблуждение, стали развитием области защиты прав потребителей. Покупатель, который имеет право требовать компенсации понесенных расходов, обращается в суд за компенсацией.

Сравнивая Советский Гражданский кодекс 1922 года с Советским Гражданским кодексом 1964 года, можно прийти к выводу, что последний кодекс несколько улучшил положение потребителей. Покупатель может потребовать возмещения расходов, связанных с дефектами товаров или услуг, или потребовать их устранения.

Однако в Советском Гражданском кодексе 1964 года имелись пробелы и несоответствия между определенными веществами и основаниями, которые официально охранялись гражданским законодательством и, с другой стороны, причиняли серьезный вред потребителям, которые были зависимы от своих контрагентов. Кроме того, увеличение количества законов, издаваемых Министерством торговли СССР, привело к принятию различных правил торговли, игнорирующих интересы самого покупателя и усугубляющих положение потребителей.

Согласно исследованиям советского гражданского права, основной проблемой было отсутствие гражданско-правовых механизмов защиты прав потребителей, поскольку в этом контексте все основные идеи основаны на марксистско-ленинской идеологии, а не на поиске эффективных механизмов гражданского права.

Особенностью становления области защиты прав потребителей и регулирование гражданско-правовых отношений в сфере товарооборота была поддержка Конституции СССР, введение новых законов и подзаконных актов в области гражданской торговли, улучшение контроля качества товаров, повышение ответственности продавцов, исполнителей и организаций, применение штрафных санкций, создание общесоюзного закона о защите прав потребителей.

Государство не могло структурировать и эффективно принимать меры на активно развивающемся рынке товаров и услуг из-за недостаточного практического опыта в осуществлении защиты прав потребителей. Граждане образовывали стихийные рынки, где вели торговлю без надлежащего образования, опыта и правовых знаний. Такие представители «нового рынка», ссылаясь на отмену всех правил торговли, которые тогда существовали, не выполняли законные требования потребителей. Например, возврат средств из-за дефектов или некачественных товаров производился исходя из покупной цены, независимо от инфляции.

Эти факты и наказание нарушителей, а также постоянные жалобы покупателей побудили советское правительство принять меры по созданию эффективной комплексной гражданско-правовой системы в условиях рыночной экономики, что привело к принятию советского закона «О защите прав потребителей» от 22 мая 1991 года. Такой закон был первым актом высшей юридической силы, созданным в СССР, который непосредственно регулировал предусмотренный гражданским кодексом механизм защиты прав и интегрировал все основные права и права потребителей в сфере рыночной экономики.

Закон «О защите прав потребителей», принятый в СССР в 1991 г., стал одним из важнейших актов гражданского законодательства. В его структуру входили дополнительные права, такие как компенсация морального вреда, причиненного подрядчиком при нарушении своих обязательств.

Закон был новым в области защиты прав потребителей в Советском Союзе, но тем не менее полностью реструктурировал отдельные механизмы, которые фактически не применялись законодательством и законодательными актами.

В 1992 году рынок потребительских товаров и услуг, который фактически рухнул в конце 1991 года, постепенно начал восстанавливаться и функционировать. Однако стоит отметить, что изменения на рынке сосредоточены не на качестве, а на самом его исполнении. На рынке появилась некачественная и дешевая зарубежная продукция. Многие граждане, совершенно не осведомленные о правах потребителей, не обращались в суд за их защитой. Однако, принятие Закона Российской Федерации 23001-1 «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года существенно изменило ситуацию.

Поддержка государственной политики в этой области позволила создать правовую структуру и обеспечить защиту прав потребителей. Создание и интеграция всего механизма гражданского законодательства по защите прав потребителей и обеспечению исполнения этого закона, интеграция основных прав потребителей, сделали этот законопроект одним из наиболее применяемых и важных законов Российской Федерации.

Этот поддерживаемый правительством подход коренным образом изменил состояние рынка товаров и услуг. Были определены правовые нормы, касающиеся коммерческой деятельности, свобода продавца была ограничена законом, был определен метод сбора пошлин и сборов за ведение бизнеса, и самое главное, было определено место торговли. Были введены обязательные рекламные щиты с указанием формы организации и деятельности, а также проведен контроль качества товаров и услуг и определена ответственность продавцов и исполнителей. Кроме того, для регулирования частной торговли на некоторые товары были введены обязательные лицензии с акцизными налогами на торговлю потребительскими и непродовольственными товарами.

Эти меры были приняты для обеспечения отсутствия спекулятивного спроса на рынке товаров и услуг и по защите интересов самих покупателей. Поэтому меры, принятые правительством, свелись к созданию единого направления развития и отдельного межотраслевого института по защите прав потребителей.

Принятый закон заложил основу для защиты прав потребителей, усиления социальных гарантий гражданских прав, повышения ответственности контрагентов, усиления контроля качества товаров и услуг, формируя положительную тенденцию. Закон о защите прав потребителей непосредственно отразил потребность граждан и общества в регулировании и установлении единой структуры гражданско-правовых отношений в экономическом плане, а также оказал большое влияние на социально-экономическое развитие нашей страны.

Институт защиты прав потребителей объединяет нормы частного и публичного права на основе структуры гражданского кодекса, конституции, норм уголовного и административного права для регулирования публичности, возникающей в процессе производства и реализации товаров, формируя их, главным образом, по характеру правоотношений.

Защита прав потребителей — это межотраслевая концепция, которая вошла как в юридические термины, так и в политический и социальный словарь. Эта сфера используется в различных областях права.

Законодательный орган широко использует термин «защита прав потребителей» в своих нормативных актах, чтобы обеспечить соблюдение требований и расширить сферу своего влияния. Данная концепция представляет собой сочетание публичных и частноправовых механизмов, которые помогают грамотно обеспечивать защиту граждан на рынке товаров и услуг для обеспечения интересов государства и общества.

Целью создания концепции защиты прав потребителей является создание благоприятной среды и удовлетворение потребностей юридических лиц. Это явление является элементом социального развития в интегрированной структуре гражданского права, поэтому ученые уделяют этому вопросу большое внимание.

 

Список использованной литературы:

  1. Аликперова, Н. В. Потребительские практики: современные реалии и глобальные тренды: монография / Н. В. Аликперова. – М: Прометей, 2019 –
  2. Баранов, С. Ю. Гражданско-правовые средства охраны прав потребителей : монография / С. Ю. Баранов. – М.: Статут, 2018 – 159 с.
  3. Волынский, А. Ф. Юридическая защита прав и законных интересов потребителей товаров и услуг: особенности современной парадигмы :учебно-практическое пособие / А. Ф. Волынский, В. А. Прорвич. – М.: Норма: НИЦ ИНФРА-М, 2019 – 256 с.
  4. Гуляева, И. Н. Защита прав потребителей в вопросах и ответах: типовые ситуации и примеры / И. Н. Гуляева. – М.: Омега-Л, 2019 – 767 c.
  5. Смирнова, В. А. Защита прав потребителей / В. А. Смирнова. – М.:Питер, 2019 – 286 c.
  6. Соловьев, В. Н. Гражданско-правовые способы защиты права собственности на недвижимость: научно-практическое пособие / В. Н. Соловьев. – М.: Юрайт, 2019 – 276 c.
  7. Ткачев, В. Н. Защита прав потребителей в РФ / В. Н. Ткачев. – М.: Норма, 2018 – 416 c.
  8. Фахретдинова, А. Р. Судебная защита прав потребителей: проблемы теории и практики / А. Р. Фахретдинова. – Уфа: ИСРУ, 2020 – 186 с.