В условиях современной системы образования перед учителем возникают новые задачи, для решения которых ему приходится сменить приоритеты в своей деятельности. В связи с этим педагог XXI в. стремится не просто научить своему предмету, а создать необходимые условия для самостоятельной работы ученика.
Важным моментом в создании подобных условий является формирование в обучающихся информационно-коммуникативной компетенции. Для выполнения данной задачи широко используется система ЦОР. В понятие информационно-коммуникативной компетенции входит:
- Развитие поисковых навыков
- Умение систематизировать историческую информацию
- Участие в дискуссиях, формирование собственной позиции (с учетом полученной информации), способность аргументировать ее с применением исторических источников
- Умение представить результаты свое работы
- Активное применение коммуникационных технологий и ЦОР
ЦОР может оказать значительную помощь ученику при освоении материала на уроке истории. Так, учитель может использовать ЦОР для придания наглядности изучаемому материалу, например, запустив на компьютере виртуальную экскурсию по музею. Помимо этого ЦОР содержит в себе большое количество оцифрованного исторического материала, которым учитель может дополнить информацию из учебника. Так, сайт «Хронос. Всемирная история в интернете» располагает большим количеством исторических статей, биографий, оцифрованных источников. В сфере ЦОР можно выделить наиболее крупные и популярные его формы:
- Библиотеки
- Музеи
- Труды историков (авторские лекции и сайты)
- Периодические издания
- Виртуальные энциклопедии
- Коллекции методических разработок
Электронные библиотеки дают возможность ученику читать не доступную в школьной среде специальную литературу или источники, что существенно повышает круг используемого материала, благотворно сказываясь на общем качестве получаемого образования. Так, На сайте «Милитера» собрана обширная коллекция материала относящегося к военной истории. Находящаяся на сайте информация представлена в виде архивных документов, мемуаров, биографий, статей и книг с указанием первоисточника.
Применение функции виртуального музея раскрывает большие возможности в сфере интерактивного исторического образования. После визуального ознакомления с экспонатом учитель может привести о нем историческую справку, дать ученикам дополнительные вопросы и задания по изученному материалу.
Сеть интернет в большом количестве располагает различными курсами лекций по истории. Применение их фрагментов активно используется в образовательной среде. Самым большим по объему информации подобным ресурсом является «Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов» (http://school-collection.edu.ru). На нем можно найти разработанные модели проведения урока истории с включением дополнительного материала: иллюстраций, видео фрагментов и исторических источников.
Оцифрованные версии периодических изданий также являются важной составляющей ЦОР. Их использование позволяет сэкономить средства на покупке физического издания. Помимо этого, в сети интернет можно найти выпуски из наиболее старых тиражей, а некоторые газеты и журналы и вовсе публикуются только в цифровом виде.
Виртуальные энциклопедии позволяет ученику в оперативной форме получить ответ практически к любому вопросу. Большую популярность обрела платформа «Википедия», которая на данный момент считается наиболее полной энциклопедией по своему охвату и количеству представленной информации. В связи с тем, что в июле 2022 г. Роскомнадзор обязал помечать «Википедию» как нарушителя законов России возникла потребность в отечественном аналоге. Им стал сайт «Руниверсиалис».
На уроке истории важно не только дать биографическую справку о конкретной личности, но и показать ее место в исторической эпохе или событии. Использование ЦОР помогает интегрировать в образовательный процесс мультимедийный материал, что приводит к более быстрому усвоению учениками информации. Материал, набранный из ЦОР, можно применять на разных этапах урока. Так, можно предоставить его ученикам для использования в их исследовательских и творческих проектах.
Применение аудио- и видеоматериала позволяет сделать урок более интересным и живым. Характерным примером использования аудиоматериала на уроке истории является включение ученикам записи обращения Ю. Левитана о начале Великой Отечественной войны. В сфере видео-контента популярной платформой является «videourok». На данном сайте размещено множество сюжетов по разным историческим периодам.
Из-за ограниченного доступа к сети интернет, наибольшее внимание в образовательном процессе с применением ЦОР уделяется презентациям. Использование их учителем позволяет привнести наглядность в материал, а также активизировать познавательную деятельность обучающихся, повышая их мотивацию к изучению предмета. К созданию презентаций активно привлекаются обучающиеся. Данный вид деятельности стимулирует в ученике творческую деятельность, ведь он имеет возможность самостоятельно выбрать форму представления своего материала.
На сегодняшний день процесс цифровизации образования в России ускоряет свой ход. Все чаще возникают новые ЦОР, развивается техническая оснащенность школ и совершенствуется взаимодействие с цифровой средой. Ведущими проектами в сфере цифрового образования в России являются платформы «Российская электронная школа» и «ЯКласс».
Таким образом, ЦОР занимает важное место в современном образовательном процессе, ведь именно с его помощью учитель может преподнести информацию в более увлекательной и интерактивной форме. Информационные технологии дают возможность внедрить в урок истории мультимедийный материал, столь необходимый для более глубокого понимания учеником изучаемой темы. Использование ЦОР привносит наглядность, развивает навыки самостоятельной работы обучающихся и их умение обрабатывать и систематизировать полученную информацию.
Список литературы
- Байчура О. Н. Организация работы с цифровыми образовательными ресурсами в электронных маршрутных картах на уроках истории // Использование информационно-коммуникационных технологий в современной системе образования: сборник науч. статей и докладов. — Владивосток: Дальневосточный федеральный университет, 2017. — С. 12 — 15.
- Дорожкина Н. И. Современный урок истории. 5-11 классы / Н. И. Дорожкина. — Москва: ВАКО, 2017. — 288 с.
- Студеникин М. Т. Современные технологии преподавания истории в школе / М. Т. Студеникин. – Москва: Владос, 2007. — 227 с.
- Фришман И. И. Интеграция и компьютеризация на уроках истории // Преподавание истории в школе. — 2006. — № 4. — С. 25.
- Чернов А.В. Использование информационных технологий в преподавании истории и обществознания // Преподавание истории в школе. — 2001. — № 8. — С. 41 — 41
- ЯКласс: цифровой образовательный ресурс для школ. URL: https://www.yaklass.ru (Дата обращения 14.11.2022)