Правовая культура субъектов АПК

5 июня 11:34

Субъектом сельскохозяйственной деятельности являются производители сельскохозяйственной продукции, то есть аграрии, и прочие предприниматели занятые в это сфере, к которым относятся как индивидуальные предприниматели, так и организации

сельхозтоваропроизводители, их первичная продукция и последующая (промышленная) переработка в соответствии с перечнем и реализацией данной продукции, утвержденным Правительством Российской Федерации, при условии, что доля доходов от реализации товаров (работ, услуг) в доходах фермеров за календарный год составляет не менее 70% [1].

Производители сельскохозяйственной продукции осуществляют предпринимательскую деятельность в форме товариществ и хозяйственных обществ, производственных кооперативов и государственных унитарных предприятий, как правило подобные объединения, кооперативы оказываются эффективны ввиду уменьшение себестоимости на отдельные задачи, упрощается логистика, коммуницирование. Физические лица, выступающие в качестве субъектов сельскохозяйственной деятельности, осуществляют ее в форме личного ведения сельского хозяйства. К субъектам сельскохозяйственной деятельности относятся также некоммерческие организации, крестьянские (сельскохозяйственные) хозяйства и сельскохозяйственные потребительские кооперативы, которые осуществляют свою деятельность в области продаж, переработки, обслуживания, снабжения, животноводства и садоводства.

В современных условиях деятельность государства направлена на создание благоприятных условий для развития агропромышленного комплекса России, это финансовая поддержка фермеров, обеспечение всего населения безопасной, экологически чистой сельскохозяйственной продукцией, это связано с исторически важным местом АПК в экономике, роль которого сегодня незаслуженно снижена. Важную роль имеет и развитие отечественного конкурентоспособного аграрного сектора, в том числе для борьбы с технологически развитыми зарубежными представителями. Эти задачи актуальны и закреплены в концепции государственной аграрноправовой политики России, в развитии которой важную роль играют работники сельского хозяйства.[4]

Качественное состояние финансово-правовой культуры обусловлено появлением новых условий и требований в аграрном секторе экономики. Поэтому финансово-правовая культура сельскохозяйственных производителей является ценностно-правовой характеристикой деятельности (и ее результатов), осуществляемой участниками правовых отношений по реализации прав и законных интересов экономики в аграрно-промышленном комплексе страны с использованием экономических, финансовых, налоговых, торговых и других организационно-административных инструментов.[3]

Государственно-правовое регулирование сельскохозяйственной деятельности представляет собой комплекс экономических и правовых мер, направленных на целенаправленное воздействие государства на сельскохозяйственные отношения. Суть государственного регулирования заключается в принятии нормативных правовых актов, организации, деятельности и определении юрисдикции системы государственных органов в сфере агропромышленного комплекса.[1]

В современных рыночных условиях государство регулирует наиболее рациональное использование сельскохозяйственных земель, равенство всех форм экономики и собственности, гарантирует развитие предпринимательства, производство качественной и необходимой продукции. Особенно важным механизмом регулирования является демонополизация сельскохозяйственной промышленности, которая будет способствовать конкурентоспособным ценам на сельскохозяйственную продукцию. Государство также может использовать экономические рычаги, такие как субсидии, налоговые льготы и льготные кредиты. Инструменты государственного регулирования аграрного сектора также включают закупку сельскохозяйственной продукции для выполнения социальных задач и обеспечения продовольственной безопасности государства, а также государственное финансирование исследовательских работ в приоритетных областях сельскохозяйственного производства, например, это могут быть элитные семена, животноводство и другое.

            В     сельском     хозяйстве     принимаются     такие     термины,     как

«регулирование» и «управление». Разница заключается в диапазоне влияния на определенные виды связей с общественностью.  Регулирование напрямую не связано с подчинением, но предполагает влияние руководства. Использование в законодательстве терминов «управление», «регулирование» подтверждает глубину и широту вмешательства органов государственной власти в ту или иную область.[2]

Поскольку государственное управление АПК основано на воздействии на развитие, регулирование — это целенаправленное воздействие субъектов на объект при определении направлений, границ объекта, стратегических и основных целей, средств их достижения и решения. Государственное регулирование отличается от государственного управления особенностями методов и форм влияния на субъектов деятельности.

Финансово-правовая культура, в частности, оценивается и определяется экономической эффективностью в агропромышленном комплексе. В процессе реализации государственной аграрной политики решаются вопросы, связанные с продовольственным обеспечением и безопасностью. Кроме этого, важную роль в этом играет инновационное развитие аграрного сектора. Например, вопрос продовольственной безопасности в Российской Федерации сегодня не только актуален, но и приобретает серьезное политическое значение.[3]

Финансово-правовая культура характеризуется с точки зрения развития сельского хозяйства выполнением хозяйствами агропромышленного комплекса задач, поставленных государством, и качественной деятельностью с использованием существующих и вновь созданных правовых средств. Это позволяет использовать следующие методы для реализации потенциала фермерских хозяйств и других производителей сельскохозяйственной продукции, их интересов в сельскохозяйственной сфере на формирование собственной правовой культуры:

  1. Активное участие      в        государственных          программах         и

использование бюджетной поддержки. Основные правовые нормы и сущность государственной аграрной политики в современной России закреплены в Федеральном законе от декабря 2006 г. № 264-ФЗ «О развитии сельского хозяйства». В этом законе аграрная политика описывается как часть государственной социально-экономической политики с ее основными целями, принципами, мерами реализации, правовыми основами и субсидиями. Используются возможности государственно-частного партнерства. 

  1. Использование возможностей     государственно-частного

партнерства. Аграрная политика России в этом аспекте требует особого научного понимания и практической проработки. Эта форма сотрудничества определяется экономическими, социальными, экологическими, правовыми, расчетными показателями и характеристиками изучаемых отраслей экономики.

  1. Юридическое сопровождение применения новых и современных технологий производства в сельском хозяйстве. Использование сельского хозяйства в современных научных исследованиях повысит привлекательность сельского хозяйства как для инвесторов, так и для внутреннего рынка.
  2. Повышение правовой    грамотности        производителей

сельскохозяйственной продукции, понимание НПА которые регулируют деятельность отдельного предпринимателя. 

  1. Понимание и принятие основных общих форм и моделей правовой деятельности в аграрной сфере, в том числе в актуальной рыночной системе. В данном случае, речь идет о сотрудничестве производителей сельскохозяйственной продукции в различных сообществах для использования общего сельскохозяйственного потенциала и решения разнообразных организационных и правовых задач в сельском хозяйстве.

Подытожим, к сожалению приходится констатировать низкий уровень правовой культуры субъектов АПК. Из этого следует, что формирование правовой культуры субъектов агропромышленного комплекса занимает важную роль в развитии сельского хозяйства Российской Федерации, разработки и создания новых форм реализации этими субъектами своих интересов и устремлений. Поэтому государственная поддержка и научное сопровождение основных направлений аграрной политики необходимы для формирования устойчивой модели финансово-правовой культуры сельского хозяйства в современной России. [5]

Список литературы

  1. Studme: Правовое положение субъектов сельскохозяйственной деятельности URL: https://studme.org (Дата обращения: 25.01.22)
  2. Studies: Понятие, сущность и принципы государственного регулирования сельского хозяйства и их правовое закрепление URL: http://studies.in (Дата обращения: 25.01.22)
  3. Киберленинка: Правовая    культура     субъектов   АПК URL:

https://cyberleninka.ru/ (Дата обращения: 25.01.22)

  1. Studbooks: Правовое положение отдельных субъектов хозяйствования в сельском хозяйстве URL: https://studbooks.net (Дата обращения: 25.01.22)
  2. Картаслов: Аграрное право URL: https://kartaslov.ru (Дата обращения: 25.01.22)