Защита прав человека в деятельности законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов РФ

8 июня 7:14

В правовом государстве реализуется принцип разделения единой государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, эти три ветви власти должны быть независимы и взаимосвязаны друг с другом посредством действия механизма сдержек и противовесов. Именно такое триединство единой государственной власти способно обеспечить подлинный режим верховенства права и закона, провозглашенный Основным законом России в 1993 году. Без судебной власти, сильной и равной законодательной и исполнительной ветвям невозможно вести строительство правового государства ни в одном обществе.

В Российской Федерации на современном этапе ее развития сложилась весьма сложная организационная структура органов, обеспечивающих функционирование механизма прав и свобод человека и гражданина. В данном механизме особое место принадлежит законодательным (представительным) органам государственной власти Российской Федерации. Законодательная (представительная) власть в Российской Федерации осуществляется на двух уровнях: федеральном и уровне субъектов федерации. 

Законодательные органы выполняют свою роль в конституционной системе защиты прав человека и гражданина, прежде всего, посредством правотворческой деятельности, выражающейся в принятии законов и других нормативных правовых актов, направленных на обеспечение конституционных гарантий прав и свобод человека и гражданина, правового обеспечения создания и функционирования наиболее эффективных механизмов, структур и способов, необходимых для их защиты. Законодательные органы также определяют пределы (меры) свободы, возможности реализации прав и свобод человека и гражданина.

Федеративная форма государственного устройства обусловливает осуществление законотворческой деятельности на федеральном и на региональном уровнях.

Вместе с тем при реализации законотворческой функции региональными парламентами может возникнуть ряд проблем. Связаны они с тем, что в самой Конституции РФ (п. «в» ст. 71) указано, что «регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина» относятся к предметам ведения Российской Федерации, а «защита прав и свобод человека» отнесена к предметам совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов (п. «б» ст. 72).

Следует отметить, что приведенные выше конституционные нормы противоречивы, поскольку в них защита прав и свобод человека и гражданина относится одновременно и к предметам ведения Российской Федерации, и к предметам совместного ведения РФ и субъектов Федерации. Другими словами, один и тот же предмет ведения находится одновременно и в исключительном ведении РФ, и в совместном ведении. Такая неопределенность требует своего решения, поскольку в правоприменительной практике могут возникнуть сложности, связанные с вторжением в предмет ведения Российской Федерации.

Вместе с тем системный анализ данных конституционных норм показывает, что регулирование прав и свобод находится только в ведении Российской Федерации. Это означает, что только органы государственной власти РФ могут устанавливать и регулировать те или иные права и свободы. Субъекты Федерации наделяются только лишь правом их защиты, поскольку защита прав человека и гражданина является общей обязанностью всех государственных органов любого уровня.

Практически любой закон, принимаемый субъектами РФ, регулирует комплексные правоотношения, охватывающие различные предметы правового регулирования. И основной задачей в рамках законодательного процесса является определение той грани, где заканчивается компетенция Российской Федерации и начинается компетенция субъектов Федерации по принятию законов на уровне регионов.

Каким же образом должно происходить разделение компетенции законодательных органов Российской Федерации и регионов в конкретной сфере правового регулирования, результатом которой должен стать закон субъекта Федерации?

На федеральном уровне целесообразно определить сферу применения закона (на какие правоотношения будет распространяться, вступление в силу и возможности применения обратной силы

и т.д.), осуществить правовое регулирование понятийных, методологических вопросов, закрепить основные принципы действия, участников, рамочно определить способ финансирования и реализации (бюджетные, налоговые, организационные, трудовые, пенсионные, информационные и другие возможные вопросы, включая ответственность), а также возможные способы взаимодействия двух уровней государственной власти при его реализации.

Для определения круга ведения субъектов Федерации по конкретному закону регулируемой им сферы отношений необходим комплексный анализ полномочий субъектов РФ в бюджетной, налоговой, трудовой и иных сферах. Любая конкретная сфера отношений опосредуется и взаимосвязана с целым комплексом самостоятельных отношений и, соответственно, регулируется различными отраслями и институтами законодательства.

Таким образом, система правового регулирования субъектами Федерации конкретных отношений состоит из федерального компонента, включающего нормы Конституции РФ и федеральных законов, регулирующих данные отношения и смежный с ними комплекс отношений в пределах компетенции РФ в этой сфере и связанных с ней сферах, и регионального компонента, включающего нормы собственно законов субъекта Федерации, регулирующих отношения в пределах их компетенции.

 

 

Список литературы:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г.) (с учетом поправок, внесенных законами РФ о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ, от 05.02.2014 № 2-ФКЗ, от 21.07.2014 № 11-ФКЗ) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2014. № 31, ст. 4398.
  2. . Конституционное право и политика : сб. материалов Междунар. науч. конф. : Юридический факультет МГУ им. М. В. Ломоносова, 28-30 марта 2012 г. / отв. ред. С. А. Авакьян. М. : Юрист, 2012. 800 с.11. Умнова И. А. Проблемы дефедерализации и перспективы оптимизации современной российской модели разграничения предметов ведения и полномочий в контексте доктрины субсидиарности // Сравнительное конституционное обозрение. 2012. № 2. С. 45-55.
  3. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации : федер. закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 03.11.2015) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42, ст. 5005 ; 2015. № 45, ст. 6204.
  4. Федорова М. Ю. Корпоративные модели социальной защиты : конституционные основы и отраслевое регулирование // 20 лет Конституции Российской Федерации : актуальные проблемы юридической науки и правоприменения в условиях совершенствовании российского законодательства : Четвертый пермский международный конгресс ученых-юристов : материалы междунар. науч.-практ. конф. (г. Пермь, 1819 октября 2013 г.) / отв. ред. О. А. Кузнецова. Пермь.