ЭВОЛЮЦИЯ РОССИЙСКОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАСЛЕДОВАНИИ ПО ЗАВЕЩАНИЮ ДО 1917 Г.

4 июля 12:08

Современное гражданское законодательство предоставляет право гражданам иметь в собственности любое имущество за исключением отдельных объектов, которые в соответствии с федеральными законами не могут им принадлежать. Одним из оснований возникновения права собственности является наследование, гарантированное Конституцией РФ (ч. 4 ст. 35). В свою очередь, п. 2 ст. 218 ГК РФ устанавливает, что в случае смерти гражданина право собственности на принадлежащее ему имущество переходит по наследству к другим лицам в соответствии с завещанием или законом.

Развитие рыночных отношений в стране, рост доходов населения, которые вызвали рост числа объектов гражданского оборота, в том числе недвижимого имущества, в определенной степени обусловили и количество сделок, и рост количества наследственных дел, поскольку при отсутствии наследственного имущества нет необходимости вступать в права наследования. Кроме того, нужно отметить и начавшуюся в стране в начале 90-х гг. ХХ в.  приватизацию жилых помещений, что значительно увеличило количество объектов недвижимости, находящихся в собственности граждан. В связи с этим заметен существенный рост количества выданных свидетельств о праве на наследство и удостоверенных нотариусами завещаний.

Важно заметить, что порядок наследования по завещанию урегулирован более детально, чем по закону. Такие изменения в структуре самого закона связаны с переходом к рыночным отношениям, укреплением частной собственности и снятием ограничений по ее распоряжению самим владельцем. В этом состоит один из основных принципов наследственного права — свобода завещания, которая может быть ограничена только правилами, прямо предусмотренными законом.

Однако для лучшего понимания современного состояния наследования по завещанию в нашей стране, важно представлять каково было положение с данным институтом в прошлом.

Появление завещательного права в Древней Руси связано с обособлением индивидуума от влияния семьи и ослабеванием крепких связей родового союза.

Методологическую основу нашего исследования составляют общенаучные методы, включая диалектический метод познания, методы анализа, синтеза, дедукции и индукции, и частнонаучные методы, в том числе формально-юридический, лингвистический, сравнительно-исторический метод, метод системного толкования нормативных текстов, правового моделирования, аналогии.

В Древнерусском государстве влияние римского права, а, следовательно, и появление наследственного права пришло из Византии. Основой этому послужили заключаемые с Византией договоры. Так, один из первых договоров руссов с греками (Олега 911 г.) содержал положения о наследовании и различал наследование по закону и завещанию[1]

. О завещании говорилось как о письменном акте.

В одном из крупнейших источников древнерусского права — Русской Правде[2] различаются: завещание — «ряд» и наследование без завещания. В то же время это различие весьма условное. Первоначально завещание есть лишь распределение имущества между законными наследниками, а не распоряжение по назначению наследника. Это объясняется патриархальным укладом жизни семьи и сложившимися обычаями. Правом совершать завещания обладали не все, а только лишь отец и мать в отношении детей, и муж на выдел жене. Из детей исключались дочери, которые наследовали только при отсутствии сыновей. Имелись различия в наследовании по завещанию в зависимости от того, за кем открывалось наследство: за отцом или матерью. Дети не имели права на раздел материнского наследства, однако мать могла назначить наследника или наследников, в том числе дочерей. Наследство разделялось между детьми поровну, а, не исходя из старшинства. Младшему сыну при разделе имущества всегда доставался родительский дом (ст. 100 Русской Правды). Несвободные категории населения не обладали правом завещать.

Формой завещания было устное его совершение. При совершении завещания присутствовал духовный отец и послухи (свидетели), которых должно было быть не менее семи, при этом они должны были знать завещателя. Часть имущества умершего после принятия христианства стала передаваться в пользу церкви и часть – в пользу пережившего супруга (своего рода обязательная доля). Если после умершего не оставалось детей, то все имущество шло князю. «Русская Правда не дает ни малейшего основания предполагать, что завещатель мог назначить наследником стороннее лицо ни тогда, когда у него есть дети, ни даже тогда, когда у него их нет»[3].

Следующей ступенью развития древнерусского права являются положения Псковской Судной Грамоты[4]

, в которой дается четкое разделение наследования по закону («отморщина») и наследования по завещанию («приказное» — имущество, переданное кому-либо по приказу). Завещание теперь могло быть составлено любым членом семьи, однако, несмотря на формальную свободу воли завещателя, в действительности завещание состоит в тесной связи с законом. Оно могло быть составлено только в пользу близких родственников и иных лиц (например, монастырей). Завещания должны были совершаться письменно, что и стало отражаться в их названии «рукописания», которое к тому же должно было быть скреплено или утверждено. Утверждение требовалось в том случае, если имущество передавалось не наследникам по закону, а стороннему лицу. Оно представляло собой передачу завещания в ларь (архив) в центральную церковь Пскова – церковь святой Троицы. Постороннее лицо могло быть наследником только в виде исключения, при отсутствии у наследодателя наследников по закону или их неблаговидного поведения в отношении наследодателя. Завещание также могло быть составлено устно в форме предсмертного дара, в данном случае завещатель должен был лично передать дар в присутствии священника или свидетелей. В случае, если имущество передавалось законным наследникам, то Псковская Судная Грамота разрешала его совершение в устной форме. Если завещание совершалось в письменной форме, то обязательно должен был присутствовать и подписывать завещание послух и дьякон, писавшей завещание. В завещании могли быть указаны долги завещателя, все сделки, участником которых являлся завещатель, перечень имущества, взятого или сданного завещателем на хранение, отказы, субституция наследников, попечительство над малолетними наследниками, назначение душеприказчика.Именно к этому периоду относится появление нормы о душеприказчиках.

Особо следует указать на то, что в соответствии с Псковской Грамотой наследование по завещанию не являлось универсальным правопреемством, так как ответственность по долгам наследодателя наследник нес только в случае указания о долге в завещании[5]

.

С течением времени вся сфера деятельности, связанная с завещаниями, стала исключительной компетенцией духовенства. Своим развитием завещательное право обязано влиянию церкви, которая поощряла оставление «на помин души» в пользу церкви и бедных. Это дало возможность церковным учреждениям вводить систематические правила византийского права о совершении завещательного акта. Практически все завещания, дошедшие до нас с XV до XVII веков, составлены под влиянием духовенства. Величина вкладов, завещанных из-за религиозных убеждений умерших в пользу монастырей и церквей, налагала на духовенство обязанность по строгому и непременному соблюдению посмертных распоряжений. Благодаря деятельности церкви произошло расширение свободы завещания и ослабление родовых и семейных связей.

Дальнейшее развитие наследственное право получило в Судебниках 1497, 1550[6]

, Соборном Уложении 1649 годов[7]

. Так, например, в отличие от Русской правды Судебник 1497 г. разрешал и низшим сословиям передачу наследственного имущества (при отсутствии сыновей) дочерям, а при отсутствии дочерей – ближайшим родственникам. В духовные грамоты (духовной грамотой называлось завещание в России в XII — XVIII вв.) включались распоряжения о назначении наследника; о назначении отказов в пользу как юридических, так и физических лиц; распоряжения о судьбе холопов, в особенности их отпуске на волю; о назначении душеприказчиков и другие распоряжения. Право составления завещаний имели все лица свободных сословий. Допускалось составление как письменных, так и устных завещаний. Письменные завещания писались как собственноручно, так и посторонними лицами. В завещании указывался духовный отец, который присутствовал при совершении завещания, свидетели (4 – 5 человек) и писец. Текст завещания подписывался завещателем, а если он не мог подписать его, то духовным отцом, а также всеми присутствующими лицами. Обычно наследниками являлись наследники по закону или церковь. Церковные учреждения, если не были наследниками, являлись постоянными отказополучателями. Позднее для сокращения влияния церкви Соборным Уложением 1649 г. был введен запрет на совершение завещания в пользу церквей. Это было связано с тем, что наиболее влиятельным землевладельцем стала церковь. Данный запрет за некоторыми исключениями был устранен указом от 29 мая 1810 г., в соответствии с которым монастырям было разрешено приобретать недвижимое имущество, получая каждый раз «высочайшее соизволение».

Именно в период Московского государства возникает противоречие между волей завещателя и законным порядком наследования. Так появилась возможность у завещателя, не упомянув в завещании свою жену, лишить ее тем самым наследства; завещатель мог завещать все имущество церкви. Для недопущения передачи имущества в обход детям и родным, в законах содержится возможность ограничения воли завещателя. Это выражалось в различных правовых режимах благоприобретенного и родового имущества. Под благоприобретенным имуществом понималось все движимое и недвижимое имущество, нажитое собственным трудом наследодателя, это были вотчины, выслуженные и пожалованные. Движимое имущество всегда считалось благоприобретенным. Благоприобретенным имуществом завещатель распоряжался свободно, а родовое имущество, то есть полученное по наследству от предков, мог завещать только законным наследникам.

Особенностью того времени была возможность составления завещания от имени нескольких лиц, что неприемлемо для римского тестамента.

С царствования Петра I наступил новый этап влияния римского права на развитие наследственного права России, но уже со стороны Западной Европы. Петр I 18 марта 1714 г. издал указ «О порядке наследования в движимых и недвижимых имениях»[8]

, объединив единым термином «недвижимость» вотчины, поместья, тягловые земли и т.д., которые отныне относились к единой категории недвижимого имущества, а именно родового имущества. Данный указ Петра I ограничил свободу завещания, которое могло быть составлено в отношении недвижимого имущества в пользу только одного наследника — одного из сыновей, а при его отсутствии – дочери (по дополнительному указу 1730 г. наследодатель может избрать единонаследника не только между своими сыновьями, но и их нисходящими, предпочитая внука сыну). В отношении движимого имущества оно могло быть распределено между другими детьми по своему усмотрению. Завещать в пользу сторонних лиц не допускалось. Бездетный наследодатель мог оставить недвижимое имущество одному из родственников своей фамилии, а движимое имущество завещать как родственнику, так и постороннему лицу.

Данный порядок был введен для предотвращения раздробления родового имущества. Петр I также перенес ведение завещаний из ведомства духовного в ведомство гражданское — Юстиц — коллегию. Засвидетельствование завещаний стало дополнительным источником дохода государственной казны и средством контроля движения имущества в стране после смерти собственника. Кроме этого, такой перенос способствовал развитию светского законодательства о наследовании.

Данный указ был отменен Анной Иоановной 17 марта 1731 г.[9]

, но с отменой указа «были сохранены запрещения при отсутствии наследников распорядиться своим родовым имуществом, завещая его посторонним лицам»[10]

.

В дальнейшем при Екатерине II было установлено, что наследодатель мог завещать свое родовое недвижимое имущество только наследникам по закону, а благоприобретенное имущество – любому лицу. Завещатель мог лишить своих детей наследства только в случае наличия указанных в законе причин, таких как неповиновение и беспорядочная жизнь. Бездетный наследодатель мог завещать свое недвижимое имущество одному из родственников.

В этот же период закрепляется требование о совершении завещаний в письменной форме. Словесные (устные) завещания широко применялись до четырнадцатого века. Первыми образцами письменных завещаний являлись: духовное завещание Антония Римлянина 1147 г. и два духовных завещания Владимиро-Волынского князя Владимира Васильковича 1286 г. Большая часть завещаний писалась писцами, которые указывали свои данные на завещаниях. Завещание подписывалось духовным отцом и свидетелями. Количество свидетелей, присутствующих при совершении письменного завещания, варьировалось — это было два или четыре послуха, а иногда и ни одного. Соборным Уложением 1649 г. разрешалось составлять завещания дома. Домашние завещания подписывались завещателем при свидетелях, а в случае его неграмотности — духовным отцом наследодателя. Для придания завещанию юридической силы необходимо было его засвидетельствовать — то есть представить епархиальному епископу (архиерею), который опрашивал свидетелей и писцов, а после 1726 г. завещание должно было быть предъявлено в судебные органы в установленном законом порядке.

Для узаконивания письменной формы завещаний указом Петра I было предусмотрено совершение завещаний только в письменной форме. Однако искоренить полностью устные завещания было невозможно. Только с 1823 г. словесные завещания во внимание не принимались. К письменной форме завещания применялись нормы о совершении крепостных актов. Завещание как крепостной акт должно было совершаться в соответствующем государственном органе при соблюдении определенных формальностей: гербовая бумага, государственная пошлина, стиль и структура изложения. Введение крепостных завещаний не повлияло на актуальность составления домашних завещаний.

Следующий этап развития наследования по завещанию характеризуется принятием 10 октября 1831 г. Положения о духовных завещаниях, которое затем вошло в Свод законов Российской Империи[11]

, том X (1832 – 1833 гг.), который составляли Законы гражданские и межевые. В отношении завещательного права было установлено, что допускалось по своему усмотрению завещать благоприобретенное имущество, как движимое, так и недвижимое. В отношении родового имения было установлено, что его можно завещать только в том случае, когда завещатель бездетен. Тогда он мог завещать родовое имение одному из дальних или близких родственников. Впоследствии для упрощения режима родового имущества и более свободного его обращения 25 мая 1899 г. было принято Положение о временно-заповедных имениях и Закон от 3 июня 1912 г. «О расширении прав наследования по закону лиц женского пола и права завещать родовые имения», в соответствии с этими законами мужчины и женщины были уравнены в прах наследования в имуществе движимом и недвижимом, за исключением земельного (внегородского).

В законодательство данного периода были введены нормы, в соответствии с которыми завещание могло быть изменено и отменено завещателем. Нельзя было завещать в пользу незачатого лица, несуществующего юридического лица, монашествующих лиц, лиц, лишенных прав, и карантинных чиновников — после лиц, умерших в карантине и др. (ст. 1067; ст. 1026). В отношении форм завещания допускались обычные и чрезвычайные завещания. К обычным формам завещания относились нотариальные и домашние завещания, которые составлялись только в письменной форме. Чрезвычайные формы завещания могли быть военно-походные, морские, госпитальные, заграничные, вдовьи и т.д. Для совершения завещания необходимо было наличие здравого ума и твердой памяти. При этом было необходимо обладать способностью к гражданской деятельности. Перечисленные ниже категории лиц в соответствии со Сводом законов Российской Империи не могли быть завещателями:

  1. Несовершеннолетние, то есть не достигшие 21 года;
  2. Лицо, лишенное всех гражданских состояний, как неспособное к гражданской деятельности;
  3. Лицо, признанное помешанным;
  4. Монахи.

В XIX в. развитие законодательства о наследовании послужило толчком к осуществлению его научного осмысления. Появились научные работы, посвященные изучению и анализу наследования по завещанию. Одним из выдающихся юристов XIX в. Д.И. Мейером было дано определение духовного завещания, которого придерживались и другие ученые: «Духовное завещание есть удостоверяющее законным условиям изъявление воли лица относительно судьбы его имущественных отношений в случае смерти»[12]

. В этот период велась научная полемика в отношении отнесения завещания к договору дарения. Это было связано с тем, что глава, посвященная духовным завещаниям, была расположена в разделе дарственного и безвозмездно приобретенного права на имущество Законов Гражданских. Некоторые ученые не соглашались с этим и указывали на то, что «духовное завещание — есть вид наследственного права, а не вид дара»[13]

. Это впоследствии получило свое законодательное закрепление в современных нормах наследственного права.

Уже в то время завещание было признано односторонней сделкой и считалось, что завещание — юридическое действие, которым лица в пределах, установленных законом, устанавливают порядок наследования своего имущества. Завещания также считались «частным законом о наследовании»[14].

В данный период правоведы считали, что завещания могли быть совершены под условием. Общие положения об условиях как о побочных определениях сделок применялись и к духовному завещанию. Исключения касались только условий, противных нравственности. Таким образом, завещания могли быть условными и безусловными. В указанный период проводилась классификация завещаний[15]

 на общие и частные. Общие завещания — это наследство всех имущественных прав и обязанностей завещателя, которые были у него при жизни. Частные завещания – это завещания в отношении части имущественных прав и обязанностей, например, только в отношении денежных средств, принадлежащих наследодателю.

Основной чертой дореволюционного периода является отсутствие свободы завещать имущество постороннему лицу. Первоначально это касалось всего имущества завещателя. Начиная с Русской Правды и заканчивая законодательством Екатерины II, отсутствовало свободное усмотрение в выборе наследника и имущества, передаваемого по наследству. Впоследствии запрет на возможность завещать свое имущество распространялся только на родовое имущество, а благоприобретенное могло быть завещано любому лицу. Основными тенденциями данного периода являются: постепенное расширение круга лиц, которые могут быть наследниками по завещанию; установление различного режима наследования имущества.

Литература

  1. Карамзин H.M. История государства российского. M.: Слог, 2008. Книга 1. Том 1. – 366 с.
  2. Российское законодательство Х – ХХ веков. Под. ред. Чистякова. М.: Юридическая литература, 2004. Т.1. – 430 с.
  3. Владимирский — Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Р-н-Д.: «Феникс», 2007. – 639 с.
  4. Авлиев В.Н., Эрднеева Г.А., Хинеев А.В., Шевенова Г.Б. Понятие наследования по завещанию России и Грузии // Аграрное и земельное право. – 2019. – №6 (174). – С.25 – 28.
  5. Российское законодательство X – XX веков: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. В 9-ти томах. Т.2. Под общ. ред.: Чистякова О.И. – М.: Юрид. лит., 1985. – 520 c.
  6. Российское законодательство X – XX веков: Акты Земских соборов. В 9-ти томах. Т.3. Под общ. ред.: Чистяков О.И. – М.: Юрид. лит., 1985. – 512 c.
  7. Рогов В.А. История государства и права России IX-начала XX веков. – М.: Зерцало: ТОО «ТЕИС», 1995. – 263 с.
  8. Рашидова А.И. История развития института наследования // Нотариус. – 2009. – №6. – С.17 – 19.
  9. Березовская Е.А. Этапы и закономерности развития наследственного права России // Юрист. – 2006. – №12. – С.32 – 34.
  10. Мейер Д.И. Русское гражданское право. – М.: Статут: Консультант Плюс, 2003 (ОАО Яросл. полигр. комб.). – 829 с.
  11. Корнеева И.Л. Наследственное право Российской Федерации. – М.: Юристъ, 2003. — 301 с.

 

 

[1] Карамзин H.M. История государства российского. M., 2008. Книга 1. Том 1. С.84.          

[2] Российское законодательство Х – ХХ веков. Под. ред. Чистякова. М., 2004. Т.1.С.106.

[3] Владимирский — Буданов М.Ф. Обзор истории русского права. – Р-н-Д., 2007. С.462-463.

[4] Российское законодательство Х – ХХ веков. Под. ред. Чистякова. М., 2004. Т.1.С.341-342.

[5] Авлиев В.Н., Эрднеева Г.А., Хинеев А.В., Шевенова Г.Б. Понятие наследования по завещанию России и Грузии // Аграрное и земельное право. – 2019. – №6 (174). – С.25.

[6] Российское законодательство X – XX веков: Законодательство периода образования и укрепления Русского централизованного государства. В 9-ти томах. Т.2. Под общ. ред.: Чистякова О.И. – М.., 1985. С.55-109.

[7] Российское законодательство X – XX веков: Акты Земских соборов. В 9-ти томах. Т.3. Под общ. ред.: Чистяков О.И. – М., 1985. С.57-98.

[8] Рогов В.А. История государства и права России IX-начала XX веков. – М., 1995. С.291.

[9] Там же. С.312.

[10] Рашидова А.И. История развития института наследования // Нотариус. – 2009. – №6. – С.17.

[11] Березовская Е.А. Этапы и закономерности развития наследственного права России // Юрист. – 2006. – №12. – С.32.

[12] Мейер Д.И. Русское гражданское право. – М., 2003. С.783.

[13] Корнеева И.Л. Наследственное право Российской Федерации. – М., 2003. С.181.

[14] Там же. С.182.

[15] Мейер Д.И. Указ. соч. С.780.