Сегодня малый бизнес является важнейшей составляющей российской экономики. Данный тезис подчеркивается в Указе Президента Российской Федерации от 07.05.2018 № 204, в которой развитие малого бизнеса определено в качестве одного из национальных приоритетов.
В целях поддержки вышеуказанных отраслей экономики Правительством Российской Федерации принят ряд мер по оптимизации налоговой нагрузки на малый бизнес в рамках Плана первоочередных мер и действий по обеспечению устойчивого экономического развития в условиях ухудшения ситуации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции.
На наш взгляд, наиболее существенной мерой поддержки малого бизнеса является использование налоговых льгот и преференций в рамках специальных налоговых режимов. В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации большая часть полномочий по оптимизации налогообложения в этой сфере передана регионам России. Ряд преференций предусмотрен для малого бизнеса, который несет убытки из-за введения ограничительных мер в Краснодарском крае.
Однако стоит отметить, что основным источником средств государственного бюджета являются налоговые поступления.
В соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации индивидуальные предприниматели, впервые зарегистрированные и применяющие упрощенную или патентную систему налогообложения, могут рассчитывать на налоговые каникулы. Эти организации должны осуществлять свою деятельность в сфере производственной, социальной, научно-технической деятельности, а также в сфере бытовых услуг населению и в сфере услуг, предоставляющих места для временного проживания граждан.
Однако на сегодняшний день остается нерешенным вопрос поддержки отраслей, которые не попали в категорию наиболее пострадавших в соответствии с перечнем, утвержденным Правительством Российской Федерации.
Анализируя негативные результаты введения налоговых льгот, стоит отметить, что эти меры поддержки все же помогли многим предприятиям удержаться на плаву до введения смягчающих ограничений.
Вышеуказанные льготы оказали положительное влияние на деятельность малого и среднего бизнеса, который смог адаптироваться к ограничениям. Большинство небольших магазинов, кафе и ресторанов смогли адаптироваться к сложившейся ситуации, направив высвободившиеся средства на осуществление доставки своего ассортимента продукции. Развивая сеть доставки, предприниматели смогли удержать некоторых своих клиентов, обслуживая каждого из них на дому.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод, что меры государственной поддержки малого бизнеса посредством налоговых льгот имеют больше недостатков, чем преимуществ: эти меры сокращают поступление средств в федеральный и региональные бюджеты, что приводит к несбалансированности государственного бюджета и, как следствие, бюджетной политики Российской Федерации; отсроченные налоговые платежи не освобождают организации и индивидуальных предпринимателей от уплаты налогов, а только задерживают платежи и накапливают налоговые долги перед государством; налоговые каникулы позволяют бизнесу оставаться на рынке, предоставляют время и экономят ресурсы для адаптации к новым условиям экономической среды, но, если этого не произойдет, компания останется в долгу перед бюджетом Российской Федерации по налогам и сборам.
Наилучшими вариантами обеспечения социально-экономической стабильности в России являются поиск новых источников средств для пополнения консолидированного бюджета Российской Федерации или отмена налоговых льгот и льгот для обеспечения стабильного функционирования и пополнения бюджетных средств.
Эти меры будут способствовать росту налоговой базы, но это обеспечит рост цен на товары и услуги, что может привести к сильному снижению покупательной способности населения страны.
Несмотря на то, что предпринимателям нужно думать о текущих расходах. По сути, такие меры господдержки приведут к тому, что наиболее чувствительные отрасли просто не смогут открыться после снятия карантина –, не будет оборотных средств. Сюда, в первую очередь, следует отнести сферу услуг и развлечений, предприятия общественного питания, рестораны, туристические агентства, торговые точки на условиях аренды.
С началом 2021 года появились льготы для IT-компаний и переходный период на «упрощёнке», отменили ЕНВД и декларации по земельному и транспортному налогу. Стандартные ограничения по упрощённой системе налогообложения (УСН) — это доход в 150 миллионов рублей и 100 сотрудников в штате. Налоговые ставки на «упрощёнке» зависят от региона и объекта налогообложения: доходы или доходы за вычетом расходов. Средняя ставка по доходам — от 4 до 6 %, по доходам за вычетом расходов — от 7 до 15 %.
Теперь, если лимит превышен, налоговая служба переводит организации на общую систему налогообложения — вам придется платить НДС и налог на прибыль.
Таким образом, именно поэтому существует необходимость пересмотреть нынешние условия отнесения предприятий к одной из наиболее пострадавших отраслей с точки зрения отнесения их к таковым после снижения годовой выручки.
Список литературы
- «Налоговый кодекс Российской Федерации (часть вторая)» от 05.08.2000 N 117-ФЗ. СПС «Консультант Плюс» [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.consultant.ru/.
- Статистическая информация по малому предпринимательству России (по субъектам Российской Федерации) Ресурсный центр малого предпринимательства. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.rcsme.ru/.
- Федеральный закон от 24 июля 2007 г. N 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями) [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/12154854.
- Центр Правовой Поддержки Малого и Среднего бизнеса [Электронный ресурс]. Режим доступа: ek-biz.ru›centr_pravovojj_podderzhki_malogo.