ПРАВОВОЙ СТАТУС ИНОСТРАНЦА, КАК СУБЪЕКТА НОТАРИАЛЬНОГО ДЕЙСТВИЯ

1 октября 10:04

Сегодня Россия переживает «миграционный бум», который, прежде всего, связан с событиями, происходящими на территории Украины. 

Следствием вышеизложенных позиций является то обстоятельство, что сегодня мы наблюдаем рост количества обращений к нотариусам РФ иностранных граждан за совершением разного рода нотариальных действий, направленных, прежде всего, на легализацию их пребывания на территории РФ. Это в первую очередь, обращения за совершением таких нотариальных действий, как заверить перевод официальных документов, а в частности, свидетельства о рождении, национального паспорта, аттестата, медицинской карточки и многих других документов, которые необходимы для узаконения их пребывания на территории России.

В нотариальном производстве действует общий принцип гражданского законодательства, в рамках которого его участники, в том числе и иностранные лица, имеют равный правовой статус наряду с российскими лицами. Исходя из этих положений, нотариус одинаково должен обеспечивать защиту прав как российской, так и иностранной сторон при совершении нотариальных действий. 

В связи с тем, что понятие «иностранные лица» в нотариальном производстве довольно емкое, включающая в себя как граждан, так и юридические организации, дадим более детальное его объяснение, рассмотрим, как данное понятие раскрывается в учебных и периодических изданиях, а также на законодательном уровне. 

Е.С Сивкова дает следующее определение иностранному лицу в нотариальном производстве «под иностранным лицом понимаются иностранные граждане, лица без гражданства, иностранные юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств и находящиеся за пределами РФ».[1]

Ф. А. Балаян в своих трудах отмечает, что «в некоторых случаях российские юридические лица с иностранным участием (капиталом) также имеют особый статус в нотариальном производстве».[2]

В других трудах, под иностранным гражданином понимают лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и имеющее гражданство (подданство) иностранного государства; лицо без гражданства – это лицо, не являющееся гражданином Российской Федерации и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства.

Исходя из выше сказанного, видим, что для Российской Федерации важен именно факт документального подтверждения принадлежности лица к гражданству иностранного государства. Это обусловлено в первую очередь защитой его же законных прав. Ведь в случае применения к иностранцу административных мер ограничения его прав и свобод или уголовно-процессуальных мер принуждения российская сторона должна будет уведомить об этом консульское подразделение дипломатической миссии соответствующего государства.[3] Данное уведомление возможно лишь при наличии у российских должностных лиц документальных доказательств того, что данное лицо является гражданином именно этого государства, а при отсутствии таковых данное уведомление представляется затруднительным.

Точка зрения С.А. Авакьяна, воспроизводящая норму Закона об иностранцах[4], согласно которой иностранный гражданин — это лицо, не являющееся гражданином государства пребывания и имеющее доказательства принадлежности к гражданству иного государства, наиболее точно раскрывает правовую природу понятия «иностранный гражданин»[5].

Несмотря на то, что нотариальное производство на территории России осуществляется в соответствии с российским законодательством, тем не менее, присутствие в правоотношениях внешнего элемента придает им ряд специфических черт. Во-первых, это особенности документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина в нотариальном производстве. Во-вторых, это специфика установления дееспособности иностранного гражданина. Что касается первой специфической черты, то есть документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина, в нотариальной практике, относительно данной категории возникает множество коллизий по поводу того, какими документами можно устанавливать личность обратившегося за совершением нотариального действия иностранца, так как, для временно пребывающих иностранных граждан удостоверением личности служат их национальный паспорт, миграционная карта и виза, если въезд осуществлялся на визовой основе. Из вышесказанного понятно, что при таком разнообразии документов, удостоверяющих личность, для различных категорий граждан установление их личности — вопрос непростой, и тем более при нотариальных действиях, когда не должно быть никаких сомнений, что перед нотариусом находится именно тот человек, который указан в документах. Важно отметить, что название и содержание данного документа являются обязательными пунктами в реестре регистрации нотариальных действий. Исходя из положений статьи 42 Основ законодательства РФ о нотариате, личность гражданина устанавливается при наличии паспорта или других документов, исключающих любые сомнения относительно личности гражданина.[6]

На практике встречаются случаи, когда личные данные иностранного гражданина в его паспорте, выданном на территории иностранного государства, дублируются на нескольких языках, в том числе и на русском, например, в паспортах граждан Республики Азербайджан.[7] 

Следовало бы подчеркнуть еще одну особенность нотариального делопроизводства с иностранным элементом, которая сложилась в нотариальной практике. Это, прежде всего вопрос, относительно того — вправе ли нотариусы принимать для совершения нотариальных действий паспорта и иные документы, выданные государственными образованиями, не признанными Российской Федерацией субъектами международного права. Поскольку некоторые государственные образования, в частности Нагорный Карабах, Приднестровье, не признаны Российской Федерацией субъектами международного права, возникали вопросы, должны ли считаться легитимными и приниматься российскими нотариусами документы, выданные органами самопровозглашенных государств.

До 2018 года действовало следующее разъяснение, данное Министерством иностранных дел Российской Федерации: «международное право не запрещает государствам признавать действительность некоторых юридических актов органов, осуществляющих фактическую власть на неподконтрольных официальной власти территориях».[8] Однако, в 2018 году данное разъяснение утратило силу. 

До совершения нотариального действия, например, удостоверения доверенности, нотариус обязан проверить дееспособность лица, обратившегося за совершением нотариального действия, это общее обязательное условие при совершении нотариальных действий, предусмотренное ст. 43 Основ законодательства о нотариате. 

Установление дееспособности лица — один из наиболее сложных этапов в нотариальной деятельности. Существует два вида проверки дееспособности: документальная — при помощи документа, удостоверяющего личность, нотариус проверяет возрастную дееспособность лица, то есть наличие у него полной (18 лет) или частичной (от 14 до 18 лет) дееспособности. Правом на самостоятельное обращение за совершением нотариального действия обладают и субъекты, обладающие ограниченной дееспособностью — несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет. При этом действуют они с согласия законного представителя (родителя, усыновителя, попечителя). В отношении иностранных граждан здесь также существуют свои особенности.

Приведем пример из практики. К нотариусу обратилась несовершеннолетняя гражданка Украины (15 лет) за совершением нотариального действия — свидетельствование подлинности подписи на заявлении в Управление федеральной миграционной службы о том, что в связи с нахождением и регистрацией по месту пребывания на территории РФ не возражает с тем, что будет зарегистрирована и будет проживать со своей матерью (также гражданкой Украины). Для совершения нотариального действия необходимо было представить нотариусу: паспорт несовершеннолетней гражданки и его перевод на русский язык, паспорт и его перевод законного представителя, с согласия которого будет совершаться нотариальное действие. Проблема в данном случае заключается в том, что в соответствии с правом Украины паспорта несовершеннолетним гражданам выдаются по достижении ими возраста 16-ти лет. Согласно нормам российского права — с 14-ти лет.

В данном случае можно говорить о пробеле в российском законодательстве, причем как в материальном праве, так и в коллизионном, поскольку нет нормы, которая бы могла урегулировать эти отношения. В приведенном примере нотариус отказал в совершении нотариального действия. Вопрос относительно дееспособности иностранных граждан требует законодательного урегулирования, и именно законодателю следовало бы привести во едино нормы международного частного права и нормы российского права, регламентирующие вопрос дееспособности иностранного гражданина. Так как дееспособность иностранного гражданина, регулируется национальным законодательством того государства, которому он принадлежит, по нашему мнению, следует создать единый реестр, содержащий информацию о дееспособности иностранных граждан. Нотариус должен иметь оперативный доступ к таким информационным базам. 

Только после устранения данных пробелов в российском законодательстве возможно совершение нотариальных действий с иностранными гражданами на должном уровне.

В случае обращения к нотариусу гражданина с таким документом, удостоверяющим личность, возникает ряд практических вопросов: необходим ли в данном случае перевод такого документа? Возможно ли совершение нотариального действия без перевода, учитывая то, что все данные, а также печать изложены на русском языке? Изучив практику по выше приведенным вопросом, автор приходит к выводу, что, на сегодняшний день, единого мнения не существует. Это приводит к неправомерным действиям нотариата.  Для этого, по мнению автора, необходимо внести изменения в статью 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате, в которой утвердить перечень основных документов, по которым удостоверяется личность, и процедуру установления личности. Предлагается дополнить ст. 42 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате следующей формулировкой:

«Документами, удостоверяющими личность иностранного гражданина в Российской Федерации, являются паспорт иностранного гражданина либо иной документ, установленный Федеральным законом от 25.07.2002 N 115-ФЗ или  признаваемый в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность иностранного гражданина. 

Иностранный гражданин в заявлении об установлении личности, оформленном на бланке, указывает свои персональные данные (фамилию, имя, отчество (последнее при наличии), дату и место рождения), а также цель, обстоятельства и дату въезда в Российскую Федерацию. В целях проведения процедуры установления личности вместе с указанным заявлением представляются имеющиеся у иностранного гражданина подлинники документов, содержащих его персональные данные, и (или) их копии. К таким документам относятся документ, удостоверяющий личность, свидетельство о рождении, документ, свидетельствующий о перемене фамилии, имени и (или) отчества либо иных персональных данных, документ о заключении (расторжении) брака, документ об образовании, военный билет, трудовая книжка и (или) сведения о трудовой деятельности, оформленные в установленном законодательством порядке, пенсионное удостоверение, водительское удостоверение, справка из места лишения свободы об освобождении, иные документы, содержащие персональные данные заявителя. При невозможности идентификации личности иностранного гражданина с помощью дактилоскопической информации привлекать для его опознания свидетелей, независимо от их гражданства, места жительства, наличия родственных связей с заявителем. По результатам проведенных проверок, опроса свидетелей и опознания территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции составляется заключение об установлении личности, которое подписывается руководителем территориального органа».

Кроме этого, предлагается действующее законодательство о нотариате дополнить статьей 42.1, который бы регламентировал порядок установления личности не граждан РФ, а именно иностранных граждан, а также устанавливал бы перечень документов, устанавливающих личность иностранного гражданина на территории РФ. 

В заключении следует сказать, что обращение иностранного гражданина в нотариальную контору часто представляет собой важное и необходимое условие успешного официального пребывания в России. Однако, хотя нотариальная деятельность в России осуществляется по российскому законодательству, но присутствие в отношениях внешних элементов на практике существенно упрощает нотариальную деятельность, придает ряд специфических особенностей. Важно заметить, что большинство случаев сложности в нотариальной работе с иностранцами возникают из-за не полного урегулирования вопросов законодательством. Только после устранения этих пробелов российского законодательства можно совершать нотариальные действия с иностранным гражданином.

 

Использованные источники:

  1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993 с изменениями, одобренными в ходе общероссийского голосования 01.07.2020) // Собрание законодательства РФ, 2009, № 4, ст. 445; Российская газета, 2020, 04 июля.
  2.   Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 14.07.2022) // Российская газета, 1993, 13 марта; Собрание законодательства РФ, 2022, N 29 (часть III), ст. 5306.
  3. Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 2002, N 30, ст. 3032; 2022, N 29 (часть III), ст. 5324.
  4. Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» (утратил силу) // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации, 2000, N 4.
  5.   Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 145.
  6.   Балаян Ф. А. Особенности совершения нотариальных действий, усложненных иностранным элементом, на современном этапе развития России // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 338-340.
  7.   Головистикова А.Н. Иностранцы и граждане России: особенности правового положения, регистрация, учет. – М., 2006. С. 42.
  8.  Медведев И. Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. М., 2015.- С. 43.
  9. Сивкова Е.С. Особенности совершения нотариальных действий с иностранным элементом // Аллея Наук. – 2020. — № 4 (43). – С. 349-353.

 

 

1. The Constitution of the Russian Federation (adopted by popular vote on December 12, 1993 with amendments approved during the all-Russian vote on July 1, 2020) // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2009, No. 4, art. 445; Rossiyskaya Gazeta, 2020, July 04.

2. Fundamentals of the legislation of the Russian Federation on notaries (approved by the Supreme Court of the Russian Federation on February 11, 1993 N 4462-1) (as amended on July 14, 2022) // Rossiyskaya Gazeta, 1993, March 13; Collection of Legislation of the Russian Federation, 2022, N 29 (part III), art. 5306.

3. Federal Law of July 25, 2002 N 115-FZ (as amended on July 14, 2022) «On the Legal Status of Foreign Citizens in the Russian Federation» // Collection of Legislation of the Russian Federation, 2002, N 30, Art. 3032; 2022, N 29 (part III), art. 5324.

4. Order of the Ministry of Justice of the Russian Federation of March 15, 2000 N 91 «On approval of the Methodological recommendations for the performance of certain types of notarial acts by notaries of the Russian Federation» (repealed) // Bulletin of the Ministry of Justice of the Russian Federation, 2000, N 4.

5. Avakyan S.A. Russia: citizenship, foreigners, external migration. SPb., 2003. S. 145.

6. Balayan F. A. Peculiarities of performing notarial acts complicated by a foreign element at the present stage of Russia’s development. — 2017. — No. 11 (145). — S. 338-340.

7. Golovistikova A.N. Foreigners and citizens of Russia: features of the legal status, registration, accounting. — M., 2006. S. 42.

8. Medvedev I. G. International private law and notarial activity. M., 2015.- S. 43.

9. Sivkova E.S. Features of performing notarial acts with a foreign element // Alley of Sciences. — 2020. — No. 4 (43). — S. 349-353.

[1] Сивкова Е.С. Особенности совершения нотариальных действий с иностранным элементом // Аллея Наук. – 2020. — № 4 (43). – С. 349-353.

[2] Балаян, Ф. А. Особенности совершения нотариальных действий, усложненных иностранным элементом, на современном этапе развития России // Молодой ученый. — 2017. — № 11 (145). — С. 338-340.

[3] Головистикова А.Н. Иностранцы и граждане России: особенности правового положения, регистрация, учет. – М., 2006. С. 42.

[4] Федеральный закон от 25.07.2002 N 115-ФЗ (ред. от 14.07.2022) «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»// Собрание законодательства РФ, 2002, N 30, ст. 3032; 2022, N 29 (часть III), ст. 5324.

[5] Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 145.

[6] Основы законодательства Российской Федерации о нотариате (утв. ВС РФ 11.02.1993 N 4462-1) (ред. от 14.07.2022) // Российская газета, 1993, 13 марта; Собрание законодательства РФ, 2022, N 29 (часть III), ст. 5306.

[7] Медведев И. Г. Международное частное право и нотариальная деятельность. М., 2015.-  С. 43.

[8] Приказ Минюста РФ от 15.03.2000 N 91 «Об утверждении Методических рекомендаций по совершению отдельных видов нотариальных действий нотариусами Российской Федерации» (утратил силу) // Бюллетень Министерства Юстиции Российской Федерации, 2000, N 4.