КОНТРОЛЬНО-НАДЗОРНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ ПОЖАРНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ОСНОВЕ РИСК-ОРИЕНТИРОВАННОГО ПОДХОДА

26 апреля 3:54

Реализация мероприятий государственной политики и реформы контрольной (надзорной) деятельности в области обеспечения пожарной безопасности федеральный государственный пожарный надзор претерпел значительные изменения, наиболее важным из которых следует отметить внедрение риск-ориентированного подхода при планировании контрольных (надзорных) мероприятий за соблюдением обязательных требований [1]. 

Законодательством о государственном  контроле (надзоре) и муниципальном контроле определено, что под риск-ориентированном подходе следует понимать метод организации и осуществления государственного контроля (надзора), при котором выбор интенсивности (формы, продолжительности, периодичности) проведения мероприятий по контролю и профилактике нарушений обязательных требований пожарной безопасности определяется отнесением деятельности контролируемых лица  и (или) используемых ими при осуществлении деятельности объектов защиты к определенной категории риска [2, 3].     

Учитывая обязательность применения риск-ориентированного подхода при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора (далее – федеральный ГПН),  необходимо более подробно остановиться на  его сущности. Определение интенсивности проведения контрольных (надзорных) мероприятий при осуществлении федерального ГПН производится на основании критериев, указанных в Положении о федеральном пожарном надзоре. Сами критерии определяются на основе функциональной пожарной опасности объекта защиты, количества людей на объекте, высоты объекта, класса опасности производственных объектов и категории по взрывопожарной и пожарной опасности зданий, сооружений и наружных установок [3]. Одно из главных достоинств введенного подхода в том, что теперь он разделяет объекты на категории риска в зависимости от критериев тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований. 

Критерием отнесения объекта защиты к определенной категории риска является уровень превышения величины ожидаемого риска негативных последствий пожаров по группе объектов защиты над величиной допустимого риска негативных последствий пожаров. Система, где практически любой объект проверялся с одной и той же интенсивностью вне зависимости от того, с какой вероятностью может произойти пожар и с какой вероятностью нарушение требований пожарной безопасности на объекте приведет к негативным последствиям. 

Недостатком в данном риск-ориентированном подходе является некоторое упрощение при определении объекта к той или иной категории риска, без проведения расчетов. В приложении к Положению о федеральном ГПН указаны условия, при которых объекты защиты подлежат отнесению в соответствии с установленными критериями тяжести потенциальных негативных последствий возможного несоблюдения на объекте защиты обязательных требований к определенным категориям чрезвычайно высокого,   высокого, значительного, среднего, умеренного риска, подлежат отнесению к категории высокого, значительного, среднего, умеренного и низкого риска соответственно. При этом объект защиты  может быть отнесен к  категории меньшего риска, но только на одну ступень. Однако не рассматривается ситуации, когда риск последствий на объекте меньше и состояние пожарной безопасности находится на уровне соответствующей еще меньшей категории риска [4].  

Основное достоинство риск-ориентированного подхода заключается в научной обоснованности интенсивности проведения контрольных (надзорных) мероприятий на объектах защиты различного функционального назначения. Недостатками является то, что современная система риск-ориентированного подхода не учитывает расчетное значение величин индивидуального и социального пожарных рисков на объекте   защиты, что делает менее объективным их отнесение к определенной  категории риска [5].

 Следовательно, требуется разработка научно-обоснованной   методики оценки тяжести негативных последствий нарушения требований пожарной безопасности, для  объективного отнесения  объекта защиты к определенной категории риска и установления периодичности проведения контрольных (надзорных) мероприятий. 

 

 Использованные источники

  1. Паспорт приоритетного проекта «Совершенствование функции государственного надзора МЧС России в рамках реализации приоритетной программы «Реформа контрольной и надзорной деятельности» (утв. протоколом заседания проектного комитета от 21 февраля 2017 г. № 13(2)). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  2. О государственном контроле (надзоре) и муниципальном контроле в Российской Федерации: Федер. закон Рос. Федерации от 31 июля 2020 г. № 248-ФЗ (ред. от 14.07.2022). Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».
  3. О федеральном государственном пожарном надзоре: постановление Правительства Рос. Федерации от 12 апр. 2012 г. № 290 (ред. от 28.09.2022). 

Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс».

  1. Закирьяев Х.И., Юнцова О.С. Достоинства и недостатки риск-ориентированного подхода при осуществлении государственного пожарного надзора// Надзорная деятельность и судебная экспертиза в системе безопасности. 2020.  № 2.  С. 5-8.
  2. Фомин А.И., Бесперстов Д.А., Сайбель С.Ю. Пожарные риски и их влияние на риск-ориентированный подход при организации и осуществлении федерального государственного пожарного надзора // Вестник Научного центра. 2017. № 3. 

 

Sources used

1. Passport of the priority project «Improvement of the state supervision function of the Ministry of Emergency Situations of Russia within the framework of the implementation of the priority program «Reform of control and supervisory activities» (approved by the minutes of the meeting of the project committee dated February 21, 2017 No. 13(2)). Access from help.- the legal system «ConsultantPlus».

2. On State control (supervision) and Municipal control in the Russian Federation: Feder. the law grew. Federation No. 248-FZ dated July 31, 2020 (as amended on 07/14/2022). Access from help.- the legal system «ConsultantPlus».

3. On Federal State Fire Supervision: Decree of the Government of the Russian Federation. Federation of April 12, 2012 No. 290 (ed. of 09/28/2022).

Access from help.-legal system «ConsultantPlus».

4. Zakiryaev H.I., Yuntsova O.S. Advantages and disadvantages of a risk-based approach in the implementation of state fire supervision// Supervisory activities and forensic examination in the security system. 2020. No. 2. pp. 5-8.

5. Fomin A.I., Besperstov D.A., Saibel S.Yu. Fire risks and their impact on the risk-oriented approach in the organization and implementation of the federal state fire supervision // Bulletin of the Scientific Center. 2017. № 3.