По мнению И.Л. Бим, социолингвистическая компетенция включает в себя умения делать выбор лингвистической формы и способа языкового выражения, соответствующий адекватным условиям акта коммуникации, а именно ситуациям общения, намерениям, целям и социальным ролям партнёров по общению [2].
Также, социолингвистическую компетенцию можно понимать как способность языковой личности организовывать свое речевое поведение адекватно ситуациям общения с учетом коммуникативной цели, социальных статусов и ролей, обстановки общения в соответствии с социолингвистической нормой и установками [4].
Говоря проще, социолингвистическая компетенция – это умение личности организовывать свое речевое поведение адекватно ситуации общения: место и время общения, отношения и статусы собеседников, отношения между ними.
Для изучения проблемы формирования социолингвистической компетенции у старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня нами был рассмотрен ряд авторских работ (О. С. Павлова, Т. Б. Филичева, Л.Ф. Спирова, Н.И. Жинкин и др.), которые помогли нам сформировать социолингвистический компонент. Здесь и далее мы будем рассматривать социолингвистическую компетенцию как умение чётко и быстро устанавливать контакты, проявлять инициативу и взаимодействовать с другими людьми (как со взрослыми, так и со сверстниками); проявлять чувства сопереживания, эмпатии; регулировать свое поведение в ситуации общения (будь то спокойные ситуации или конфликт), умение понимать и принимать положение собеседника, владение этикетом и речевой дисциплиной как техникой речи
Как утверждает И. А. Зимняя, речевая деятельность – это активный целенаправленный процесс, опосредованной языковой системой и обуславливаемый ситуацией, принятия и передачи информации в ней. Следовательно, характеристики речи указывают логопедам на необходимость уделить внимания к содержательной, понятийной стороне речи как к средству выражения и формирования мыслей, к целостному развитию всех форм и сторон речи [1].
С уверенностью можно сказать, что коммуникация занимает ведущую роль в жизни человека, особенно при её становлении. Но, как отмечается Алексеевой М.М., данных о состоянии социолингвистической компетенции недостаточно, в особенности у дошкольников с общим недоразвитием речи. Количество детей с нарушением речи увеличивается, что подтверждает актуальность проблемы нашего исследования, её открытости и необходимости в подробном изучении.
Невозможно упускать такой важнейший фактор в развитии социолингвистической компетенции как психологическая сторона детей. Для детей, имеющих общее недоразвитие речи, это особенно важно, поскольку несет в себе доминирующую роль в содержании и структуре человеческого сознания. Полноценное развитие личности нельзя представлять без социального окружения человека. Благодаря окружению ребенок получает общение, которым, как раз таки и компенсирует важнейшие потребности – общение. В этот процесс общения происходит совершенствование психических и когнитивных возможностей от самого примитивного до высшего уровня в развитии. То есть, социолингвистическая компетенция выполняет важную роль в становлении полноценного и всесторонне развитого (включая речевое развитие) ребенка.
В. А. Дубовская утверждает, что старший дошкольник должен иметь возможность выбирать адекватную альтернативу поведения, осознавать меру своих возможностей, гибко использовать речевые средства для просьбы о помощи и оказания её, уважать желания и потребности других людей, включаться в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми [3].
Для детей с общим недоразвитием речи третьего уровня характерны некоторые особенности речевого развития: несформированность фонетико-фонематического, лексического, грамматического компонентов речевой деятельности. Возможность полноценного развития социолингвистической компетенции резко сокращается в таких условиях.
В разговоре речь ребенка становится бедной, обособленной ситуативно из-за ограниченности возможностей в речемыслительной деятельности. Не происходит формирования представлений о языковых средствах и возможностях их применения (фонемы, лексемы, грамматические формы).
В отличии от сверстников, не имеющих общего недоразвития речи, у детей с общим недоразвитием речи третьего уровня поведение и действия несколько отличаются в процессе речи. Это обусловлено структурой дефекта: бедность и качественное своеобразие лексики, трудности развития процессов обобщения и абстракции, преобладание пассивного словаря над активным, медленное обогащение активного словаря, аграмматизмы, дефекты произношения, трудности развития связного речевого высказывания. Все эти особенности вызывают затруднения в формировании основных функций речи: коммуникативной, познавательной, регулирующей и обобщающей.
Также могут возникать сложности в составлении рассказа по картинке, в ведении диалога. Общаясь со сверстниками, детям с общим недоразвитием речи третьего уровня сложно формулировать и передавать свои мысли. Поэтому у таких детей присутствует смущение и страх в общении с окружающими, они чувствуют себя неуверенными, что непосредственно влияет на поведение ребенка и формирование личности в целом.
У детей с общим недоразвитием речи третьего уровня наблюдаются недостаточно сформированные процессы, которые тесно связаны с речевой деятельностью:
нарушение памяти и внимания;
нарушение пальцевой и артикуляционной моторики;
недостаточная сформированность словесно-логического
мышления.
Так как недоразвитие речи у таких детей влияет на развитие памяти, то у них снижена продуктивность запоминания информации и вербальная память.
Часто такие дети в своей речи опускают или заменяют некоторые элементы описания предмета, действия, явления. Нередки повторы слов и словосочетаний.
Как отмечает О. С. Павлова, для старших дошкольников с общим недоразвитием речи третьего уровня характерна внеситуативно-познавательная форма общения со взрослыми, хотя в этом возрасте ведущей должна быть внеситуативно-личностная форма. В большинстве случаев дети с общим недоразвитием речи третьего уровня стараются избежать речевого контакта. Сотрудничество в игре или работе у данной категории детей наблюдается достаточно редко.
Но перечислив все эти особенности, можно сказать, что дети с общим недоразвитием речи третьего уровня не могут самостоятельно достичь необходимого и достаточного уровня развития социолингвистической компетенции, а, следовательно, достойного уровня социализации.
Таким образом, что бы добиться качественной социализации детей с общим недоразвитием речи третьего уровня логопедам и другим педагогам необходимо уделять внимание на развитость таких компонентов социолингвистической компетенции как: когнитивный, языковой, поведенческий, аксиологический компоненты.
Список литературы:
1.Алексеева М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников / М. М. Алексеева. – Москва : Просвещение, 2009. – 400 с.
2. Бим И. Л. Иностранный язык в системе школьного филологического образования // Инос. яз. в шк. — 2009. №1. С. 4-7.
3. Дубовская В.А., К вопросу о формировании коммуникативной компетентности у детей с речевым недоразвитием// Компетентностный подход в обучении и воспитании детей с ограниченными возможностями здоровья: материалы межрегиональных педагогических чтений. 27 декабря 2011 года / Главное управление образования Курганской области, ГАУО ДПО «Институт развития образования и социальных технологий». – Курган, 2011. С. 3-6
4. Овчинникова М.Ф. Методика формирования социолингвистической компетенции учащихся общеобразовательной школы: (английский язык, филологический профиль,): дис. … канд. пед. наук. Улан-Удэ, 2008. 206 с.