О ТЕРМИНОЛОГИЧЕСКОЙ НЕОПРЕДЕЛЕННОСТИ В ФОРМУЛИРОВАНИИ СОСТАВА ПРЕСТУПЛЕНИЯ В СТАТЬЕ 172 УГОЛОВНОГО КОДЕКСА РФ (НЕЗАКОННАЯ БАНКОВСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ)

14 ноября 1:02

Обзор и анализ актуальной судебно-следственной практики в сфере правоприменения статьи 172 УК РФ, предусматривающую ответственность за незаконную банковскую деятельность, приводит к выводу о том, что  правоохранительная система в лице сотрудников подразделений экономической безопасности, следователей, прокуроров и судей зачастую трактует действия привлекаемых к уголовной ответственности лиц по разному, в зависимости от сложившейся судебно-следственной практики на территории конкретного субъекта Российской Федерации. Это влияет на качество предварительного следствия и принятие законного и обоснованного итогового решения в отношении конкретного гражданина. Причиной поспешной и впоследствии неправильной квалификации преступлений является то, что следственные органы (особенно не имеющие специализированных подразделений по расследованию преступлений в сфере экономики) в территориальных органах субъектов Российской Федерации не в полной мере понимают саму суть некоторых преступлений в сфере экономики, которые представляют повышенную сложность по сравнению с общеуголовными преступлениями.

В связи с чем, представляется наиболее важным разграничение незаконной банковской деятельности от легальных банковских операций и сделок в целях исключения документирования и последующего необоснованного уголовного преследования невиновных лиц.

Статья 171 Уголовного кодекса РФ предусматривает ответственность за незаконное предпринимательство. Норма же статьи 172 УК РФ, описывает состав незаконной банковской деятельности. Эти две нормы соотносятся между собой как общая и специальная. Банковская деятельность обладает определенной спецификой по сравнению с прочими видами предпринимательской деятельности и относится к одной из системообразующих сфер для рыночной экономики, в связи с чем подлежит особой защите.

Банки являются ключевым звеном в обслуживании интересов всех участников рынка и находятся в центре экономической жизни. В подавляющем большинстве стран мира банковскому сектору придается особое значение, учитывая, что благосостояние государства, его международный авторитет и инвестиционная привлекательность во многом зависят от сильной и развитой банковской системы, способной к надежному и быстрому исполнению финансовых операций. В связи с чем, противоправные деяния в области банковской деятельности наносят значительный вред участникам отношений, в том числе государству в целом, подрывая его международный авторитет. Необходимость защиты обозначенных общественных отношений и обусловливает выделение специального состава преступления, предусмотренного ст. 172 УК РФ из общего массива экономических преступлений.

Статья 172 УК РФ предусматривает уголовную ответственность за «осуществление банковской деятельности (банковских операций) без регистрации или специального разрешения (лицензии) в случаях, когда такое разрешение (лицензия) обязательно, если это деяние причинило крупный ущерб гражданам, организациям или государству либо сопряжено с извлечением дохода в крупном размере»[1].

Как видим, диспозиция части 1 статьи 172 УК РФ является отсылочной и не содержит в должной мере четких формулировок, в связи с чем, на практике возникают многочисленные вопросы при квалификации содеянного. Как отмечает М.М. Михайловский «сложность … связана с большим количеством нормативных актов, регулирующих банковскую деятельность, отсутствием единого подхода к используемым в них понятиям»[2].

Следователям необходимо изучить, понять и правильно применять такие понятия как «банк», «банковская операция», «банковская сделка», «банковская деятельность», «специальное разрешение» и др. Разделение этих понятий имеет важное значение для правильной квалификации содеянного.

Так, под термином «банковская деятельность» обычно понимается вид предпринимательской деятельности, которую осуществляют специальные хозяйствующие субъекты — банки в сфере кредитования и финансов: привлечение во вклады денежных средств и размещение их на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц и др. 

Понятие «банковской операции» является более узким и в соответствии со статьей 5 Федерального закона № 395-1 «О банках и банковской деятельности» к числу таковых, кроме вышеперечисленных трех, относится гораздо более широкий круг действий, включая совершение операций с иностранной валютой и драгоценными металлами.

Вместе с тем, то в каком виде понятия «банковская деятельность» и «банковские операции» формализованы в статье 172 УК РФ вызывает определенные вопросы. Как справедливо указывает проф. С.В. Бажанов «термин «банковские операции» употребляется в закрытых круглых скобках, значение которых в русском языке неоднозначно. Подобный законодательный прием в состоянии приводить к вариативной трактовке комментируемой правовой конструкции в целом, несмотря на то, что смысловое значение ее составных частей имеет некие схожие черты. Тем не менее словосочетание «банковские операции» несет более емкую смысловую нагрузку в сравнении с выражением «банковская деятельность»»[3].

Отдельно стоит отметить п. 5 ст. 5, согласно которой одним из видов банковских операций является инкассация денежных средств, векселей, платежных и расчетных документов и кассовое обслуживание физических и юридических лиц[4].

Одной из основных банковских операций является открытие банковского счета клиенту и его последующее обслуживание. При этом, открытие расчетного счета является обязанностью банка. Эта услуга оказывается при наличии у юридического лица специального разрешения (лицензии) Банка России. После заключения договора с клиентом, банк присваивает счету самостоятельный номер и информирует об этом налоговый орган. Впоследствии для обслуживания данного расчетного счета, осуществления по нему операций по переводу и зачислению денежных средств у банка должны быть технические средства и специальное банковское программное обеспечение интегрированное в систему Банка России. Со стороны клиента данный процесс связан лишь с подачей в банк соответствующих документов и заключении договора с банком на открытие и обслуживание счета. В дальнейшем клиент дает банку поручения на проведение банковский операций с денежными средствами, находящимися на счете. В отличии от банка клиенту никаких специальных разрешений (лицензий) на эту деятельность не требуется. При этом, клиент может открывать один или несколько расчетных счетов в разных банках.

После открытия банковского счета по нему осуществляются расчетные операции, большинство из которых в настоящее время осуществляется в безналичной форме. Банк взимает комиссию или иную плату за совершение данных операций согласно заключенному с клиентом договору. Сам банк  является лишь исполнителем поручений своего клиента, но, согласно действующего законодательства, должен контролировать банковские операции и выявлять факты легализации денежных средств, добытых преступным путем, финансирования терроризма и экстремизма, оплаты запрещенных в гражданском обороте средств.

Третьей важнейшей функцией банка является осуществление инкассации денежных средств, а также кассовое обслуживание клиентов.

Инкассацией называется сбор наличных денежных средств у физических и юридических лиц (в основном занимающихся предпринимательской деятельностью) в кредитную организацию. После эти средства зачисляются на банковские счета клиентов. Для осуществления физических действий по сбору и перевозке денежной наличности у банков, как правило, имеются собственные подразделения инкассаторов, которые проходят соответствующее обучение, имеют специальное вооружение и средства защиты. Также банки могут воспользоваться и посторонними организациями для осуществления перевозки денежных средств. Вместе с тем, сам процесс перевозки денежных средств не является банковской операцией и, соответственно, не требует наличия банковской лицензии. 

Отдельно стоит отметить, что только банк обладающий специальным разрешением (лицензией) может совершать такой вид операций как расчетно-кассовое обслуживание физических и юридических лиц, так как для этого требуется проведение операций по расчетному счету клиента, связанных с зачислением, переводом либо обналичиванием денежных средств. При этом, для осуществления инкассации и расчетно-кассового обслуживания банком в лице специального кассового подразделения выполняется совокупность действий по ведению надлежащей документации, оформлению приходных, расходных ордеров.

Исходя из рассмотренных определений наиболее распространенных банковских операций можно сделать вывод, что уголовная ответственность наступает за совершение указанных операций при отсутствии специального разрешения (лицензии) на их совершение от единственного регулятора данного вида правоотношений – государства в лице Банка России. При этом, уголовная ответственность за такие действия может наступить лишь при причинении крупного ущерба либо извлечении дохода в крупном размере: свыше 2250 тысяч рублей. Особо стоит обратить внимание на термины «причинение крупного ущерба» и «извлечение дохода в крупном размере» В первом случае действиями виновного лица причинен материальный ущерб конкретным гражданам, организациям либо непосредственно государству, а во втором случае причинение материального ущерба не предполагается. Уголовная ответственность наступает за извлечение дохода от противоправной деятельности. Таким образом, в рассматриваемых действиях у лиц привлекаемых к уголовной ответственности разные цели. Так, согласно приговора Ленинского районного суда г. Томска от 11.01.2021 г. № 1-578/2017 «целью незаконной банковской деятельности являлось систематическое извлечение дохода в особо крупном размере, получаемого с клиентов, в интересах которых планировалось осуществлять незаконные банковские операции, в виде вознаграждения за обналичивание денежных средств, не менее 2% от общей суммы перечисленных безналичных денежных средств клиентами»[5].

Правоприменительная практика в части оценки субъекта преступления не отличается последовательностью. Первоначальная практика в судах складывалась таким образом, что в качестве субъектов признавались только руководители кредитных учреждений или их учредителей.

В последствии судебная практика стала признавать субъектом любое вменяемое физическое лицо, достигшее 16 лет. Формальная причастность этого лица к банковской сфере, например, наличие трудового договора с банком или занятие субъектом руководящей должности в кредитном учреждении, не имеет значения.

Эта позиция сформулирована в определении Конституционного Суда Российской Федерацииот 17 июля 2014 года № 1743-О, который указал, что ст. 172 УК РФ допускает возможность привлечения к уголовной ответственности лицо, не являющееся работником кредитной организации.

Как показывает практика, подавляющее большинство преступлений рассматриваемой категории совершается физическими лицами в составе организованной группы в целях извлечения дохода в особо крупном размере. При этом, действие виновных лиц в составе организованной группы обуславливается тем, что сам механизм совершения незаконной банковской деятельности представляет собой определенную сложность, в связи с чем, у каждого члена такой группы имеется своя роль. Объективная сторона преступления заключается в: регистрации на подставных лиц в налоговом органе фиктивных юридических лиц, созданных без цели реального осуществления финансово-хозяйственной деятельности; последующем открытии в кредитном учреждении банковских счетов и индивидуальных банковских карт для последующих транзакций по ним; ведении всей необходимой бухгалтерской документации имитирующей реальную активную финансово-хозяйственную деятельность, предполагающую взаимодействие с налоговыми органами и сдачу отчетности; подбор клиентов для своих услуг по незаконной банковской деятельности; процесс непосредственного обналичивания денежных средств в кредитных учреждениях и доставку денежной наличности клиентам и др. Все эти действия предполагают задействование нескольких лиц для достижения своих целей, так как одним лицом совершать такие мероприятия не представляется возможным. Исходя из того, что проведение описанных мероприятий изначально финансово затратно, можно сделать вывод, что конечной целью подобных преступных действий является систематическое извлечение неподконтрольного государству дохода, способного покрыть предполагаемые расходы и принести существенную прибыль членам организованной группы. Документирование и доказывание таких преступлений представляет собой особую сложность, так как зачастую организованные группы носят межрегиональный, а иногда и международный характер, что значительно осложняет проведение комплекса всех необходимых оперативно-розыскных мероприятий.

Субъективная сторона преступления, с точки зрения большинства ученых, характеризуется виной в форме умысла, которая предполагает осознание лицом факта противоправности осуществляемой банковской деятельности. Вместе с тем, существуют разные подходы к оценке субъективной стороны преступления. Так, Н.А. Лопашенко утверждает, что гипотетически преступление может быть совершено и умышленно, и неосторожно[6]. Однако, данное мнение о возможности совершения преступления по неосторожности и перечисленные выше действия лиц, указанные в качестве объективной стороны преступления, как минимум дискуссионные, так как не обладая прямым умыслом совершить комплекс перечисленных мероприятий на практике не представляется возможным.  

Подводя итоги, необходимо отметить, что причиной возникновения проблем в квалификации деяний по статье 172 УК РФ, как правило, обусловлены разными подходами к трактовке диспозиции данной статьи и отсутствием четких понятий и категорий, позволяющих правоохранительным органам выработать единых подход к формированию судебно-следственной практики.

 

Литература:

 

  1. Лопашенко Н.А. Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ. В 2 ч. Ч.1 / Н.А. Лопашенко. — М.: Юрлитинформ, 2015. — 336 с.
  2. Алексеева Д.Г. Актуальные проблемы привлечения к уголовной ответственности за незаконную банковскую деятельность / Д.Г. Алексеева, И.Е.Михеева, Т.П.Суспицына // Всероссийский криминологический журнал. 2019. Т.13. №6. С. 962 — 970.
  3. Бажанов С.В. Уголовно-правовая характеристика незаконной банковской деятельности / С.В. Бажанов // Российская юстиция. 2017. №9. С. 21-23.
  4. Михайловский М.М. Уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность / М.М. Михайловский // Административное право. 2017. № 2. С. 59-67.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ / Консультант Плюс URL://https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/18ad3e1478f4180171bfbe9581e3aad80123aac2/ (дата обращения: 07.12.2022).

6. Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/3ed3290497299bf01cf0cc88cedf7da6f60f384c/ (дата обращения: 07.12.2022).

  1. Приговор Ленинского районного суда г. Томска от 11.01.2021 г. по делу № 1-578/2017. URL:https://sud-praktika.ru/precedent/547911.html (дата обращения: 07.12.2022).

References:

1.Lopashenko N.A. Prestupleniya v sfere ekonomicheskoj deyatel’nosti: teoreticheskij i prikladnoj analiz. V 2 ch. CH.1 / N.A. Lopashenko. — M.: YUrlitinform, 2015. — 336 s.

2.Alekseeva D.G. Aktual’nye problemy privlecheniya k ugolovnoj otvetstvennosti za nezakonnuyu bankovskuyu deyatel’nost’ / D.G. Alekseeva, I.E.Miheeva, T.P.Suspicyna // Vserossijskij kriminologicheskij zhurnal. 2019. T.13. №6. S. 962 — 970.

3.Bazhanov S.V. Ugolovno-pravovaya harakteristika nezakonnoj bankovskoj deyatel’nosti / S.V. Bazhanov // Rossijskaya yusticiya. 2017. №9. S. 21-23.

4.Mihajlovskij M.M. Ugolovnaya otvetstvennost’ za nezakonnuyu bankovskuyu deyatel’nost’ / M.M. Mihajlovskij // Administrativnoe pravo. 2017. № 2. S. 59-67.

5.Ugolovnyj kodeks Rossijskoj Federacii ot 13.06.1996 № 63-FZ / Konsul’tant Plyus URL://https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/18ad3e1478f4180171bfbe9581e3aad80123aac2/ (data obrashcheniya: 07.12.2022).

6.Federal’nyj zakon «O bankah i bankovskoj deyatel’nosti» ot 02.12.1990 № 395-1 URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/3ed3290497299bf01cf0cc88cedf7da6f60f384c/ (data obrashcheniya: 07.12.2022).

Prigovor Leninskogo rajonnogo suda g. Tomska ot 11.01.2021 g. po delu № 1-578/2017. URL:https://sud-praktika.ru/precedent/547911.html (data obrashcheniya: 07.12.2022).

 

 

Керимов Руслан Ширин оглы: krus.86@mail.ru, 89155555299

 

[1] Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ / Консультант Плюс URL://https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_10699/18ad3e1478f4180171bfbe9581e3aad80123aac2/ (дата обращения: 07.12.2022)

[2] Михайловский М.М. Уголовная ответственность за незаконную банковскую деятельность / М.М. Михайловский // Административное право. 2017. № 2. С. 59.

[3] Бажанов С.В. Уголовно-правовая характеристика незаконной банковской деятельности / С.В. Бажанов // Российская юстиция. 2017. №9. С. 22.

[4] Федеральный закон «О банках и банковской деятельности» от 02.12.1990 № 395-1 URL:https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_5842/3ed3290497299bf01cf0cc88cedf7da6f60f384c/ (дата обращения: 07.12.2022)

[5] Приговор Ленинского районного суда г. Томска от 11.01.2021 г. по делу № 1-578/2017. URL:https://sud-praktika.ru/precedent/547911.html (дата обращения: 07.12.2022)

[6] Преступления в сфере экономической деятельности: теоретический и прикладной анализ. В 2 ч. Ч.1 / Н.А. Лопашенко. — М.: Юрлитинформ, 2015. — С. 107